• Леонтий Мровели о едином происхождении народов Кавказа, границах Эгриси.


  • Вторая половина XI в.

    Картлис цховреба (История Грузии). Грузинский текст, т.1. Тб., 1955, с.3-5, 24,38 (Далее КЦ).


    Так скажем в самом начале: у армян и грузин, ранов и моваканцев3, эров" и леков5, мегрелов и кавказианов6 был один отец по имени Таргамос.7 Этот Таргамос был сыном Тариша, внуком Яфета - сына Ноя...

    У него [Таргамоса] было восемь сыновей, герои сильные и именитые, которых звали так: первого звали Хаос, второго Картлос, третьего - Бардос, четвертого - Мовакан, пятого - Лек, шестого - Эрос, седьмого - Кавкас, восьмого - Эгрос...

    ... Отдал Таргамос страну и близких своих этим восьми героям...

    А Эгросу отдал земли у морского залива и определил границы: с востока - Малая Гора, которая ныне именуется Лихи; с запада море; [с севера] река Малой Хазарии, куда достигает конец Кавказа.8 А этот Эгрос построил город и назвал своим именем - Эгриси. Теперь то место называется Бедией...9

    А ниже Эгрисцкали осталось у греков, так как жители этих мест не захотели отложиться от греков. Тогда Фарнаваз выдал свою сестру замуж за осетинского царя, а вторую свою сестру выдал замуж за Куджи. И дал Куджи земли между Эгрисцкали и Риони, от моря до горы, где расположены Эгриси и Сванети, и утвердил его там Эриставом.10 И он, Куджи построил Цихе-Годжи...

    И в период царствования того же Адерка11 из двенадцати апостолов в Абхазию и Эгриси пришли Андрей и Симон Кананит. И там скончался святой Симон Кананит в городе Никопсия, в пределах греков. А Андрей обратил (в христианство - сост.) мегрелов и ушел на Кларджети.

    Комментарий:

    1. Леонтий Мровели - грузинский историк и духовный деятель в.

    2. Время жизни и деятельности Л.Мровели.

    3. Рани и Мовакани - жители земель севернее р.Куры от Малой Алазани до Каспийского моря.

    4. Эры - предки жителей Эрети (Восточная Грузия, ныне в Азербайджане).

    5. Лезгины.

    6. Здесь жители Северного Кавказа.

    7. Легенда об едином происхождении народов Кавказа, об их родстве разделяется многими учеными (И.Джавахишвили, А.Чикобава, К.Кекелидзе и другими).

    8. Л.Мровели среди перечисленных им народов не упоминает об абхазцах, как об отдельном народе, идентифицируя их с грузинами (эгрисцами), которые занимают территорию вплоть до Малой Хазарии (р.Кубань). З.Анчабадзе объясняет этот факт неполноценностью генеалогической схемы Л.Мровели (З.В.Анчабадзе. Из истории средневековой Абхазии. Сухуми, 1959, с.225), не приводя при этом убедительных аргументов. Нельзя согласиться и с Г.В.Цулая, который пишет:"Называть в XI в. Западную Грузию - историческое Абхазское царство (Абхазта Самепо) - словом Эгриси - анахронизм, а текст Леонтия объясняется устойчивостью устной исторической традиции грузин... Поэтому заслуживает самого пристального отношения сообщение русского историка В.Н.Татищева (1686-1750) о том, как "по записке, данной от грузинского царевича Бакара" он узнал о древнегрузинской генеалогической таблице, согласно которой в удел эпонима Эгроса входили "Мингрелия иАвхазы" (Г.В.Цулая. Абхазия и абхазы, с.115). Во-первых, распространение грузин ^(эгров, лазов, "свано-колхов" Птоломея, "егеро-сванов" Ф.Бузанда) в северо-восточном Причерноморье не устная историческая традиция, а факт, зафиксированный в письменных Цисточниках. Во-вторых, действительно "заслуживает самого пристального отношения сообщение" В.Н.Татищева: "Паче же мню, часть Мингрелии северная, которую турки и кабардинцы имянуют Авхазос, наши древние имяновали обезы. Ныне оной большую часть кубанцы наполняют". (В.Н.Татищев. История Российская, т.1, М-Л,19б2, с. 171). Эти "кубанцы" и являются современными (а не историческими) абхазцами. Следовательно, попасть в XI в. в генеалогическую схемуЛ.Мровели они никакие могли, ибо пришли в "Северную Мингрелию" (Абхазию) значительно позже (см. еще N35, прим.З; Всеобщая история Вардана Великого с примечанием и приложением Н.Эмина.М., 1861, с. 115-116-док. №60).

    9. Бедия - исторический центр Эгриси. В средневековье называлась Гурбедией (Коренбедией), что означает "центр Бедии" (по- мегр.). Ныне именуется Агубедией (апсуйский перевод мегрельского топонима). См.ещедок. №92, прим. 12; №108, прим.ЗО; Венецианская карта; Карта Весконте и др.

    10. Эристав Куджи, по утверждению Ш.Инал-Ипа - апсуа, т.к."Акуджма" означает (по-апсуйски) "волк" (см.его Вопросы... с.201). Во-первых, грузинский ^збо и апсуйский Акуджма едва ли можно считать даже созвучными (Куджо - предмет для выметания муки - на груз.яз. - Д-Чубинашвили. Указ. соч., с. 1353); во-вторых, взаимоотношения Куджи с Парнавазом исключают его принадлежность к апсуйскому племени; на предложение Парнаваза быть братьями и вместе бороться против Азона, Куджи соглашается с радостью, призывает восточногрузинского наследника прибыть к нему, "чтобы обрадовались все грузины... Ты наследник владетелей Картли и должен быть хозяином... Ты наш господин, а я раб твой" (Картлис цховреба, т. 1, с.22); в-третьих, в 1V-III вв. до н.э. апсуйцы не жили в Западной Грузии, следовательно, их имена не могли получить распространения в Эгриси.

    11. По Леонтию Мровели, десятый царь Грузии (Картли и Эгриси). Правил примерно в 1 -57 годах н.э.

    12. В разных списках сочинения Л.Мровели содержатся сведения, что "Великий Андрей совместно с Симоном... вошли в земли Абхазии и пришли в город Севасте, называемый ныне Цхуми. И проповедовали слово божье, и многие его приняли. И оставил там блаженный Андрей Симона Кананита совместно с другими учениками и сам поднялся до земли Джиков. А люди этой земли были жестокими сердцем, промышляющими недобрыми дела-ми, неверными и ненасытными, которые не только не приняли проповеди Апостола, но и хотели убить его. Но милость божья защитила и, увидев их несклонность и животный разум, оставил и ушлел. С тех пор по настоящее время являются неверующими. А могила Симона Кананита находится в городе Никопсе, между Абхазией и Джикеты, так как Симон Каианит скончался там" (КЦ, т. 1, с.42-43.). В списке Палавандишвили сказано:"А Симон Кананит скончался в городе Никопсия, находящемся между Абхазией и Пжикеты, в пределах греков"(там же, с.43). В грамотах церей имеретинских и правителей Мегрелии к абхазским католикосам, пишет М.С.Селезнев, непрестанно Говорится о могиле Св.Андрея в Бичвинтах(в Пицунде). Однако, как (иы достоверно знаем, продолжал он, - "не сей Апостол умерщвлен И погребен в этой стране". М.Селезнев отмечает, что в грузинских гоамотах допущена неточность; в них речь идет, по'его мнению, о Симоне Кананите, святые останки которого были перенесены из Никопсиса ("когда этот город сделался незначительным") в 'Бичвинту, когда она "сделалась патриаршеством, а может быть и .гораздо прежде". Для иллюстрации сказанного М.Селезнев приводит "посвятительную грамоту княгини Аники Абашидзе, Касательно милостыни Бичвинтской церкви, на имя Абхазского KатоликосаГриголаЛорткипанидзе"(1731 г.), в которой сказано:

    "Мы знаем, что С.Андрей был мучим в стране Андропофагов (людоедов), называемой Анухазет (Абхазия) и погребен в месте, именуемом Бичвинтою" (М.С.Селезнев. Руководство к познанию Кавказа, т.1, СПб, 1847, с.64-65). В данном сообщении обращает внимание тот факт, что Имеретинская княгиня современных ей абхазов отождествляет с Андрофагами-людоедами Геродота (док. N5), а не с абхазами грузинских летописей. Она не могла не знать в первой трети XVIII века, что территорией к северу от Ингури с конца XVII в. овладели варварские племена, вытеснив оттуда ее историческое население.

    Касаясь этого же вопроса, Г.Рогава пишет, что Симон Кананит, приехавший в Абхазию совместно с Андреем Первозванным в 40-х годах I века (приехали из Иерусалима; некоторые считают их кабадокийскими грузинами), был умерщвлен абхазами -язычниками (Г.Рогава. История грузинской церкви. Тб.,1996, с. 16-17, 80). Остается выяснить вопрос: где все же был похоронен С.Кананит - в быв.Старой Лазике, около Туапсе (П.Ингороква, Н.Бердзенишвили) или в Анакопии, современном Новом Афоне (Н.Дадиани, М.Джанашвили, А.Уварова)? Факт перезахоронения св. апостола говорит в пользу того предположения, что Никопсия, где его сначала похоронили, находилась около Туапсе, она пала из-за нашествия варваров и могилу перенесли на юг - в Бичвинту (Анакопия, находящаяся к югу от Бичвинты, не могла пасть раньше нее).
    .: Лента Новостей
    :. Реклама
  • Rambler's Top100
    © Наша Абхазия