• Арканджело Ламберти о Древней Колхиде (Мегрелии) и Абхазии


  • 1654 год

    Арканджело Ламберти. Описание Колхиды, называемое теперь Мингрелией. С картой 1654 года, перевел с итальянского К.Ф. Ганн, в СМОМПК, вып. 43, Тифлис, 1913, С.1У, 1-3, 9-11, 37,38, 55,59, 69,77, 92, 104, 119, 125, 128, 129, 150-153, 173, 174, 178-182, 185-189.


    Я не отрицаю, что ранние границы Колхиды были шире... Воспетая древними поэтами Колхида, есть та часть Азии, которая расположена на крайнем берегу Черного моря и которую жители обыкновенно называют Одиши, а другие - Мингрелией. Предание говорит, что страна эта была родиной Медеи... Колхида лежит между Имеретией (называемой также Башиачук) с В(остока) и Абхазией с С(евера). От Имеретии ее отделяет известная река Фазис, которая местными жителями называется Рионом...

    Границей Колхиды со стороны абхазцев или абасков служит река, называемая туземцами Кодером, а по моему мнению, он и есть древний Коракс.3 С З(апада) Колхида омывается Черным морем или Понтом Евксинским, крайный берег которого, по словам Страбона (кн. 1,2), как раз находится здесь (док. №8 -сост.). Сзади с северо-западной стороны, она окружена хребтом Кавказских гор, которые населяют дикие варварские народы, описание и перечисление которых потребовало бы предлинного рассказа и даже целой книги. Ближайшими являются абхазцы, аланы, сваны, карачаевцы, джики, черкесы. Все они именуются христианами, но живут без законов и занимаются охотой и грабежами...

    [В Колхиду] кроме Фазиса и Гиппоса (Цхенис цкали - сост.) более известны: Абаша, Техур, Копи или Коббо (Хоби - сост.), Чани, Ингур, Хета, Окум, Экарис (Галидзга ? - сост.), Моквис и Кодер..

    За Колхидой, в странах абхазов и джиков стоят прекрасные храмы, выстроенные в грузинском стиле и с книгами, написанными на грузинском языке, напр., в Анакопии (Новый Афон - сост.) и Пиджвитас (Бичвинта//Пицунда - сост.) имеются седилища Колхидского, Гурийского и Башиачукского патриархов...

    Прочность построек [жилища мегрелов] достигается крепким и хорошим камнем и надежным фундаментом, так, чтобы толчки землетрясения и сильные буря не могли наносить ему никакого вреда. Наконец, красота, изящный стиль, изваяния, орнаменты^ карнизы, колонны, балки и различные рисунки выделяют такой дом от других... Кто строит себе дом на холме, кто на равнине, кто в лесу и кто на берегу моря... [хотя] на берегу моря они (мегрелы - сост.) не имеют домов по причине дурного климата, а также по причине нападений, которые соседние варвары могут совершать на них. У владетельного князя более пятидесяти дворцов, среди которых Зугдидский самый красивый...

    Впрочем, у грузин и у мингрельцев есть два своих патриарха, которые заведуют всеми духовными делами, как в Грузии, так и в Мингрелии. Народы эти называют их католикосами. Грузинскому католикосу подчиняются: Картли, Кахетия, Бараталу (Сабаратиано - сост.) и Самцхе. Другому подчиняются: Одиши, Имеретия, Гурия, Абхазия'и Сванетия. В старину обоих католикосов избирал царь грузинский. Но, когда Дадиан приобрел независимость, и право избрания одишското католикоса присвоил себе...

    Из мест, которые сейчас имеют своих епископов [в Мегрелии], первое занимает Дранда на реке Кодори, на границе с Абхазией...

    Второе место - Мокви... Третье место Бедиа...5 Остальные епископские церкви, которые раньше имели своих епископов, теперь преобразованы в аббатства; первое аббатство -Киачское... Второе Джиппурийское (Ципурийское; в Тагилони -сост.)... Третье аббатство Хопи... Четвертое аббатство Оббуджское ... Пятое было Севастопольское, которое теперь поглощено водой. Шестое было Анаргийское (Анаклийское -сост.)... Вот те епископы и епископства, которые теперь есть и которые раньше были в Одиши...

    Двадцатого ноября празднуют день Св. Георгия. В народе распространено суеверие, что в тот день этот прославленный мученик крадет поблизости быка и ночью приводит в Илорскую церковь, которая посвящена его имени. Церковь эта в большом почете не только у всех мингрельцев, но и у соседних народов. Поэтому церковь эта очень богата серебром и золотом: все иконы сделаны из этих металлов и украшены драгоценными камнями. Даже двери обиты толстыми серебряными плитами. Эта церковь в почете у всего народа, так что хотя она стоит в отдаленном месте и близко к морю, но нечего бояться, чтобы кто - нибудь обокрал ее... Даже если бы поблизости к церкви на дороге Рассыпали драгоценные камни, то и те никто не смел бы тронуть. Этого святого боятся не только здешние жители, но и сами Aбхазцы, очень искусные воры по природе, и турки, которые cовершенно лишены света христианской религии.

    Двадцатого ноября владетель со всеми своими придворными Дворянами и одишским народом отправляется в Илорскую Церковь присутствовать на празднике "быка". Не только одишцы, но даже и абхазцы и сваны в большом числе приходят на этот праздник...

    Ярмарки открываются в Мингрелии в различных местах и в различные времена. Главная ярмарка открывается на первой неделе сентября у Ципурийской церкви, которая в наших руках... [Там] бывает до двадцати тысяч человек... Кроме Ципурия, ярмарка открывается еще у церкви Св. Георгия в Илорах в тот день, когда Св. Георгий должен привести быка в церковную ограду... Ярмарки еще бывают в Бедии у мыса Корцхери... [и во] многих других местах...

    Горы (гл.ХХVIII)

    Природа прекрасно обставила Колхиду и горами и равнинами, которые чередуются друг с другом, так что своим разнообразием делают страну весьма привлекательною... Но насколько страна с моря совершенно ровная, настолько она с противоположной стороны сурова и гориста и окружена высочайшими Кавказскими горами, которые, образуя, так сказать, весьма крепкую стену,защищают Колхиду от многочисленных набегов, которые могли бы совершать варварские и дикие племена, живущие за этими горами. Таким образом, Колхида самой природой защищена со стороны гор, и если природа с другой стороны допустила пробел, то он был исправлен искусством и старанием [мегрельского] владетеля. Действительно, в некоторых местах со стороны моря нет ни лесов, ни болот, и оттуда враг легко мог бы забраться; здесь для защиты этого-то прохода выстроили несколько деревянных крепостей, в которых стоит стража, вооруженная ружьями. Такую же защиту они устроили также со стороны гор. Так как в одном месте, которое называется Олуше, горы открыты и враг легко может зайти и опустошить землю, то там с весьма большими расходами вывели стену, длиною в шестьдесят тысяч шагов и на известном расстоянии в ней находятся башни, занимаемые значительной стражей стрелков. Чтобы в них не было недостатка, одишские (т.е. мегрельские - сост.) епископы, князья и знатные вельможи разделили между собою очередь помесячно, так что каждый помесячно охраняет это место своими людьми6. [Кавказский Хребет порой превышает]... высоты наших Альпов, разделяющих Францию и Италию.

    В этих высоких горах [Кавказа] живут очень дикие народы с таким множеством различных языков, что они друг друга вовсе не понимают. Страбон и другие писатели перечисляют всех; но ближайшие соседи Колхиды: сваны, абхазцы, аланы, черкесы, цики (джики - сост.), карачаевцы. Все они хотя величают себя племенем христиан, но ни по вере, ни по набожности ничего христианского у них совершенно не заметно. Между ними более других способны к обучению сваны, которые охотно слушают проповедь о Боге и посмертной жизни и с этой целью собираются...

    Теперь перейдем к остальным народом, которые живут в Кавказских горах. Больше на-севере от Мингрелии живут абхазцы (Abcassi или Abaschi), которых турки называют абасами (Аbassa). Страна их очень красивая и привлекательная, вся она разделена на плодородные возвышенности. Воздух у них здоров и сух, оттого и народ прекрасной крови, имеет - красивые лица, белую кожу и благородное телосложение; они храбры, подвижны и ловки, во всех трудах выносливы и поворотливы. Молодежь никогда не сидит без дела, а проводит время, то упражняясь в употреблении пики, то для подкрепления сил бросая в воздух тяжелые вещи, то перескакивая через канавы, чтобы приучиться к ловкости. У них множество крупного и мелкого скота. Ежедневная пища их: сыр, молоко и дичь. Рыбы не едят, хотя могли бы ловить в реках и море. Раков страшно не любят, как змею, и издеваются над мингрельцами, которые очень любят раков.

    В городах и крепостях абхазцы не живут7, но (обыкновенно) собираются десять или двадцать семейств одной фамилии, выбирают какое-нибудь возвышенное место, строят здесь из соломы несколько шалашей и обводят все крепким забором и глубоким рвом. Последнее делают потому, что у них обычай грабить друг друга. Только не грабят домашнюю утварь, так как У абхазца вовсе ее нет, но воруют людей, мужчин, женщин и детей и продают их туркам в рабство. С этой целью обыкновенно ночью нападают дру^, на друга, и кто попадется, того и ловят и увозят. Чтобы это не случилось невзначай, абхазцы в ожидании нападения обыкновенно спят одетые в броню и с пикой в руках, Щит кладут под подушку, а лошадь оседланную привязывают у своего ложа...

    [Абхазцы] покойников не хоронят, но вешают на дереве...

    ••• Фазис, Гипп, Абаша, Техур, Хопи, Чани, Энгур, Хети, Окум, Экарис, Моквис и Кодорс. Как раз в таком расположены в наше время реки Колхиды, в каком они названы. Последняя из всех рек Кодор, это должно быть, Кораче, потому что вся Колхида расположена между Фазисом и Кораксом, и совершенно так, как Фазис (Риони - сост.) отделяет Мингрелию от Гурии, так Коракс (Кодори - сост.) отделяет ее от Абхазии, а как за Фазисом мингрельский язык сразу сменяется грузинским, так за Кораксом сменяется абхазским, отсюда ясно, что Коддорс мингрельцев есть древний Коракс8, потому что сейчас после переправы через Коддорс живут абхазцы со своим особенным языком.9

    Комментарий:

    1. Итальянский миссионер, пребывавший в Мегрелии в 1635-1653 гг.

    2. Год издания книги А.Ламберти.

    3. Кодори на языке местных мегрелов означает "безлесую гору, покрытую травой" (см. Букет слов грузинских говоров. Под ред.Ал.Глонти. Тб, 1974, с.296, на груз.яз.). Однако р.Кодори не есть Коракс древних авторов, отождествляемый с р.Бзыбь (см.док. №№3, 4 и др.).

    4. Окум, Экарис, Моквис и Кодор находятся в Абхазии.

    5. Далее названы Цайши, Цаленджиха, Чкондиди.

    6. Речь идет о Келасурской стене, которую выстроила Мегрелия для защиты своего края от нашествия апсуйцев. Абхазский историк М.Гумба считает, что А.Ламберти, а также Шарден врут, абхазцы не нападали на Мегрелию с севера (Абхазия в первом тысячелетии, с.203). Далее Гумба договаривается до того, что, оказывается, с юга нападали на север (там же, с.209, 213). Так искажается подлинная история.

    7. Следовательно, они их и не строили. Города, церкви и крепости Абхазии построены грузинами, а также греками, генуэзцами.

    8. См.прим.3.

    9. А.Ламберти в 1657 г. на итальянском языке издал книгу "Священная Колхида", в которой речь идет и о крещении абасков, о том, что в Бичвинте сидит патриарх грузинских провинций - Абаскии, Мегрелии, Имеретии, Гурии (И.Табагуа. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тб., 1984, с.55-56, 174).
    .: Лента Новостей
    :. Реклама
  • На www.ckpr.ru сетевой Кабель витая пара цена.
  • Rambler's Top100
    © Наша Абхазия