• Из обращения представителей абхазской интеллигенции1 к Святейшему Синоду


  • 20 апреля 1916г.

    Сакартвело, 1916, 20 апреля, на груз.яз.


    С древнейших времен, до присоединения к России, христианство в Абхазии распространялось грузинским духовенством, которое было общим для грузинской церкви Абхазии и которое всегда находилось под покровительством правящих феодальных князей и народа Абхазии. Это духовенство имело большое влияние в Абхазии и проявило удивительную способность и выносливость в распространении христианства во всех тех районах, где оно по тем или иным препятствующим причинам не прижилось.3 Затем, после присоединения к России Грузии и Абхазии и упразднения независимости грузинской церкви4 с подчинением Синоду, дело распространения христианства и его популяризация весьма затруднились; даже Древнейшие христиане в некоторых районах Абхазии омусуль-манились (см. док.№203 - сост.).

    Причину этого прискорбного явления несомненно следует искать в постепенном отделении друг от друга народа и проповедников христианства, пытавшихся распространять его на непонятном населению языке. Со второй половины XIX века в церквах Абхазии ввели службу на непонятном народу славянском языке. Прервалась непосредственная связь между народом и духовенством, что привело нашу церковь до сегодняшнего жалкого состояния.5

    Ныне ходят слухи, что Синод имеет проект об отделении Сухумской Епархии (см. док. №206- сост.) от грузинского экзархата; это навсегда покончит с целями церкви восстановить в Абхзии христианство... Необходимо сблизить народ и духовенство, создать условия, сближающие народ и духовное управление. В вопросе вероисповедения не должно быть места для политики. Исторически проповедь учения Христа веками происходила по определенному известному правилу, с изменением которого чувство веры будет не развиваться, а слабеть и тупеть.

    По этим соображениям и в целях защиты интересов вероисповедения просим не отчислять и не отделять [Сухумскую эпархию] от существующей с древнейших времен структур, создаваемых веками исторической и культурной жизнью Грузии и Абхазии.

    Комментарий:

    1. О представителях абхазской интеллигенции см. док. №206.

    2. Дата опубликования обращения.

    3. Наместник Кавказа М.С. Воронцов именно поэтому отдавал предпочтение (1851 г.) грузинским священникам для работы в Абхазии (док. №158, прим.3,5).

    4. Автокефалия грузинской церкви упразднена в 1811 году. Вплоть до 1917г. - до восстановления независимости грузинской церкви она управлялась Синодом через посредство грузинского экзархата.

    5. Этим убедительно опровергается лживое утверждение шовиниста и провокатора Л.Воронова о том, что "глубокого проникновения начал христанства" в абхазском народе не было, т.к. вся "церковная письменность со священно-богослужебными книгами была на церковно-грузинском языке" (см. его Абхазия - не Грузия, с. 19). Из документа видно, что, наоборот, введение славянского языка довело христианство в Абхазии "до сегодняшнего жалкого состояния", а грузинское духовенство, вопреки утверждению Л.Воронова, "имело большое влияние в Абхазии".
    
    .: Лента Новостей
    :. Реклама
  • Rambler's Top100
    © Наша Абхазия