Информационная война и Грузия

Дата: 21/03/2009
Автор: Лана Галдава, газета Резонанси

В первые же дни после российской агрессии в августе 2008 года представители грузинских властей заявляли, что, несмотря на поражение в боях против оккупационных сил, Грузия в информационной войне против России победила. Действительно, в зарубежной прессе появилось множество публикаций, делались сюжеты, где подчеркивался факт оккупации Россией грузинской территорий, невыполнение президентом Медведевым соглашения из шести пунктов, а также имеющиеся проблемы личного состава и техники России.

В связи с этим в российском информационном пространстве зазвучали тревожные нотки: август 2008 года войдет в историю, как начало широкомасштабной информационной войны между Западом и Россией. Российские эксперты проводили параллели между событиями в Чечне и военным противостоянием между Россией и Грузией. По мнению части экспертов, во время чеченской войны Запад критиковал Москву, но делал это весьма осторожно и умеренно. У чеченцев не было таких высококвалифицированных специалистов по ведению информационно-психологической войны, как у грузин. В связи с конфликтом в Южной Осетии России впервые пришлось столкнуться с широкомасштабной агрессией со стороны стран-членов Североатлантического военно-политического альянса. По мнению других российских экспертов, именно августовская война явилась информационной войной «третьего поколения», которая велась на основе «эффектов».

Представители российских властей, как и солидная группа экспертов, считают, что поражение в информационной войне в масштабе страны было обусловлено действиями самих российских средств массовой информации, направленных против официальной позиции государства. Речь идет о тех СМИ, которые сохраняли объективность и отображали ситуацию, существовавшую в Цхинвальском регионе: бомбардировка жилых кварталов в Гори, военные операции в Зугдиди и Поти, в Хелвачаурском районе. Вместе с тем, журналисты рассказали о тяжелейших условиях в российских войсках, фактах мародерства российского генералитета. Дело дошло до того, что часть российских журналистов августовскую интервенцию в Грузии сравнила с пражскими событиями 1968 года.

Серьезное давление и проблемы журналисты почувствовали тогда, когда появилась информация об уничтожении грузинской стороной российского военного самолета. Министерство иностранных дел России обвинило их в сознательном распространении дезинформации. Так поступило и министерство обороны РФ, хотя уже 9 августа заместитель начальника Генерального Штаба генерал-полковник Анатолий Наговицын подтвердил факт потери двух российских самолетов. Кроме этого, часть российской прессы вынудила руководство Генерального Штаба признать, что в горячих точках вместе с контрактниками воевали и новобранцы, что запрещено российским законодательством.

После августовской интервенции прошло несколько месяцев, в мировом информационном пространстве положительные оценки в отношении Грузии поубавились. Более того, возросла информационная поддержка России. Исходя из этого, у нас есть серьезное основание думать, что наша страна проигрывает информационную войну.

Когда мы говорим о ведении информационной войны, то сначала необходимо проанализировать интересы России в Закавказье и непосредственно в Грузии. Конечно, прежде всего, Москва пытается восстановить свой контроль на всем постсоветском пространстве, установить строжайший контроль над проходящими через территорию Грузии нефтепроводами с тем, чтобы ресурсы Каспийского моря и Центральной Азии для Запада оказались недоступными, остановить расширение Североатлантического альянса на восток, которое Москва считает для себя самой серьезной угрозой.

По мнению видного политолога, бывшего советника президента США по национальной безопасности Збигнева Бжезинского, «если расширение НАТО Кремль воспримет не как враждебное действие, а как нормальную эволюцию альянса, тогда в будущем легче будет создать такую структуру, которая выгодной как для России, так и для Евросоюза. С точки зрения долгосрочной перспективы, это будет весьма желательно, но менее реально то, что Россия, чтобы помешать вступлению Грузии и Украины в НАТО, продолжит политику угроз и унижения в их адрес».

По нашему мнению, Грузия должна определить свою стратегию в области информационной, аналитической и финансовой сфер в отношении России. Это будет способствовать успешной деятельности политиков и дипломатов. На повестку дня ставится вопрос создания национального аналитического центра, который подготовит рекомендации по планированию, подготовке и реализации (приемов) информационной войны. Они позволят избежать вредных последствий отрицательного информационного потока в мировой прессе о Грузии. С этой целью необходимо, чтобы власть установила строгий контроль над грузинским информационным пространством. Одновременно средства массовой информации страны должны препятствовать манипуляциям информацией со стороны властей и балансировать ее критическими сообщениями с целью обеспечения объективного и свободного информационного потока, поскольку критически настроенные СМИ отвечают интересам общества.
Система Orphus
:. Реклама
.: ТОП Статьи
:. Реклама
  • .: Абхазия сегодня
    :. Реклама
    Rambler's Top100
    © Наша Абхазия