О корнях современного абхазского православия
Дата: 14/01/2012
Автор: Давид Картвелишвили
«История не роман; ложь всегда может быть красива, а истина в простом одеянии нравится только некоторым умам опытным и зрелым» - писал Н. Карамзин. Однако исторические факты, подкрепленные документами – вещь неоспоримая. Тем более, если их подтверждает независимая экспертиза или если точнее сказать, «зависимая» – но под грузом неопровержимых доказательств, вынужденная сохранять объективность. Речь пойдет о развенчании очередного мифа, насаждаемого сегодня православному церковному миру со стороны twice-раскольничьей «церкви» Абхазии, расколовшейся уже и в самой себе и огласившей на днях новогодними выстрелами в молоко, радостную дезинформацию о присуждении ей в скором будущем автокефалии. Миф сей касается прихода к православию непосредственных предков нынешних жителей Абхазии. А развенчать его нам помогут вынужденные независимые российские источники. Зачем в этом серьезном деле доверять грузинам? Под тяжестью политических событий и мировых экономических кризисов, мы чуть было не предали забвению одну памятную юбилейную круглую дату – уже в этом году можно смело отмечать 150-летие начала великой миссионерской деятельности грузинского духовенства по крещению абхазского населения. Того самого, чьи правнуки сегодня претендуют на апостольскую преемственность, забыв о своих крестных дедах и прадедах. Миссионерская и просветительская деятельность в Грузинском Экзархате Русской Православной Церкви во второй половине XIX в. осуществлялась благодаря трудам большого количества священнослужителей-грузин. Особое место в этих трудах безусловно принадлежит двум православным светильникам - епископу Имеретинскому Гавриилу (Кикодзе) и епископу Гурийско-Мегрельскому Александру (Окропиридзе), которые ещё при жизни заслуженно завоевали почетные звания «вторых апостолов Абхазии». Епископ Имеретинский Гавриил (в миру Герасим Максимович Кикодзе) родился в 1825 г. в гурийском селении Бахви в семье священника. С 1840 по 1845 г. он учился в Тифлисской духовной семинарии, а по ее окончании поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1849 г. Герасим закончил академию, женился и возвратился в Грузию, где работал преподавателем Тифлисской семинарии. С 1854 г. Герасим — священник, но после смерти жены и пятерых детей он решил принять монашество. В 1856 г. его постригли с именем Гавриил в Давидо-Гареджийской пустыни. А уже в 1858 г. в Сионском Кафедеральном соборе в Тифлисе экзарх Грузии Евсевий (Ильинский) вместе с епископом Имеретинским Германом (Гоголашвили) и Мегрельским Феофаном (Габуния) совершили над архимандритом Гавриилом хиротонию во епископа Горийского. 2 июля 1860 г. согласно утвержденному императором докладу Святейшего Синода епископа Гавриила назначают на Имеретинскую кафедру, на которой он сменил епископа Германа (Гоголашвили). Епископ Гавриил управлял Имеретинской епархией до своей кончины, более 35 лет. Основные данные о мисиионерской и просветительской деятельности среди абхазского населения нам предоставляет журнал «Православное обозрение», с 1860 г. выходивший в Москве. Именно в его выпуске от 1868 года было опубликовано «Обозрение Абахазских и Самурзаканских приходов». Данное издание – не грузинское, а содержание «обозрения» епископа Гавриила в дальнейшем неоднократно подтверждалось и подтверждается официальными российскими церковными историками, так что ему вполне можно доверять... В упомянутом издании были опубликованы путевые записки епископа Имеретинского Гавриила (Кикодзе) о миссионерских поездках, совершенных им в период с 1864 по 1874 г. по территории Западной Грузии: Абхазии, Имеретии, Мегрелии, Самурзакано и Сванетии. Вторым источником являлась газета «Кавказ», издававшаяся с 1846 г. в Тифлисе, на страницах которой тоже печатались путевые записки и материалы по гражданской и церковной истории Грузии. Несмотря на то, что христианство в Грузии было проповедано ещё в первом веке апостолами Андреем, Матфием, Симоном и по некоторым данным, Варфоломеем – а статус официальной государственной религии был провозглашен в 4-ом веке, в связи с трагической историей Древнего Грузинского царства, подвергшегося экспансии иноверных народов, часть населения уклонилась в ислам. Также в связи с неудовлетворительным состоянием духовного образования вера христианская стала заглушаться языческими суевериями. В 60-х гг. XIX в. среди этой части населения Абхазии, Имеретии, Мегрелии, Самурзакано и Сванетии стала возможна целенаправленная миссионерская и просветительская деятельность духовенства Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви. Для осуществления этой деятельности 28 января 1860 г.было учреждено «Общество восстановления православного христианства на Кавказе». В Самурзакано миссионерская работа началась еще до учреждения «Общества восстановления», в 1850 г., и проходила благодаря трудам благочинного протоиерея Давида Мачавариани. В то время значительная часть местного населения исповедовала ислам, церквей почти не было, а священники из других частей Грузии приезжали раз в год. Результат миссионерской деятельности протоиерея Давида не замедлил сказаться. Меньше, чем через 20 лет после этого почти все здешнее население приняло православие. По сообщению газеты «Кавказ» в 1868 г. «на 21 тысячу самурзаканцев не набиралось и десятка мусульман». Поэтому ко времени первой поездки Преосвященного Гавриила в Самурзакано здесь стало возможным заниматься просветительской деятельностью. Первая поездка в Самурзакано Преосвященным Гавриилом была совершена в 1868 г., вторая — в 1870 г. и третья — в 1872 г. Кроме того, в 1871 г. по дорогое в Мегрелию владыка посетил несколько самурзаканских приходов. Большинство поездок по Самурзакано епископ Гавриил совершил вместе с протоиереем Давидом. Епископ Гавриил очень высоко ценил труды протоиерея Давида Мачавариани. В своем прощальном слове к абхазской пастве, произнесенном в Сухуми в 1885 г., владыка с особой похвалой отозвался о миссионерской деятельности протоиерея Давида и назвал его «главной причиной достигнутого успеха». Из других участников миссионерской и просветительской работы в Самурзакано известны священник Кокелов из селения Окуми и диакон Жордания. Диакон Жордания переводил речи владыки во время поездок на мегрельский язык, на котором разговаривало большинство жителей Самурзакано. В Абхазии миссионерская и просветительская деятельность началась в начале 60-х гг. XIX в., когда в Пицундском укреплении находилась рота русских солдат. Местное духовное начальство в то время не смогло «привлечь абхазов к образованию». Это происходило отчасти оттого, что с конца 1859 г., после ухода с Абхазской кафедры на Мегрельскую епископа Геронтия (Папиташвили), вплоть до 1862 г. а она оставалась вдовствующей. «Дети местных жителей, приходившие в укрепление, за некоторое время обучались разговорному русскому языку, первоначальным молитвам и некоторые из них приняли православную веру». С 1862 г. миссионерскую деятельность среди абхазов продолжил Преосвященный Александр (Окропиридзе). В это время деятельность «Общества восстановления» по учреждению приходских школ и причтов, восстановлению и снабжению необходимой утварью церквей в этом крае носила очень интенсивный характер. Например, с 1862 по 1865 г. было снабжено всем необходимым для богослужения 13 абхазских церквей. В миру Окропиридзе Алексей Давидович, родился в 1824 году в семье священника в селе Дисеви Горийского уезда, Тифлисской губернии. 8 июля 1845 году окончил Тифлисскую духовную семинарию и в этом же году 8 июля был пострижен в монашество в Тифлисском Преображенском монастыре и причислен к братии этого монастыря. В 1846 году в сане иеродиакона поступил в Казанскую духовную академию, где в 1849 году 6 октября был рукоположен во иеромонаха. В 1850 году окончил академию со степенью кандидата богословия. 15 февраля 1851 года назначен преподавателем Тифлисской духовной семинарии, а потом последовательно смотрителем Абхазского и Кутаисского духовных училищ. В 1854 и 1855 годах исполнял должность настоятеля первоклассного Гаенатского монастыря. 12 февраля 1855 года возведен в сан игумена при Абхазской архиерейской кафедре, а в следующем 1856 году 16 февраля - в сан архимандрита, с правом управления Абхазской епархией, т.к. епископ Герман был перемещен на Имеретинскую кафедру. 4 марта 1862 года хиротонисан во епископа Абхазского. Хиротония совершена в Тифлисском кафедральном соборе. Управляя этой кафедрой до мая 1869 года, он многое сделал для восстановления Христианства в этом крае, сильно пострадавшем и почти полностью опустошенном вследствие многократных турецких вторжений. Проповедуя Евангелие, он обошел много сел, крестя абхазов, открывал приходские школы, в селе Илори - духовное училище для абхазов. Приходские школы на попечении «Общества восстановления» в 1864 г. существовали в селениях Илори, Тамуш, Шуацкара, Аацы и Лыхны. В 1865 г. планировалось открыть еще одну школу в Пицунде.21 мая 1864 г. закончилась Кавказская война, а народности Абхазии, исповедовавшие ислам и ориентировавшиеся более на Турцию, чем на Россию, были выселены русским правительством. Десятки тысяч абхаз-мусульман были насильно депортированы в Турцию. В это время грузинские священнослужители как могли активизировали свою деятельность по крещению максимального количества абхазских мусульман, практически в противовес официальной политике царской России и риском для себя лично – с целью спасти абхазов от полного геноцида. На территории Абхазии был образован Сухумский военный отдел, который в административном плане с 1868 г. делился на два округа: Пицундский и Очамчирский. После окончания Кавказской войны «Общество восстановления» смогло проводить более полноценную миссионерскую и просветительскую деятельность в этом крае. Так, появилась возможность в текст букваря абхазского языка, составленного в первый раз в 1864 г., внести первоначальные молитвы, правила христианской веры и нравственности. На абхазском языке в то время была составлена книга под названием «Доброе чтение православным». Результат этой деятельности не замедлил сказаться: уже в следующем, 1867 г. крестились более двух тысяч человек. В то время миссионерскую и просветительскую деятельность в Абхазии начал Преосвященный Гавриил. Он временно управлял этой епархией с 1869 по 1885 г. А начиная с 1868 г., епископ Имеретинский предпринимал миссионерские поездки в этот край. Они проходили в 1868, 1869, 1870, 1871, 1872, 1874 и 1881 гг. Результатом этих поездок стало, по свидетельству самого епископа Гавриила, крещение 10 тысяч человек в 1868 и 1869 гг. Всего в Сухумском отделе тогда проживало 66,5 тысяч человек. Из них православие исповедовали уже более 43 тысяч. Далее, в 1871 г. было присоединено к православию около 1400 человек, а в 1872 г. православие приняли 302 человека. Такое резкое снижение количества крещеных было связано как с усилением мусульманской пропаганды в Абхазии, так и тем, что одним из главных направлений деятельности к этому времени стало утверждение в вере уже обращенных в христианство абхазов. Среди самых больших успехов проповеди владыки Гавриила в Абхазии можно отметить крещение в 1870 г. 900 человек из селения Гуп и около 2 тыс. абхазов из Члоу. Основным помощником владыки Гавриила в миссионерской и просветительской деятельности в Абхазии и Самурзакано был вышеупомянутый протоиерей Давид Мачавариани. В 1869 г. отец Давид стал старшим благочинным в Абхазии. Об интенсивности миссионерской и просветительской деятельности в Абхазии и Самурзакано свидетельствует тот факт, что многие миссионеры из числа приходских священников поменяли не один приход. Один из самых опытных миссионеров священник Георгий Ахвледиани, первоначально служивший в селении Киндги, ко времени второй поездки владыки Гавриила по Абхазии был переведен в Тамуш. В 1871 г. он был снова переведен владыкой в приход Джгерди, в одно из самых трудных мест для проповеди. О миссионерской деятельности Георгия Ахвледиани известно, что в 1869 г. он совместно со священником Чиковани крестил 80 человек в селении Квитаули. Владыка Гавриил приводит имя еще одного миссионера, иеромонаха Антония Дгебуадзе. Он происходил из мегрельских дворян, некоторое время находился при епископе Александре (Окропиридзе). В 1868 г. епископ Гавриил рукоположил его в священники в селение Хуап. В этой местности примерно за год до того было крещено около трех тысяч жителей, но, к сожалению, тогда не хватало священников, чтобы утвердить новопросвещенных. В 1871 г., видя успехи иеромонаха Антония, владыка перевел его в приход Анухва, где количество христиан по сравнению с мусульманами к тому времени было небольшим. Еще одним важным помощником в деле проповеди в Абхазии был священник Гегия. Известно, что он был абхазом, родился в селении Лыхны, в котором впоследствии подвизался на миссионерском поприще. Большинство проповедей и речей владыки Гавриила, произнесенных во время поездок, на абхазский язык переводил именно он: речи в Лыхны, Пицунде, Гуп и других селениях. Владыка попросил его совместно с протоиереем Давидом Мачавариани перевести на абхазский язык первоначальные молитвы, Символ Веры, 10 заповедей и др.
Преосвященный Гавриил также отметил труды священника Топурия и иеромонаха Виссариона Микаберидзе. Топурия сначала был причетником в селении Адзюбжа, но со временем, будучи уже священником, служил в приходах Моква, Квитаули и Псырцха. Иеромонах Виссарион вел миссионерскую деятельность по утверждению новопросвещенных в селении Ачандари. Путевые записки епископа Имеретинского Гавриила позволяют сделать следующие выводы. Миссионерская деятельность протоиерея Давида Мачавариани в Самурзакано завершилась к середине 60-х гг. XIX в. крещением почти всего населения. В Абхазии миссия владыки Гавриила, владыки Александра, протоиерея Давида Мачавариани и приходских священников-миссионеров увенчалась обращением в православие к середине 70-х гг. XIX в. 2/3 местного населения. Почил Преосвященный Гавриил 26 января 1896 г. со словами: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Владыка был погребен в Гелатском монастыре, при большом собрании духовенства. В опубликованном прощальном обращении владыки к своей пастве он все свои сбережения завещал на благотворительные цели и «отпускал грехи своим чадам и сам просил последнего прощения у всех». Епископ Александр (Окропиридзе) 4 ноября 1903 года был уволен на покой. Скончался 9 ноября 1907 года и похоронен в соборном храме Шио-Мгвимского монастыря. Биограф преосвященного указывает на то, что епископ Александр принадлежал к тем "избранным, отмеченным благодатью свыше, натурам, которые, служа украшением своего звания, вместе с тем украшают и всю страну". Своей простой жизнью и христианским смирением преосвященный напоминает тех древних иерархов и пастыре-учителей, для которых как бы не существовало потребностей тела. Преосвященный все свои средства употреблял на дела благотворительности. Щедрость его давно была известна всем в Грузии. Не мало сирот и бедняков получало на его средства воспитание и образование. Кроме этих пожертвований Преосв. Александр делал пожертвования в пользу Абхазского и Кутаисского духовных училищ и на школу при Илорской церкви, в пользу героев защитников Севастополя и их семейств. На свой личный счет возобновил древний каменный храм, находящийся на берегу моря в двух верстах от Сухуми и древний храм в самом Сухуми. В сентябре 1996 г. на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви епископ Имеретинский Гавриил (Кикодзе) был прославлен в лике святых. Служба ему установлена 26 декабря. На том же Соборе был канонизирован сподвижник владыки Гавриила епископ Гурийско-Мингрельский Александр (Окропиридзе)... Через несколько дней православный мир будет отмечать праздник Крещения или Богоявления. Благодаря грузинским священнослужителям: святителям и проповедникам Христова учения – сегодняшнее поколение православных абхазов волею судьбы проживает на абхазской, а не турецкой или сирийской земле и может праздновать этот великий праздник, в том числе в память о собственном крещении, явившем им Бога. Сотни тысяч потомков их крестителей сегодня лишены такой возможности. Можно ли спустя 150 лет именно за это мстить грузинам – мне сложно судить, но одно интересно: творят ли претендующие на автокефалию благоверные абхазы-христиане молитву в положенный день за Святых Гавриила и Александра, своих просветителей? А если нет – то по какой причине?
|