XI век
КЦ,1, 156-157, 177, 203-205, 234-235, 237, 239-240, 242-243; Абхазия и абхазы...с. 45-54.
По прошествии долгого времени печенеги и джики были отброшены в бегство турками. Печенеги ушли в западном направлении, а джики осели на окраине Абхазии.2 Вахтанг же покорил страну печенегов и Джикети и возвратившись, подступил к Осетии...
Тогда царь [Вахтанг] отпустил наемное персидское войско и царей кавказцев с большим вознаграждением; сестру свою Мирандухт и всех пленников отправил по Дарьяльскому пути3, а сам в сопровождении большого картлийского воинства, перешел по абхазскому пути, терпеливо и бесстрашно начал сражаться за крепости Абхазии/ Ибо царь греков Леон Великий был занят войной с персами и поэтому не мог прислать войска в Абхазию. Затри года завладел [Вахтанг] всеми крепостями Абхазии вплоть до Цихе-Годжи5...
И выведал кесарь6 пределы владения Греции, страну на побережье моря, что есть Абхазия, и сказал [Вахтангу] следующее: "От Эгрисцкали до реки Малой Хазарии - это владения Греции со времен Александра7, которые нынче ты захватил силою у нас. Теперь же верни их обратно, и когда возмешь жену свою, мою дочь8, тогда дам через нее эту страну". И отдал [кесарь] в приданое землю между Эгрисцкали и Клисурой, а остальную Абхазию9 обратно отдал Вахтанг грекам...
И сказал [Вахтанг] сыну своему Дачи: "Ты старший сын мой, тебе я передаю царскую корону свою, братьям твоим в удел даю от Тасискари и Цунды до Армении и Греции; пределы же Абхазии, простирающиеся межу Эгрисцкали и Клисурой, принадлежат матери твоих братьев, пусть они владеют ими, и будут твоими эриставами в подчинении твоего потомства"...
Из двух же сыновей Вахтанга, рожденных от его жены-гречанки, умер тот, которого звали Леон, и остался один Мирдат. С Мирдатом приторговался брат его Дачи: царь поменял с ним владение свое и получил от Мирдата [земли] между Эгрисцкали и Клисурой, пределы Греции, доставшиеся Мирдату от матери; и отдал взамен [Мирдату] Джавахети от Паравани до Мтквари...10
Узнав о том, что картлийские цари [Мир и Арчил] и все их родичи отправились в Эгриси, и оттуда же переместились в Абхазию, пошел [Мурван Кру]11 следом за ними, и разорил все города и крепости страны Эгриси. Разрушил и ту трехогородную крепость, что есть Цихе-Годжи, преодолел пограничную Клисурскую твердыню. А во время его нашествия католикосом был Табор.
И когда Глухой [Мурван] вступил в Клисуру, которая в то время являлась границей между Грецией и Грузией, разорил город Абшилети Цхуми. Затем подступил к анакопийской крепости12, в которой находится икона всесвятой Богородицы, не рукотворное писание, а нисполненное свыше, о которой никому не известно, кто нашел ее на вершине той [Иверской] горы13, с ога морем, а с севера окруженной болотистыми лесами. Там чаходились в то время картлийские цари Мир и Арчил; отец же их. [к тому времени] уже был преставившимся и похоронен в Эгриси...
И было вместе с ними [Миром и Арчилом] небольшое число их царской дружины, и людей из родов эриставов и питиахшей, всего около тысячи [человек], а из абхазских войск две тысячи воинов... Когда же рассветало... сразились, и господь бог дал победу малочисленному христианскому воинству...
И отправили посланника Мир, Арчил и Леон эристав Абхазии,14 [Византийский император] прислал две короны [и жаловал] грамоту Миру и Арчилу... Леону же написал следующее:
"Все время пределам Картли мы причиняли вред! их же цари по отношению к нам оказали дружелюбие и помощь... Тебе (т.е. Леону - сост.) же я повелеваю быть эриставом Абхазии - тебе, сыновьям твоим и потомству твоему на вечные времена - чтобы ты по добру почитал царей Картли и их людей. Отныне не вправе ты причинять вреда им и пределам эгрисской земли как во время их пребывания там, так и после ухода оттуда"...15
Призвал Арчил Леона и сказал ему: "Да благославит господь тебя за то, что оказал нам отличное гостеприимство и защитил нас в местах твоих надежно; известно, что теперь уж началось обустройство16 земли нашей [расположенной] выше Клисуры.17 Поеду и обоснуюсь в Цихе-Годжи и Кутаиси. Теперь назови для себя то, что хочешь от меня в вознаграждение за благослужение твое".
Леон ответствовал: "Дал же мне кесарь сию страну наследственно благодаря вашим усилиям. Отныне она является моим наследственным владением от Клисуры до реки Большой Хазарии18, куда достигает хребет Кавказа. Причисли и меня к своим слугам, которые сегодня удостоены быть твоими сыновьями и братьями. Не нужно мне доли от тебя и то, что есть у меня, пусть будет твоим".19
Тогда отдал [Арчил] Леону в жены племянницу свою Гурандухт и ту корону, которую прислал царь греков для Мира.20 И дали [друг другу] обещание и твердую клятву, что не будет между ними вражды, чтобы Леон всю свою жизнь повиновался Арчилу. Отправился Арчил в Эгриси вплоть до Шорапани.
1. Грузинский историк Джуаншер Джуаншериани (XI в.), автор публикуемого документа - "Житие и деяние Вахтанга Горгасала";
по мнению ряда исследователей, автор VIII века (см.Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала. Перевод, введение и примечания Г.В.Цулая. Тб., 1986).
2. Во времена Вахтанга Горгасали, как замечает З.Ратиани, в степях Северного Кавказа кочевали гунны, а не печенеги, которые только в конце IX в. появились в междуречье Волго-Дона, откуда их вытеснили половцы в середине XI в. к Дунаю и Карпатам. Выходит, что Джуаншер сообщает в данном случае современные ему сведения. "Так что джики как раз в середине XI в. поселились "на окраине Абхазии", - заключает З.Ратиани. По его мнению, джики просто от кочевого образа жизни перешли к оседлости; а слова Джуаншера - "на окраине Абхазии" - означают, что джики в середине XI в. осели вдоль р.Кубани (в низовьях) по ее правой стороне. (З.Ратиани. Указ.соч., с.39-40). См. еще док. NN 8, 13, 20, 32, 42, 66, 75.
3. Вахтанг Горгосали обменял свою сестру Мирандухт, находящуюся в плену у осетин, на 30 тысяч осетинских пленников (КЦ, т. 1,с.157).
4. Вахтанг Горгасали предпринял попытку объединения Грузии - Иверии и Колхиды.
5. Цихе-Годжи в Сенакском районе (Западная Грузия).
6. Византийский император, тесть Вахтанга Горгасали Леон I Макели (545-474 гг.).
7. Александр Македонский (356-323 год до н.э.). Однако с древнейших времен территория от Келасури до р.Кубани, по меньшей мере, до "Старой Лазики" (район Туапсе), была частью Колхиды, "называемой теперь Мингрелией" (док. NN13, 21, 39, 42, 76, 78 и др.).
8. Второй женой царя стала дочь византийского императора Леона I(прим.6).
9. Имеется в виду территория от р.Келасури до р.Кубани (Малой Хазарии).
10. Притязания картлийских царей на Абхазию и наоборот -абхазских царей на Картли и другие регионы Грузии (док. N43 и др.) вполне согласуются с Варданом Вардапетом (XIII в.), который утверждал, что цари Абхазии - потомки Вахтанга Горгасали (Собрание истории Вардана Вардапета. Венеция, 1862, с.91-92, на арм.яз.; док. N43, прим.5).
11. Мирван II Ибн Магоммед, арабский халиф из династии Омайянов. Умер в 750 г. За жестокость грузины назвали его Мурваном Кру (т.е. глухой).
12. Анакопия - Новый Афон или Псырцха (Гудаутский р-н современной Абхазии). Происходит от грузинского слова "анакапи", т.е. "вырубленный" (лес) или от грузинской фамилии Накопия (которую почему-то некоторые считают апсуйской фамилией - см.Очерки истории Абхазской АССР, с.54 и др.), с чем не согласен Г.Амичба (Новый Афон и его окрестности. Сухуми, 1988, с.18). По мнению Х.Бгажба, название Анакопии происходит от Ана + Куап - зигзаговое место по-абх.(см.его. Труды, т.1, Сухуми, 1987, с. 127). Не исключено, что оно связано с грузинским словом копи (серха). В любом случае Анакопия, как и Анария (Гальский р-н), Анаклия (Зугдидский р-н), Анасеули (Озургетский Р-н), Ананури (Душетский р-н), Анага (Сигнагский р-н) - грузинский топоним.
13. Как известно, Пресвятой Богородице Марии для проповеднической деятельности досталась Ивери.я, т.е. Грузия (См.-Жизнь Пресвятой владычицы нашей Богородицы Приспо-Деви-Марии. СПБ, 1860, с.212-213; 227-228; Сказание об Иверской иконе Богоматери. М.1869 и др.). О прибытии в Х в. из Никеи к Святой Афонской горе (по морю) чудотворной иконы Богородицы, называемой Иверской (т.е.грузинской), говорится в преданиях и мифах разных народов (Краткое описание дведесяти монастырей.., обитающихся на святой горе Афонской. СПБ, 1877; Мифы народов мира.М.,1989,идр.).
Свидетельство Джуаншера о нахождении в Новом Афоне в VIII веке иконы Всесвятой Богородицы - "нерукотворного писания, а нисполненного свыше, о которой никому неизвестно", позволяет думать, что икона была привезена в Грузию значительно раньше, может быть, в I веке во время пребывания в Западной Грузии апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. Надо полагать, что икона несколько позже оказалась в Анакопийской крепости на горе Ивирон (по-греч. - "принадлежащее грузинам"), которые апсуйцы хотят переименовать на свой лад - в Апсарскую гору (такой топоним раньше не существовал).
Копия Иверской иконы Богородицы, привезенная в Москву в 1648 г. при ликовании народа, в присутствии царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона, исцелила москвичей от чумы в 1771 г. (во время царствования Екатерины II), придала силы М.Кутузову и его генералам в 1812 году (Л.Толстой. Война и мир), сделала православным философа-рационалиста XIX И.В.Киреевского (Вл.Соловьев. Собр. соч., t.v, с. 167) и т.д. Еще одна копия Иверской иконы Богородицы была привезена в Грузию 9 октября 1989 г. и находится в Тбилиси в Сионском храме.
Нахождение Иверской иконы Богородицы в Новом Афоне - на Иверской горе является еще одним важным свидетельством принадлежности этих территорий Иверии (т.е.Грузии).
14. Мир (Степанозович), политический деятель первой половины Villa., боролся с арабами; Арчил - брат Мира, эристав Картли и Эгриси, его подданным являлся эристав Абхазии Леон I (720/730 - 740 гг.).
15. Таким образом, византийский император признал царями только картлийских царей Мира и Арчила, а Леона лишь эриставом Абхазии, который должен был почитать "царей Картли и их людей".
16. Г.Амичба "шенеба адгилта" ошибочно переводит как. "начались заселяться земли"; должно быть "началось обустройство".
17. Из этих слов следует, что земли севернее Келасури были подвластны Арчилу.
18. Так называли, как правило, р.Волгу. Вероятно, здесь должно быть "до реки Малой Хазарии", т.е. до р.Кубани.
19. Игнорируя приведенные слова Леона I, М.Гумба пишет: "Факт зависимости Леона I от Арчила не подтверждается источниками" (см. его. Абхазия в первом тысячелетии, с.217).
20. Таким образом, эристав Леон I стал царем благодаря короне Картлийского царя Мира и женитьбе на его дочери, что давало ему и его наследникам право на Картли (см.Бердзенишвили. Вопросы истории Грузии, т.9, Тб.,1979, с.52, на груз.яз.).
|