Что делят раскольники в Абхазии и при чем здесь РПЦ?

Дата: 21/01/2012
Автор: Автандил Мампория

На минувшей неделе неожиданное продолжение получила история, связанная с деятельностью священников-раскольников в оккупированной Абхазии. 10 января фотограф Тенгиз Тарба в своем блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» сообщил, что делегация абхазского «духовенства» была принята Вселенским Патриархом Варфоломеем в Стамбуле (Константинополе).

На встречу к нему из Абхазии отправились священники Дорофей Дбар, Андрей Ампар (Мампория), Давид Сарсания, Темур Дзидзария и Герман Маршания, активно участвующие в «церковных» делах на оккупированной территории. В Стамбуле раскольникам пообещали рассмотреть их обращение о признании автокефалии (независимости) от Грузинской православной церкви.

В качестве подтверждения Тенгиз Тарба выложил фотографии, сделанные во время встречи, и поспешил заявить о достижении «долгожданной цели народа Абхазии». Тем не менее, радость абхазского фотографа, как и восторженные комментарии сепаратистской прессы, были явно преждевременными.

Патриарх Варфоломей, как глава Константинопольской православной церкви (Вселенский патриархат), действительно может рассматривать вопросы о присвоении автокефалии (независимости) тем или иным православным общинам. Однако данные процессы должны происходить в строгом соответствии с церковными нормами, а не зависеть от чьих-то прихотей.

По просьбе Грузинской православной церкви, вселенский Патриарх разъяснил, что «аудиенция абхазам была предоставлена по их долгим и настоятельным просьбам», а не наоборот, как сообщили раскольники. Также Варфоломей заявил, что «неправильно называть указанный факт "официальным визитом к Вселенскому патриарху", или же просто "официальным визитом"». В своем комментарии он подтвердил главенство Грузинской православной церкви на всей ее канонической территории, включая Абхазию.

Тем не менее, не только Вселенский Патриарх остудил пыл абхазских визитеров. Самопровозглашенная т.н. «абхазская православная церковь», возглавляемая Виссарионом Аплиаа (Пилия), также поспешила откреститься от их деятельности и заявила, что «не уполномочивала Дбара, Ампара и Сарсания представлять чаяния Православного народа Абхазии в Константинополе во время своего частного визита».

Надо сказать, что это уже не первое вызывающее заявление одних раскольников в отношении других. Вот уже несколько лет между ними идет непримиримая борьба.

Виссарион Аплиаа на сегодняшний день занимает главенствующее место в «духовенстве» в оккупированной Абхазии. Тюремное прошлое и связи в российском криминальном мире, помогли ему быстро сориентироваться в изменениях, произошедших в 90-ее годы. Поэтому, будучи в 1990 году всего лишь обычным священником (кстати, Грузинской православной церкви), сегодня он сумел прибрать к своим рукам все абхазское церковное имущество, ставшее бесхозным после этнических чисток грузин, и фактически является его основным распорядителем.

Однако главным преимуществом «отца Виссариона», дававшим ему привилегированное положение (по крайней мере до сегодняшнего дня), являлась дружба с РПЦ. Аплиаа неоднократно клялся в своей любви к Советскому Союзу, и заявлял, что «Запад хочет уничтожить Православие и Россию», но Господь спасет их.

Видимо с целью «спасения» России и Православия, Аплиаа активно отстаивает интересы Русской православной церкви в Абхазии и всячески способствует интеграции абхазского духовного сообщества в Россию.

С его помощью РПЦ фактически осуществляет на оккупированной территории тотальную экспансию. Это выражается не только в переделке архитектуры тамошних грузинских храмов на русский манер, но еще и в русификации местной паствы. На помощь к Виссариону из Москвы периодически ездит озлобленный фашист Андрей Кураев и другие российские «проповедники» сомнительного характера.

Ими проводится идеологическая работа среди абхазского духовенства, которому настоятельно рекомендуют вести службы на русском языке, учить людей «русскому» Православию и во всем слушаться «отца Виссариона». Взамен же обещают российское духовное образование, лояльность и поддержку в бытовых вопросах. Эта налаженная схема работала в течение долгих лет, являясь религиозным дополнением российской оккупации.

Однако на фоне растущего национализма в Абхазии этот механизм дал неожиданные осложнения. Подобно тому, как священники абхазской национальности отрекались от Грузинской церкви в 1991 году, этот процесс возродился сегодня – только в отношении уже РПЦ.

Активность Виссариона и его тайные связи с Москвой страшно не понравились Андрею Ампару и Дорофею Дбару, которые увидели в происходящем угрозу абхазской церковной и национальной «самобытности».Аплиаа, по их мнению, «продался» русским и теперь пытается подчинить им всю «абхазскую церковь». При этом, Ампар и Дбар сами являются представителями Адыгейской епархии РПЦ.

Собрав вокруг себя единомышленников, они вступили в открытое противостояние с виссарионовской «группировкой» еще в 2002 году, когда Аплиаа отказался удовлетворить их руководящие амбиции. С тех пор между ними не прекращаются конфликты.

Самый серьезный из них произошел 5 апреля 2011 года, когда в Абхазию из России (по тайной просьбе Виссариона) прибыл игумен Ефрем (Виноградов), которого Аплиаа планировал назначить настоятелем Ново-Афонского монастыря (вместо Ампара).

В ответ «националисты» собрали т.н. «Народный сход», где участвовало около 200 человек, на котором объявили о своем глубоком возмущении самоуправством Виссариона и выразили ему недоверие. 15 мая, после проведенного ими в Новом Афоне «Церковно-народного собрания» (где было уже около 2000 участников), они провозгласили себя высшим церковным органом в Абхазии и создали альтернативную Митрополию. Интересно, что данное мероприятие им удалось провести, несмотря на критику и давление со стороны РПЦ, Виссариона и сепаратистского режима.

В ответ на такие выходки пророссийская коалиция посылает своим оппонентам обвинения в попытках раскола и нарушении норм Православия. На сайте своей «абхазской церкви» Аплиаа даже опубликовал хронологию «противостояния», где обличил врагов в насаждении протестантизма, волюнтаризма и безнравственности в Абхазии. Чтобы поддержать своего абхазского наместника Русская православная церковь в качестве карательной меры даже запретила Ампару и Дбару священнослужение, на что последний заявил, что его остановит «либо тюрьма, либо физическое устранение».

Вот почему недавно прошедший их визит в Стамбул вызвал столь раздраженную (если не сказать больше) реакцию Виссариона Аплиаа и его сторонников. Совершенно очевидно, что их многолетние усилия по установлению в оккупированной Абхазии религиозного владычества России, померкли перед «завоеваниями» энергичных националистов.

Искусственно изолированные от Грузинской православной церкви, вполне вероятно, что православные абхазы скорее предпочтут видеть своими духовными лидерами молодых «патриотов», а не наместников Москвы, да еще и с криминальным прошлым. В случае победы «конкурирующей конторы», Аплиаа со своими единомышленниками вообще оказывается отброшенным на обочину.

Однако происходящее вызывает глубокую озабоченность не только у них, но и в РПЦ. Ее представитель Николай Балашов охарактеризовал прошедший визит Дбара и Ампара в Стамбул, как усугубление «раскола», начавшегося, по его мнению, 15 мая. Правда Балашов не уточнил, о каком расколе может идти речь, если РПЦ признает Абхазию частью канонической территории Грузии.

Сегодня Русская православная церковь в своих действиях наступает на те же грабли, что и политическое руководство России. Тайно поддерживая раскольников в борьбе против Грузии, она не сумела удержать в узде их национализм, и теперь, вместо того, чтобы спокойно осуществлять русификацию Абхазии, вынуждена нейтрализовывать своих же священнослужителей.

Похоже, что в Кремле, что в Московском патриархате мозги одни на двоих, причем не очень качественные.

Грузинам же не стоит пока опасаться каких бы то ни было признаний абхазских раскольников. Все, что сейчас происходит – часть внутренней игры, которая не выйдет за пределы оккупированных территорий. Грузинская православная церковь обладает достаточным влиянием и авторитетом, чтобы с ней не портили отношения из-за мелких священников.

Основной вопрос заключается в том, сможет ли Россия сейчас удержать хотя бы в религии на оккупированных территориях власть своих ставленников, или в очередной раз опозорится, проявив себя «хорошим хватателем, но плохим держателем».
Система Orphus
:. Реклама
.: ТОП Статьи
:. Реклама
  • .: Абхазия сегодня
    :. Реклама
    Rambler's Top100
    © Наша Абхазия