Не ранее 1864 г.
Дмитрий Пурцеладзе. Главнейшие сведения о горских племенах, на которые распространяется деятельность Общества восстановления "Православного Христианства" на Кавказе, Тифлис, 1864, с. 14-17.
Известно, что настоящая Мингрелия с Самурзаканью в доисторические времена составляла центр древней Колхиды, а впоследствии - Лазики. Уцелевшие в Самурзакани памятники страны доказывают, что это было ядро когда-то цветущего мингрельского племени; на одной из ее окраин, со стороны Абхазии, лежит Бедия, бывшая во времена единства Грузии резиденцией Дадианов Бедиелей. Здесь до сих пор сохранились развалины церкви, замечательной по своей архитектуре и по надписям, в которых упоминается о грузинском царе Баграте III и о Дадианах. В самих Илорах, лежащих уже в пределах Абхазии, но близ Самурзаканской границы, с одной и с другой стороны моря, на богатых иконах есть надписи еще XVII столетия, которые говорят о владениях, мингрельских Дадианах; сами илорские жители, не зная по-абхазски, между собою говорят только по-мингрельски. Язык самурзаканцев не может стоять в противоречии с этими фактами, доказывающими историческую связь этого края с прежней Грузией и Мингрелией, - но собственно филологическое мнение о его происхождении еще не установилось. А.Берже (док.№161.-сост.) в своем "Обзоре горских племен" (Кавказский Календарь на 1858 г.) и немецкий ученый Шницлер (док. №165 - сост.) в своем объемистом сочинении "Империя Царей" (т. II, с.663, на франц.яз.) относят самурзаканцев к абхазской расе. Мнение это сомнительно и основано, вероятно на следующем соображении: самурзаканцы долгое время находились под властью абхазских владетелей и почти все нынешнее дворянское сословие в Самурзакани абхазского происхождения, хотя и говорят по мингрельски, а на границе оба племени сильно смешаны. Но, тем не менее, известно, что собственно масса населения в Самурзакани говорит исключительно мингрельским языком, составляющим несомненное, хотя и значительно удалившееся наречие грузинского языка... По свидетельству грузинских летописей, Мингрелия когда-то доходила до Анакопии3, и мингрельский язык во времена единства и могущества Грузии вдавался в самое сэрдце нынешней Абхазии, в язык которой, в свою очередь вошло множество грузинских слов. Но при ослаблении грузинского влияния на Абхазию, мингрельский язык был вытеснен оттуда и рассеян. Клапрот (док. №137 - сост.) в сочинении своем приводит слова миссионера Ламберта (док.№93 - сост.), который за два столетия до нашего времени признает р. Кодор границею между мингрельским и абхазским племенами. Вот его подлинные слова:"Латр Ламберти говорит, что Кодори отделяет мингрельцев от абазов..." (Путешествие в горах Кавказа, II, 415, на франц.яз)...4 Ныне пределы распространения мингрельского языка составляют... со стороны Абхазии - окраина Самурзакани, по которой живет смешанное население из абхазского и мингрельского племени.
1. Грузинский историк (1825-1891 гг.). ] 2. Год издания работы Д. Пурцеладзе.
3.См.КЦ,т.2,с.49.
4. Абхазский историк Ш.Инал-Ипа, опираясь на высказывания Н.Альбова и К.Ф. Гана, "доказывает", что самурзаканцы являются абхазцами (Советская Абхазия, 6 июля 1989 г.). Подобные высказывания далеки от истины, зная, что грузины занимали территорию вплоть до р. Кубани (док. №76 и др.), что современная Абхазия была частью Мегрелии (док. №110 и др.). Самурзаканцев относили к апсуйцам Л.Воронов (Абхазия - не Грузия, с.23-36), С. Басария (Абхазия, с.49), К.Мачавариани (док. №186) и другие фальсификаторы.
Национальная принадлежность самурзаканцев, как и сванов, хорошо была известна русской администрации, поэтому наместник Кавказа А.И. Барятинский (как он писал в отчете за 1857-1859 гг.) решил подчинить Мегрелии "две смежные с Мингрелиею области -Самурзакань и Сванетию, связанные с нею разными племенными отношениями" (Акты.., т.12, с.1321). См. еще док. №185, прим.З; док. №186. Заметим, что впервые апсуйский язык проникает в Самурзакано с конца XVII в., когда Квапу Шервашидзе поселил в секторе pp. Галидзга-Ингури абхазцев из Бзыби (док. №127).
|