В ловушке "абхазской идеи"
Дата: 10/10/2011
Автор: Ека Цамалашвили, журнал "Табула"
После Владислава Ардзынба и Сергея Багапша руководство сепаратистской властью Абхазии принял Александр Анкваб. Осуществление марионеточных правомочий он начал с открытия российского военного городка в Гальском районе. Анкваб дал слово, что будет верен проторенному предшественниками к Москве пути.
Тем временем, отдельные политики и эксперты в Тбилиси связали с Анквабом надежду на будущие переговоры. "Я вижу в нем проабхаза. С Анквабом можно говорить и достичь серьезных соглашений"- заявил лидер "Свободных демократов" Ираклий Аласания.
Анкваб был членом команды Багапша. В 2005 году победе Багапша способствовало и то, что рядом с ним стоял Анкваб. В Тбилиси тогда много говорили о том, как смело отказало население Абхазии кремлевскому фавориту Хаджимбе и выразило верность "абхазской идее", избрав направление Багапша-Анкваб. В "абхазской идее" подразумевается независимость, как от Тбилиси, так и от Москвы. По мнению части экспертов, продвижение Багапша могло создать шансы для начала реального диалога с Сухуми.
Что изменила смена Ардзынба на Багапша?
Арзынба мечтал об ассоциированном членстве Абхазии с Россией. Багапш заявил, что продолжит диалог по этому вопросу с российской государственной Думой. Для Ардзынба гарантом безопасности Абхазии было военное представительство России с миротворческим статусом. При правлении Багапша произошло то, что заставило сказать пришедшего после него: "Семь российских военных баз и пограничное представительство ФСБ в Абхазии гарантия мира и нашего свободного развития". Упоминая на т.н. инаугурации "свободное развитие", Анкваб отдал дань "абхазской идее", которая возникла в селе Лыхни в 1989 году во время требования небольшой группы сепаратистов о присоединении Абхазской автономии к России.
Мечта и реальность
Недавно в Думе представителя оборонного ведомства просили пояснить, насколько выполняет Абхазия обязательство передачи недвижимого имущества российским военным базам. По словам военного, нет почвы для волнений. Дума уже ратифицировала соглашение, по которой Кремль установил присутствие своих военных баз в Абхазии сроком на 49 лет. В Абхазии российские граждане интенсивно покупают недвижимость. Изолированным от Грузии абхазам по причине тяжелой демографической картины все чаще приходится переживать о будущем.
После Багапша
Александр Анкваб сменил Сергея Шамбу на Леонида Лакербая на посту главы марионеточного правительства. Шамбу характеризуют как более промосковского сепаратистского лидера. Однако его смещение нельзя связывать с подобными взглядами. Сменившему Сергея Шамба Лакербая принадлежат слова: "Москва должна знать, что нигде во всем постсоветском пространстве не найти такого пророссийски настроенного населения, как здесь, в Абхазии".
В т.н. выборах Шамба был соперником Анкваба. Его обвиняют в грязной кампании против Анкваба. Следовательно, после поражения, он должен был уступить дорогу прошлому т.н. вице-премьеру. Что это меняет? Шамба противился возвращению беженцев в Абхазию дальше Гальского района. Этого категорически исключал и Лакербая. И все-таки, иллюзии: "Я знаком с Лакербая. Он точно увидит естественные интересы абхазов начать процесс примирения с грузинами"- говорит Ираклий Аласания.
Грузия приветствует появление интереса примирения с грузинами даже в тех абхазах, которые в течение ряда лет проводили агрессивную политику Кремля против грузин и абхазов. Однако сепаратизм в Абхазии уже охраняют российские военные базы и пограничные войска ФСБ. Анкваб наметил главной задачей борьбу с криминалом. Он должен попробовать хотя бы это.
А военно-политический и экономический "порядок" в Абхазии уже давно определяет Москва.
|