Не позже 1427 года
Иоган Шильтбергер. Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 год. Баку, 1984 (пер.со старонемецкого Ф.К. Бруна. Изд. З.Буниятова), с. 34, 40, 45, 65.
По рассказам местных жителей, этот горный хребет [Кавказа] примыкает к пустыне, доходящей до края света и в которой люди жить не могут из-за водящихся в ней диких животных и змей. В самих же горах отдельными семействами живут дикари, у которых нет постоянных жилищ. Все их тело, кроме лица и рук, покрыто волосами и они подобно другим животным скитаются по горам, питаясь травой и всем, что попадется им под руки...
Затем [я посетил] страну, именуемую Курдистан, со столицей Бистан. Далее - Королевство Грузии, жители которой исповедуют греческую веру, говорят на особом языке и весьма храбры. Есть еще страна Абхазия с главным городом Сухум.3 Страна эта имеет весьма нездоровый климат, поэтому и женщины и мужчины носят там четырехугольные плоские шапки. Есть также небольшая страна Мингрелия со столицей Батум.3 Жители их исповедуют греческую веру...
В этой стране (Готфия, т.е. Таврида - сост.), лежащей на берегу Черного моря, возле города Сарукерман (т.е. Херсон-сост.) был утоплен св. Климент. Там же страна (земля) черкесов, также на побережье Черного моря, населенная христианами, исповедующими греческую веру. Но тем не менее они злые люди и продают язычникам своих собственных детей и тех, которых они крадут у других. Они также занимаются разбоем и говорят на особенном языке. У них есть обычаи, класть убитых молнией в гроб, который потом вешают на высокое дерево. После этого приходят соседи, которые приносят с собой еду и напитки и начинают плясать и веселиться, режут баранов и быков.
Кстати замечу, на каких именно языках служат богу по греческому вероисповеданию: первый язык греческий. Второй язык русский, по-турецки урус, третий - болгарский, у язычников - булгар, четвертый венедский, у язычников арнаут; пятый -валахский, у язычников - ифлак, шестой - ясский, у язычников -ас, седьмой - готский, у язычников - тат; восьмой - зихский, у язычников - черкес; девятый - абхазский, у язычников - апкас;десятый грузинский, у язычников гюрджи; одиннадцатый -менгрельский, у язычников он обозначен этим же названием.4
1. Баварский солдат (1380-1438 гг.). Автор "Книги путешествий". Совершил путешествие между 1394 и 1427 годами.
2. Дата завершения путешествия И.Шильтбергера.
3. Объявление Сухуми столицей Абхазии, а Батуми - столицей Мегрелии говорит о недостоверности сообщений И.Шильтбергера. Подобное не зафиксировано в источниках. Известно лишь о том, чтов 1414г. владетель Абхазии Шервашидзе разгромил владетеля Мегрелии Мамия II Дадиани, но царь объединенной Грузии Александр I (1412—1443 гг.) сразу урегулировал конфликт (КЦ, т.IV, с.278). См. еще док. №№ 67, 69,71 и др.
4. Баварский путешественник среди богослужебных языков называет абхазский (апкас) и мегрельский, что не соответствует действительности. Богослужение на бесписьменных языках никогда не велось. В Западной Грузии (влючая и Абхазию) до IX в. богослужение велось на греческом языке, а затем - на грузинском. В начале XV в. в Бичвинтах еще сидел епископ Западной Грузии (епархия отЧанети до р.Кубань - см.док. №78), современная Абхазия с ее грузинским населением входила в состав Мегрелии, где богослужение велось на грузинском языке. В Абхазии и в последующие годы, когда ею овладели апсуйцы, богослужение (там, где оно вовсе не прекратилось) велось на грузинском языке. (Даже наместник русского царя на Кавказе М.С.Воронцов в своем отчете за 1849-1851 годы, касаясь вопроса об открытии в Абхазии архиерейской кафедры и духовной миссии, рекомендовал для успеха миссионерского дела в крае обучать будущих миссионеров грузинскому языку (Акты... т. 10, с.899 и др.).
|