• Из статьи "Голос самурзаканца" - об аборигенности грузинского населения Абхазии


  • 6 мая 1899 г

    Черноморский Вестник, 1899, 6 мая


    В №№72-75 "Черноморского вестника" помещена статья г-на К. Мачавариани под заглавием "Имеют ли право самурзаканцы называть себя мингрельцами..."' Голословно утверждает, что границею между Апсилиею (Мингрелиею) и Абхазиею служила и служит р. Ингур. Верно ли это?.. При вступлении в Авазгию, по словам Прокопия, лежала высокая гора, оканчивающаяся у самого моря; у подошвы этой горы лежало сильное укрепление, известное под названием "Трахеи" (док. №21 - сост.). Некоторые ученые (Дюбуа и другие) отождествляют древнюю Трахею с развалинами Никопсийской крепости (около Ново-Афонского монастыря), а другие (г-н Чернявский) указывают на развалины близ р.Келасури (в 5 верстах от Сухума)2. Имеет ли г-н Мачавариани данные для опровержения Кессарийского? Не свидетельствует ли Ламберти (XVII в.), что мингрельцев в его время отделяла от Абхазии р.Кодор (док. №93 - сост.); что город Бедия, известный своим монастырем, находится в Мигрелии? А, ведь, Бедия находится в центре нынешней Самурзакани. Даже, не есть ли прямое свидетельство об этом то, что дворец князей мингрельских (владетельных) находился на берегу р. Галидзга в 10 верстах от сел. Илории (док. №78, 82,87 - сост.). Поэтому не представляется ли достоверным мнение историков о том, что нынешний Сухумский округ до р. Псырцхи был населен мингрельцами, которые впоследствии были оттеснены до границ нынешнего Самурзакано? Не свидетельствуют ли об этом же надписи на иконах Илорской церкви, которые в данном случае нельзя обвинять ни в пристрастии, ни в тенденциозности?3...

    Желательно было бы, чтобы г-н Мачавариани разъяснил нам эти недоумения, без чего мы принуждены будем думать, что он в данном случае руководился не желанием выяснить истину, а какими-то другими мотивами.

    Самузаканец"

    Комментарий:

    1. В газете "Санк-Петербургские ведомости" 22 февраля 1899 г. была опубликована статья "Сухум". В ней говорилось об угнетенном положении грузинского (мегрельского) населения Сухумской епархии (вопреки указу Святейшего Синода, богослужение велось не на грузинском, а на русском языке и т.д.), о попытке ее отрыва от собственного народа. 31 марта - 2 апреля 1899 г. черносотенная газета "Черноморский Вестник" напечатала ответную статью известного абхазского культурного деятеля грузинского происхождения К.Мачавариани "Имеют ли право самурзаканцы называть себя мингрельцами". Автор голословно утверждал: "По нравам и обычаям, по языку и религии самурзаканцы составляют одно неразделимое племя с абхазцами. Если абхазский язык стал вырождаться в самурзакани, то благодаря мингрельцам, которые понемногу стали забирать в свои руки не только Самрузаканцев, ной всю Абхазию" (Черноморский Вестник, 1899, 2 апреля). Ответом на измышления К.Мачавариани является публикуемая статья.

    Дискуссия между К.Мачавариани и "Самурзаканцем" продолжилась и в последующих номерах "Черноморского Вестника" (17,20, 23 июня 1899 г.). К.Мачавариани - один из основоположников абхазской сепаратистской идеологии. Вот некоторые его высказывания: "Вы ("Самурзаканец"- сост.) все хотите довести границу Мингрелии до реки Гализги или до реки Кодера. Но не забывайте, что одно мингрельское селение недалеко от границ Имеретии до сих пор носит название "Кодор". Двигайте лучше мингрельцев в Лазику. Язык мингрельцев гораздо ближе к лазскому, чем абхазскому

    Греки очень долго владели Абхазией, Мингрелией, но они были настолько благоразумными, что ни тогда, ни теперь не считали эту территорию за Грецию" ("Черноморский вестник", 1899, 20 июня). К.Мачавариани, таким образом, представления не имеет об истории Абхазии или сознательно фальсифицировал ее, выполняя определенный заказ (см. еще его статью -СМОМПК, 1884, №4, отд.П, с.40-76)

    2. Дюбуа де Монпере писал, что в Анакопии (см. док. №21, прим. 12) можно легко узнать знаменитое дефиле с его крепостью, которое греки (Прокопий) назвали "Трахеей" (Фредерик Дюбуа де Монпере. Путешествие вокруг Кавказа у черкесов и абхазов, в Колхиде, в Грузии, в Армении и в Крыму, т.1, Сухум, 1937, с. 130) Он же отмечал, что в трех верстах от Сухуми находятся руины "церкви Охваме" и Келасурской стены (там же, с. 136). О развалинах древней стены Севастополя и о соединяющемся с ней "почти у моря" разрушенном храме, называемом "туземцами Охваме", пишет М.Селезнев (см. его. Руководство к познанию Кавказа, кн.II. СПБ, 1847, с. 174). Оба автора в этих развалинах видят остатки не грузинской, а несуществующей в Абхазии древней апсуйской цивилизации, не задумываясь даже над названием храма - "Охваме", что на мегрельском языке означает "церковь" (у Фр. Дюбуа получается руины "церкви церкви", а у М.Селезнева - разрушенный "храм церковь"9! Таким нелепостям привело их игнорирование или незнание истины).

    3. См. приложение.

    4. На наш взгляд, Амбросий Хелая (см. док. №216 прим. 1; док №245 и примечания к нему и др.).
    .: Лента Новостей
    :. Реклама
  • Rambler's Top100
    © Наша Абхазия