.: Лента Новостей

 
Три сорта граждан России
20.09.2010 - "Клуб экспертов"
Сергей Багапш подписал указ о создании комиссии по обеспечению законности при решении имущественных прав граждан России в Абхазии. Такое короткое сообщение из Сухуми увенчало долгий российско-абхазский скандал с «прихватизацией» домов русских жителей оккупированного региона со стороны абхазов. Подробности пока отсутствуют – известны лишь члены этой комиссии с абхазской стороны и то, что Москва со своими представителями еще не определилась.

В частности, нераскрытым остается ключевой вопрос: в каких правовых рамках будет действовать эта комиссия? Напомним, что концепция работы этого органа, попавшая в абхазскую прессу и вызвавшая там эффект разорвавшейся бомбы, давала следующее определение: «совместная российско-абхазская комиссия по вопросам восстановления имущественных прав граждан России в Абхазии создается для координации деятельности по восстановлению имущественных прав лиц, покинувших Республику Абхазия в период межнационального конфликта на ее территории и являющихся гражданами РФ».

Такая формулировка допускает, что свои имущественные права в Абхазии могут восстановить все грузинские беженцы, оказавшиеся в России и имеющие теперь российское гражданство. Отсюда и понятные опасения абхазов, массово присвоивших чужое имущество и живущих в «трофейных» домах, либо сдающих их приезжим российским туристам. Поэтому в Сухуми сначала отмели эту концепцию с порога, а затем захотели ввести формулировку «защита имущественного права граждан русской национальности» (или нечто подобное), чтобы исключить претензии со стороны этнических грузин.

Согласились ли на это в Москве? Вопрос открытый, хотя здравый смысл говорит, что Россия не пошла бы на официальное закрепление такого очевидного проявления нацизма. Пусть на нем построена вся псевдоабхазская эрзац-государственность – но то абхазы, которые могут вытворять что угодно (для того РФ и выпестовала абхазскую этнократию, чтобы ее руками провести этническую чистку грузинского населения и сохранять статус-кво, а самой оставаться как бы в стороне и в белых перчатках). Но совсем другое дело - подпись России под грубейшим нарушением фундаментальных прав человека – да еще в то время, когда Гаагский суд рассматривает иск Грузии против РФ о нарушении конвенции по ликвидации всех форм расовой дискриминации…

Впрочем, и в случае если Москва «нагнула» Багапша и тот, жертвуя своим положением внутри Абхазии, подписал бумаги в российской редакции, беженцам вряд ли что-то «светит» - кроме, разве что, нескольких специально отобранных лиц, которых вселят в свои дома под объективы телекамер и комментарии о толерантной абхазской демократии. Ведь не для того Россия организовывала и поощряла этночистку, чтобы сейчас создавать условия для возвращения грузинского населения. Какие бы ни были официальные формулировки, в реальности правила будут действовать только для русских. Просто спустят «сверху» неформальную директиву не обращаться с русскими так, как абхазы обходятся с ними сейчас (грабят, запугивают, шантажируют, игнорируют), а в отношении остальных подходы останутся неизменными.

Самое же примечательное в этой истории – абсурдная ситуация с российским гражданством. Она сложилась вне зависимости от того, согласно каким юридическим формулировкам – абхазским или российским – будут восстанавливать имущественные права граждан России в Абхазии. Просто в первом случае абсурд, ставший легитимным итогом дурной политики Москвы, существует де-юре, а во втором случае – де-факто. Но – существует. Мы имеем уже три сорта граждан России. Первый сорт – это абхазы. Имея параллельно собственное «гражданство», они пользуются всеми привилегиями обладателей российских паспортов и при этом не несут никаких обязанностей – не платят налогов в российский бюджет и не служат в российской армии. Второй сорт – это русские и другие «натуральные» россияне. Они имеют привилегию оплачивать абхазскую «независимость» из собственных карманов, а находясь на территории Абхазии - быть ограбленными абхазскими согражданами. При этом абхазское законодательство для них не работает, они также не имеют возможности прибегнуть к защите российских законов в оккупированном Россией регионе, и для решения самых скандальных проблем, с которыми сталкивается эта категория людей, Москве приходится «уговаривать» Сухуми идти на «непопулярные меры» и учреждать специальные органы... И третий сорт – это граждане России грузинской национальности, имущество которых в Абхазии захвачено другими гражданами России, а государство РФ обеспечивает безнаказанность этого грабежа и гарантирует «новым собственникам» отсутствие притязаний со стороны законных владельцев.


Система Orphus

* При частичном или полном использовании наших материалов, указание гиперссылки на ресурс обязательно.





Rambler's Top100
© Наша Абхазия