• Патриарх Макарий о Грузии


  • Не ранее 1664г

    В. кн.: П.Жузе. Грузия в XVII столетии по изображению патриарха Макария. Казань, 1905, с. 9-15,18, 30,32, 42-43, 44.


    1. Принятие грузинским народом христианства. ...
    Всегда было принято, чтобы по смерти того или другого грузинского архиерея (католикоса), царь и епископ грузинские, выбрав кого-либо другого, посылали его для посвящения к Антиохийскому патриарху... Давид, царь абхазский,3 послал в Антиохию для рукоположения во епископы много лиц...

    Они (грузины - сост.) же сообщили также, что их страна (Абхазия)4 сильно страдает от неимения такого лица, который бы рукопологал для нее епископов. По этому поводу патриархом Феофилактовым5 был созван собор из большинства архиереев антиохийского патриархата, на котором было постановлено рукоположить для них (абхазцев?) самостоятельного католикосата, который бы рукопологал у себя архиереев для (абхазского) народа, но с тем, чтобы он продолжал помнить при богослужении антиохийского патриарха. (На этом соборе было также постановлено), чтобы антйохийский патриарх ежегодно посылал в Грузию экзарха для исследования проступков архиереев и архонтов и взимания доходов с (пожертвованных) селений. Обо всем этом патриарх вручил им (двум приехавшим в Антиохию абхазцам) грамоту; затем бросив жребий между ними, он одного из них, по имени Иоанн,6 рукоположил в католикосы с постоянным жительством в Абхазии. Это был первый католикос, назначенный для (абхазцев). Рукоположив корого из абхазцев в епископы,7 патриарх отправил их обоих домой в Абхазию. Спустя много времени после этого, а именно когда в Грузии начали исходить плевелы еретиков, антиохийский патриарх Феодор8 отправил туда для водворения порядка секретаря Василия...

    Историк Евагрий9 пишет, что соборная церковь в Абхазии выстроена (императором) Юстинианом10 и что при дворе этого императора жил какой-то абхазец, по имени Ёфрата (док. №21 - сост.), которого Юстиниан послал в Абхазию собрать несколько детей и привести их в Константинополь, где названный император устроил школу для обучения их грамоте и разным наукам. До принятия абхазцами христианства римские императоры убивали всех преступников из них...

    II. Некоторые сведения о достоинствах и недостатках Грузин.

    Знай, что в древнее время у всех грузин был один лишь царь, под властью которого находились как вся Грузия, так и нижеследующие страны. Его власть начиналась с восточного берега Черного моря, т.е. от Трабезунда и прилегающей к нему области, известной под именем Лазии. Под его властью находились тогда: Гурия, Мингрелия, Имеретия, Тифлис с его округом, Кахетия с ее областью и многие другие племена, обитающие в окружающей Грузию с севера и востока горе, которая начинается с восточного берега Черного моря и простирается на востоке до берега Персидского моря, называемого Каспийским. Вот имена племен, населяющих эту окружающую гору, называемую Боз (Кавказ? - сост.) 1) Абхазцы11, 'известные в настоящее время под именем Абазы и живущие на восточном берегу Черного моря; 2) Зикхозы или Черкесы, живущие в соседстве с абхазцами на севере от них; 3) Джики, 4) Анамаз (?); 5) Хашаги (Кашаги - сост.) 6) Свенетинцы, 7) Тушинцы;

    8) Твели (Двали - сост.) 9) Осетины; 10) Лаки; 11) Дидоети; 12) Хевсуры; 13) Кистины; 14) Галифой (?); 15) Каяры (?) и Кумыки. Под его же властью находились также известный город Кянха в Персии...

    ... В настоящее время в руках грузин осталось только пять областей (!- сост.) а именно: Мингрелия, лежащая на восток от Черного моря, Имеретия, Гурия, Тифлис и Кахетия...

    IX. В Грузии существует два католикоса: одному подчинена Мингрелия12, Имеретия и Гурия, а другому - Тифлис.

    Андрей, епископ беддийский - самой большой епархии в Мингрелии передавал нам, что в его епархии около 500 незаконных браков: один имеет двух жен, другой женат на близкой родственнице, большинство же женатых и совсем не венчаны... Когда мы прибыли в Мокольскую (Моквскую - сост.) епископию, о нашем прибытии и нашей проповеди услышала какая-то богатая женщина, жившая в Дандере (Дранда - сост.) недалеко от этого места. Так как эта женщина семь раз была замужем, большей частью за своими двоюродными братьями - родными братьями между собой, то она из страха перед нами, захватив с собой своего седьмого мужа, убежала с ним в Абхазию.

    ... Сванетинцы (сваны-сост.) имеют двух епископов: скуралийского и джайсалийского, которые однако, постоянно живут в Грузии.

    ... Соседние племена, а именно абхазцы, черкесы, цвенетинцы, лалаты и др. постоянно вторгаются в Грузию, увозят с собой кого могут из ее жителей и продают их в плен.

    XV. Абхазцы, услышав о нашем прибытии (в Грузии) и о нашей проповеди и нашем учении, явились к нам и приняли от нас крещение. Их было двадцать пять человек и между ними два предводителя, которые попросили нас поехать к ним и окрестить всех абхазцев, ибо они давно жаждут иметь у себя людей, которые бы их окрестили и научили христианской вере. Эти абхазцы составляют в наше время большую нацию и называются абазами. До недавнего времени все они считались христианами13 и у них же находился католикосский престол, который теперь находится в Имеретии.14 Да и до сих пор еще величественная церковь апостола Андрея (в Пицунде - сост.), через которого они приняли христианство, находится в их стране и весьма почитается ими. В наше время лишь немногие из них умеют перекреститься и делать земные поклоны (большинство же из них и этого не знают), так как у них нет священников и никто вообще о них не заботится и не учат их. Ввиду этого я посвятил для них нового мокохского (моквского?) епископа, представил его вышеупомянутым представителям абхазского племени и велел ему отправиться к ним для обучения (Хр. вере - сост.) и крещения их...

    XVII. Мы уже выше заметили, что во всей Грузии существует Два католикоса, первый из них управляет тремя областями, оставшимися и до сих пор свободными, а именно: Имеретией, Мингрелией и Гурией. Кафедра этого католикоса находилась раньше в Абхазии, где и до сих пор еще существует великолепная и знаменитая церковь (св. ап. Андрея), но где осталось лишь весьма немного христиан. Раньше католикос названных областей имел обыкновение посещать свои три епархии^ переезжая из одного места в другое, но в настоящее время ой". перенес свою кафедру в г.Кутатис14 в Имеретии, который составлял раньше самостоятельную епархию...

    Мингрельская епархия имеет шесть епископий:1) Жукондели (Чкондидельская, Чкондидская - сост.) , 2) Хобийская (где до сих пор еще хранится рубашка Владычицы нашей Богородицы, которую (рубашку) мы сами видели, приложились к ней и выкроили по ней такую же рубашку из белого полотна; затем, совершив водосвятие и погрузив (в свящ. воду) часть св. рубашки, мы облили этой водой новую рубашку, которую мы сохранили у себя, чтобы привести ее на родину как благословение Пресвятой Владычицы); 3) Джангалийская; 4) Бадиалийская (Бедийская - сост.); 5) Моколийская (моквская - сост.); 6) Дранделийская (драндская - сост.)15 - не считая игуменов монастырей, находящихся в этой области.

    Знай, что из всех святых грузины особенно почитают св. Георгия, которому посвящено в Грузии бесчисленное количество церквей, из которых три совершают чудеса в его праздники. Все эти три церкви находятся в Мингрелии. Первая из них находится на востоке от Черного моря и называется Илорской...16 Храмовой праздник... этой церкви весьма торжественно совершается в октябре приблизительно около того времени, когда празднуется возобновление храма св. Георгия. Церковь, о которой мы говорили, весьма большая и каменная с железными дверьми. Нам рассказывали, что после вечерни, совершаемой накануне храмового праздника, правители и знатные мингрельцы запирают все двери названной церкви и запечатывают их. Прийдя на следующий день, утро, и распечатав все двери, они входят в церковь и находят там связанного быка; отвязав, они выводят его из церкви и трижды с ним обходят ее, восклицая во все это время в один голос:-Господи, помилуй!

    Комментарий:

    1. Антиохийский Патриарх Макарий (1648-1672 гг.), один из просвещенных и деятельнейших иерархов восточноправославной церкви. Сочинение написано на арабском языке после двухлетнего пребывания в Грузии.

    2. Дата прибытия автора в Грузию.

    3. Видимо, речь идет об Адарнасе - правителе Хартли во второй половине VIII в, который и послал в Антиохию для рукоприложения в "епископы многих лиц", о чем сохранились сведения в грузинских источниках (см.КЦ, т. 1, с.226-227). См.прим.6.

    4. Здесь и далее под Абхазией подразумевается Картли (Восточная Грузия). Упомянутый выше царь абхазский является правителем Картли.

    5. Антиохийский патриарх Феофилакт (744-750 гг.) вторично утвердил автокефалию грузинской церкви.

    6. Иоанн - католикос Картли в середине VIII в., послан в Антиохию правителем Картли Адарнасе и рукоположен патриархом Феофилактом (КЦ, т. 1, с. 226).

    7. Возможно, речь идет о сменившем Иоанна католикосе Картли (при Адарнасе) Бабила (КЦ, т.1, с.227).

    8. Антиохийский Патриарх Федор (1057-1059 гг.) еще раз признал независимость грузинской церкви.

    9. Приведенные сведения греческого историка VI века Евагрия (536-600 гг.) из его книги "Церковная история" (Георгика, т.З, Тб., 1936, с.297) см. в соч.Прокопия из Кесарии (док. №21). Об этом пишет и Константинопольский Патриарх Никифор Кантопулос (1350-1362 гг.) в своей "Церковной истории", ссылаясь на П.Кесарийского (Георгика, т.7,Тб., 1967, с. 117).

    10. Юстиниан (527-565 гг.). Обновил Пицундский храм (док. №93).

    11. Здесь и далее речь идет об апсуйцах.

    12. Внутри Мегрелии подразумевается и Абхазия, что видно из упоминаемых ниже мегрельских епархий (Бедийский, Моквский, Драндский: ныне в Абхазии).

    13. Автор ошибается. Он путает абхазцев-христиан (грузин) с пришлыми апсуйцами (язычниками).

    14. См.док. №94, прим.9.

    15. Территории, где находились мегрельские епархии - Бедия, Мокви, Дранда - позже были оккупированы апсуйцами.

    16. Илори позже оккупирована апсуйцами; далее называются Суджунская церковь в Чкондидской епископии и Убудж (Обудж).
    .: Лента Новостей
    :. Реклама
  • Rambler's Top100
    © Наша Абхазия