• Письмо Епископа Сухумского руководителю окружной противомусульманской миссии Н.Ладария


  • 3 июня 1914 г.

    ЦГАА, ф.И-1, оп.III, д. 7091, лл.7-7 об.


    До сведения моего дошло, что в Гудаутском участке назначено восемь мулл.2 Прошу подтвердить мне это сообщение и сообщить другие имеющиеся у вас данные по этому печальному делу. Так как просьбы моего предшественника преосвещенного Андрея (1911-1914 гг. - сост.) о недопущении мулл в среду абхазского народа, не исповедающего ислам, а находящегося в переходном состоянии от язычества к христианству, не увенчались успехом и муллы все-таки назначены, то не признаете ли Вы возможным помочь делу с другой стороны. А именно. Не согласятся ли абхазцы-христиане просить высшую власть об ограждении их единомышленников от омусульманивания3, а оно сопровождается и отуречиванием. Переговорите с известными Вам по своей христианской настроенности абхазцами и о результатах сообщите мне.

    Епископ Сергий4

    Комментарий:

    1. Окружная противомусульманская миссия создана 1 сентября 1913 г. в связи с ростом в крае влияния мусульманства. Его распространению способствовали вернувшиеся из Турции махаджиры (см. об этом Дж. Гамахария. Из истории грузино-абхазских взаимоотношений, с.34-36). Миссией руководил Н.Ладария, затем его сменил Н.Патеипа.

    2. Еще в 1888 г. были назначены 6 мулл в Гудаутском участке (ЦГАА, ф.И-1, д.326, л. 1).Приехавший в Сухуми в 1896г. миссионер Е.Маминаишвили, назначенный обществом восстановления провославного христианства на Кавказе (утверждено Александром II 9 июня 1860 г. - Г.Рогава. История Грузинской церкви, с. 178), лично ознакомился с положением дел в Абхазии. Он видел много мулл в селах Гудаутского участка (Цнобис Пурцели, 1896, №63).

    Усилиями Ч.Бутба, вернувшегося из Турции в 1908 г., широко развернулось мусульманское движение. Он добился разрешения на открытие в селах мечетей и назначения мулл. В Сухумском округе их было назначено всего 44, из них в Гудаутском участке - 26, Гумистинском - 7, Кодорском -11. Епархиальный наблюдатель С.А. Алферов 12 июня 1914г. писал епископу Сергию: "Таким образом, истинная тенденция отуречивания населения слишком очевидна даже и для тех, кто желал бы смотреть на это сквозь пальцы "(ЦГАА, ф. И-1,оп.111,д.7091,л.19).

    3. Н.Ладария 13 июня 1914г. ответил епископу, что "этого нельзя сделать на том основании, что во многих абхазских селах преобладают отступники от православия и что на случай такой просьбы со стороны христиан - абхазцев неизбежно может возникнуть между последними и отступниками вражда и тогда не будет жития абхазцам христианам" (ЦГАА, ф. И-1, оп.Ш, .7091,лл. 16-16 об).

    4. На воссозданной 12 июня 1885 г. в пределах грузинского экзархата Сухумской епископской кафедре (док. №158, прим.5) восседали епископы: Геннадий (с 28 декабря 1886 - по 31 марта 1889 гг.), Александр (1889-1891 гг.), Агафадор (1891-1893 гг.), Петр (1893-1894 гг.), Арсений (1895-1904 гг.), Серафим (1904-1905гг.), Кирион (3 февраля 1906-1907 гг.), Дмитрий (1907-1911 гг.), Андрей (1911-1914 гг.) и Сергий (1914-1919 гг.). Кроме Кириона (Садзаглишвили) все епископы были русскими по национальности и служили интересам империи. Наиболее реакционный из них Арсений Зотов с 1902 г. ставил вопрос о присоединении Сухумской епископской кафедры Кубанскому округу (с населением 1716245 человек), что привело бы, по мнению сторонников этой идеи, к ассимиляции многоязычного населения края (Сахалхо Ганатлеба, 1990, 27 сентября). Несколько умеренную политику проводил епископ Андрей, который в 1912 г. даже выступил в защиту грузин (см. его письмо в газ. "Закавказье", 1912,16 июля - "О культурном натиске Грузии на Абхазию"), которых шовинисты обвиняли в притеснении абхазов. Имперским интересам служил последний из русских епископов Сергий (док. №245, прим. 1 -2).
    .: Лента Новостей
    :. Реклама
  • Rambler's Top100
    © Наша Абхазия