Турция приступает к исламизации Абхазии
Дата: 25/11/2008
Автор: Эльза Циклаури. "Резонанс"
«Управление по делам религии Турции» та организация, которая уже официально начала вести диалог с де-факто правительством Абхазии. По сообщению турецких СМИ, уже достигнуты соглашения, чтобы с целью удовлетворения религиозной потребности жителей Абхазии из Турции в Абхазию были направлены духовные лица, владеющие абхазским языком. Помимо этого, турецкие СМИ сообщают о планировании с помощью финансов турецкого религиозного фонда строительства в Абхазии новой мечети, перевода Корана на абхазский язык и его распространения в Абхазии. Официальная Анкара пока никаких заявлений по данному вопросу не сделала. Хотя, по мнению грузинских экспертов, Москва не допустит усиления мусульман в признанной ею Абхазии и предпримет всяческие меры, чтобы не допустить укрепления этой религии в "республике". Информацию о начале сотрудничества управления по делам религии Турции с сепаратистской Абхазией распространила турецкая газета "Хюрис". По информации газеты на прошлой неделе в Анкаре руководитель управления по делам религии Али Бадракоглу встретился с заместителем руководителя муфтия Абхазии Тимуром Бзыба. В итоге встречи принято решение об установлении двусторонних религиозных отношений. "На переговорах достигнуто соглашение о удовлетворении религиозных потребностей Абхазии, что в частности касается мусульманских свяшеннослужителей и молельных мест" - пишет газета и отмечает, что первым долгом речь идет о направлении в Абхазию знающих абхазский язык турков- религиозных служителей. На переговорах также было достигнуто соглашение об участии турецкого религиозного фонда в деле строительства мечети в Абхазии. Помимо этого, договорились о снабжении Абхазии "Кораном" и приняли решение об издании "Корана" на абхазском языке с помощью управления по делам религии Турции. В 1999 году с непосредственной поддержки непризнанного президента Владислава Ардзынба сформировалось управление мусульманского духовенства Абхазии . Но тот же Ардзынба, до начала военного конфликта и после, был категорически против широкого распространения мусульманства. В данной организации сейчас объединены более 100 членов. Известно и то, что духовное управление мусульман Абхазии тесно связано с проживающими в России мусульманами, которые снабжают абхазских мусульман литературой. Договор о сотрудничестве с российскими мусульманами был подписан в марте 2005 года. После грузино-абхазского конфликта в Абхазии появились молельни последователей традиционного ислама, одна из такой молельни построена в поселке Агудзера вблизи от Сухуми. Параллельно, активно начались ваххабистские движения, которое возглавил известный ваххабит Хамзат Гицба, но значительного распространения оно реально не имело. В тот же период данный небольшой круг мусульман решил построить мечеть, но строительство было взорвано в самом начале а Гицба убили неустановленные лица. Распространение ислама в Абхазии и переселение в Абхазию потомков махаджиров из Турции для российского правительства категорически неприемлемо. Несколько лет назад в кулуарной беседе член Государственной Думы Сергей Митрофанов сказал следующее -"что мы наделали, мы вытеснили грузин из Абхазии и теперь там открываются исламские центры". Соответственно в Тбилиси полагают, что Москва в конечном итоге не допустит сотрудничества де-факто правительства и турецкого управления по делам религии и использует против этого все имеющиеся у нее рычаги. Таким сотрудничеством турки пытаются укрепить свои позиции в Абхазии. Исходя из этого, их действия понятны и ясны. Вместе с тем, видно, что они заранее подготавливают почву для возвращения потомков махаджиров. Но сунитский ислам, который подписал документ сотрудничества, не является агрессивным направлением ислама и представляет меньшую опасность, но могу сказать достоверно, что Россия ни в коем случае не допустит входа Турции в Абхазию и особую активность религиозных работ. "- Само де-факто правительство, невзирая на неоднократные предупреждения со стороны Кремля, часто играет свою игру, не отказываясь от идеи возвращения потомков махаджаров. Это вызывает серьезное раздражение в Москве. С помощью местной армянской диаспоры серьезно предупреждает сухумские власти, что не допустит этого, тем более в предолимпийский период и в такой сумятице.Поэтому как у Сухуми получится реализовать эту идею вопрос другой. У де-факто правительства не получился западный вектор, не получится и этот, Россия сделает своё" –заявил в беседе с "Мтели квира" эксперт Мамука Арешидзе. Действия Кремля против усиления ислама в Абхазии не исключает и другой эксперт по вопросам Кавказа Гия Анчабадзе, но сказать, в какой форме все может произойти затрудняется. "Вообще в Абхазии резкого отличия между христианами и мусульманами нет. Христиане отмечают Байрам, а мусульмане Пасху. Вместе с тем и у одной и у другой стороны сохраняются сильные традиции язычества, но какого либо напряжения между ними нет. Касательно процентного соотношения, в Абхазии примерно от 80 до 90 % христиан, остальные считают себя мусульманами. Несмотря на такой процент, таким сильным ислам в Абхазии не был. Есть случаи, когда молодой абхаз едет в Турцию и принимает там ислам. Однако суннитский ислам, документ о сотрудничестве с которым был подписан, не является агрессивным направлением ислама, и, исходя из этого, представляет меньшую опасность. Хотя можно определённо сказать, что Россия не допустит вхождения Турции в Абхазию и их активизацию там. Сейчас речь зашла о строительстве там мечети, после чего можно ожидать активизации деятельности мусульманских организаций, в первую очередь из Турции». Что же касается российского фактора, разумеется, усиление ислама в Абхазии России неприятна, тем более на фоне происходящего на Северном Кавказе. Но какие меры предпримет и как будет действовать Россия в таком случае, сказать трудно, хотя и сейчас видно, что сделает все против этого" - добавил Анчабадзе. - © «Наша Абхазия», Грузия
|