25-29 июня 1917 г.
Сакартвело, 1917, 25-29 июня.
Правда, наша Родина Иверия пережила большие культурные сдвиги, но наше прошлое заморозилось в такое время, что сбились с пути, отошли от закона естественной эволюции. Да, мы можем смело сказать, что если не помешали превратности судьбы, были бы сегодня впереди Европы, т.к. когда апостол Андрей здесь проповедовал учение Христа, тогда в Европе сами дуки2 были одеты в шкуры буйвола и босые охотились в лесах с копьем в руках.
После этого, с трудом, путем войны, постоянных ссор довели нашу культурную жизнь до времени царицы Тамар,3 которое являлось золотым веком Иверии.
А затем произошел поворот в жизни нации. Пришедшие враги не давали покоя и народ устал. Постепенно иссяк славный умственный и имущественный потенциал страны и разрушилась самобытная жизнь. Обеднел язык, испортились нравы, потеряли мощь, рыцарство и честность отбросили и, наконец, достигли до века, когда благосостояние находили в шпионаже и в предательстве Родины.
В то время, когда сознательная часть раздробленного иверского народа, скрестив руки на груди, стояла у могил своего былого величия, сегодня вдруг раздался голос справедливости и свободы!
Грузия бьет в набат, раздался возглас ура, ура!... Но слышится другой голос: мы не хотим свободы, не ищем автономию, все народы мира едины, мы только хотим предоставить льготы рабочему народу. Для этого необходимо отобрать имения у помещиков и раздать земли рабочим. Долой сословия и частная собственность на землю...
Так, до земных расчетов опустилось светящее солнце освобождения, оживления нации4...
1.См. док. №185 и примечания к нему.
2. Аристократия. Дука - династия Византийских императоров в XI веке.
3. Царица Грузии в 1184-1213 годах.
4. Автор статьи предстает большим патриотом Грузии, которую сын владетеля Абхазии считает своей Родиной.
Далее Г.Шервашидзе критикует социалистическую идеологию, высказывает оригинальные мысли. Редакция газеты не согласилась с некоторыми из них.
|