.: Лента Новостей

 
40% абхазского «импорта» приходится на остальные территории Грузии
15.01.2015 - Газета "Квирис палитра"
Несмотря на официальный запрет, между оккупированными территориями и остальными регионами Грузии имеют место активные торговые отношения. Через т.н. границу в Абхазию и Цхинвальский регион разными путями попадает продукция многих наименований. Например, в минувшем году британская неправительственная организация "International Alert" опубликовала отчет, согласно которому 40% "импорта" в Абхазии поступает как раз таки из остальной части Грузии.

После войны 2008 года парламент Грузии принял "Закон об оккупированных территориях", по которому гражданам запрещена экономическая деятельность в Абхазии и т.н. Южной Осетии. Невзирая на это из остальной территории Грузии в Абхазию, как через Ингурский мост, так и обходными путями поступает продукция разных наименований. А связующая с Цхинвальским регионом дорога торговых отношений проходит через таможню Ларс, на Северной Осетии. В эту деятельность включены как граждане Грузии, так и жители оккупированных территорий. Мы говорили с несколькими из них, однако по их просьбе имена и фамилии изменили, чтобы они вновь могли передвигаться на оккупированных территориях.

Нани Лакербая, житель Гальского района: "Официальный запрет не отразился на торговле. Из Абхазии через Ингурский мост в основном привозят орехи, а в противоположном направлении вывозятся продукты разного наименования. Официально факт торговли засекречен, однако в действительности все всё знают. Примерно 80% продукции попадает в Абхазию через Ингурский мост, а 20% обходными дорогами. Каждую неделю в Абхазию вывозят около 50 тонны груза. В основном везут провизию, бытовые предметы, одежду, и даже мебель. Я уже несколько лет везу товары из Лило в Сухуми. Это достаточно прибыльное дело. В последнее время турки открыли в Абхазии несколько торговых объектов, в основном ввозят текстильную продукцию, а до того Сухуми почти полностью снабжался товарами рынка Лило.

Более строгий контроль установлен на ввоз продукции на грузинской стороне, в Зугдиди, и это служит определенным бизнес интересам. Например, если у абхазского крестьянина не будет возможности привезти в Зугдиди орехи или цитрусы, и продать по сравнительно высокой цене, он будет вынужден сдать их в Гали за копейки, а потом его урожай гораздо дороже продадут в России. Именно для перевозки этой продукции население Абхазии использует обходные дороги, из-за чего нередко попадает в изолятор Гали. Т.н. пограничники отнимают груз, штрафуют, они платят штраф и через какое-то время делают то же самое, поскольку иного пути фактически у них нет, не выбрасывать же урожай. Знаю, что из Мингрелии люди едут в Абхазию работать на стройке, но делают это почти с риском для жизни. В это время должен быть проводник, который позаботится о безопасности, и возьмет за это солидную плату, а из Абхазии часто приезжают лечиться в Тбилиси.

В Абхазии в основном продаются продукты питания российского производства, но есть довольно большой спрос на имеретинские овощи, и абхазские торговцы часто едут в Кутаиси, чтобы оптом закупить продукцию. Бывает и так, что продукцию в Сухуми привозят грузины. Главное, чтобы документы были в порядке, и была готова "доля" для сепаратистов и российских пограничников. Если ты не абхаз, тебе нужен "покровитель" на оккупированной территории, и ему тоже надо дать долю из прибыли. Так что между нами активные передвижения и торговые отношения, без этого было бы невообразимо прожить, и думаю, ни одна сторона не должна мешать этому, поскольку экономические отношения нас сближают".

Эльза Музаева, уроженка Горийского района: "Я уже несколько лет вожу продукцию из Тбилиси в Цхинвали, и этим и живу. Покупаю на рынке Лило одежду, мелкую бытовую технику и продукты разной необходимости, и через Северную Осетию везу в Цхинвали. У меня уже есть свои потребители и в основном я работаю на заказах. Там такая продукция стоит довольно дорого, поэтому везти их из Грузии выгодно. Недавно я нашла работу и моей сестре в ресторане в Цхинвали, где она готовит грузинские блюда, и ей хорошо платят. Мы этнические осетинки, и у нас много родственников как в Цхинвальском регионе, так и в Гори. Следовательно, нам не трудно ездить. Между тем, там трудно вести бизнес, если в "правительстве" нет покровителя.

После августовской войны в Цхинвальском регионе стало труднее вести бизнес деятельность, почти в десять раз возросла сумма аренды коммерческих и торговых объектов. Сильно пострадали здешние жители также и от того, что закрыли Эргнетский рынок, трудно продать собственную продукцию. У основной части населения низкие доходы, поэтому у меня есть толстая тетрадь должников. У меня есть близкие родственники и на этой стороне, в т.н. приграничных селах. Один из них, например, каждый день переходит на оккупированную территорию, где работает преподавателем в школе. У них нет кадров, и бывает, что предлагают работу населению, оставшемуся на противоположной стороне. Население также переходит на эту сторону, чтобы купить необходимые вещи. Им удобней переходить на эту сторону ограждений, чем, например, ездить в Цхинвали за продуктами. Знаю, что они часто едут в Гори, и по оптовой цене покупают продукты. Российские пограничники мешают им, но они все равно ухитряются перейти сюда".

Важа Беридзе, эксперт по вопросам политики и экономики: "На официальном уровне с этими марионеточными режимами, которых посадили во власти российские оккупанты, у нашего государства нет ни договоренности, ни каких-либо иных отношений. Разумеется, невозможно говорить о торгово-экономических вопросах на официальном уровне, это исключает "Закон об оккупированных территориях", но такие факты все равно происходят. Люди переходят на эту сторону и везут отсюда продукцию для личного пользования или торговли, что можно назвать экономической деятельностью, однако все это происходит нелегально, и официально у нас нет информации об этом. Лично я считаю, что этому не следует мешать. Известно, что идет разговор о восстановлении эргнетского рынка, недавно состоялась однодневная ярмарка, и новые власти поощряют такие отношения, несмотря на фактический режим блокады исходя из нашего закона об оккупации. Думаю, если этот спонтанный процесс примет более или менее систематический характер, в конечном итоге это будет на пользу диалогу, который в перспективе придется начать с абхазами и осетинами, пусть даже с их марионеточными и сепаратистскими режимами".

Эргнети на один день

В канун Нового Года по содействию Фонда развития Евросоюза и ООН в Эргнети на один день был открыт рынок. Его организатором был союз "Цхинвали будущего". По заявлению организаторов рынка, эта однодневная акция никак не была связана с торговым пространством, действующим в этом селе в течение 11 лет, и известным под названием эргнетского рынка, ассоциированного с оборотом контрабандных грузов. По неофициальной информации, годовой оборот эргнетского рынка составлял почти 150 миллионов долларов.

Однодневный рынок был гуманитарной акцией и преследовал целью содействие пострадавшему от войны населению в продаже сельскохозяйственной продукции. На рынке торговало только население, проживающее на свободной территории Грузии. Касательно населения оккупированного Цхинвальского региона, у них не было возможности перейти в Эргнети, поскольку на том участке не допускается упрощенное передвижение.






Система Orphus
* При частичном или полном использовании наших материалов, указание гиперссылки на ресурс обязательно.

Rambler's Top100
© Наша Абхазия