Не ранее 957 г.*
В кн.: С. Ашхацава. Пути развития абхазской истории. Сухуми, 1925, с.23.
Всесвятая Богоматерь предстательствует перед Христом за дом царя Леона.**
* Год воцарения в Западной Грузии (называемой тогда Абхазией) Леона III (приблизительно 957-967 гг.); Хони - районный центр (около Кутаиси). Леон III воздвигнул так же Кумурдскую церковь в Ахалкалакском районе, о чем свидетельствует древнегрузинская надпись на стене храма.
** На территории исторической Имерети сохранились и другие надписи, свидетельствующие о принадлежности Абхазии (как политически, так и культурно) Грузии. Например, в с.Эхвеви (Сачхерский район) на стене церкви Богородицы имеется поврежденная надпись, которую Г.Церетели прочел как "Леон" и "Георгий", считая их царями Абхазии VIII-IX веков.
На стене Рикотской (Харагаульский р-н) церкви Спасителя сохранились грузинские надписи 1661 года:
"Поминай Католикоса великого Севера и Абхазии Чхетидзе Свимона после пришествия в царство твое, аминь."
"Владыка Севера и Бичвинтской купели Абхазии Католикос Чхетидзе Свимон Кутатели построил сей храм Спасителя в Рикоти покровителем и ходатайцей души моей, аминь."
В церкви Св. Василия с.Матходжи (Хонский район) хранилась икона его же имени с надписью: "Боже и Св. Василий, представительствуйте и покровительствуйте Католикосу Абхазии Ефтимию Сакварелидзе, аминь." (См. Г.Бочоридзе. Исторические памятники Имерети. Тб., 1995, с. 18-19, 52-53, 54, 129).
Надписи на стене Рикотской церкви Спасителя 1661 г. говорят и о том, что к тому времени католикосы Абхазии (Западной Грузии) из Бичвинты, оккупированной апсуйцами, перенесли свйю резиденцию в Кутаиси (см. док. №94, прим.9 и др.).
Среди католикосов Абхазии известны Ефтимий I Сакварелидзе (1579-1612 гг.) и Ефтимий II Сакварелидзе (1669-1674 гг.). Наверное, последний и упомянут в надписи на иконе Св. Василия.
|