Россия не допустит массового возвращения мохаджиров в Абхазию
Дата: 18/01/2012
Автор: Мераб Брегадзе
На фоне кровавых событий в Сирии абхазы заговорили о возвращении на родину проживающих в этой стране соотечественников. Согласно информации т.н. министра иностранных дел Вячеслава Чикирба, обсуждается отправка в Сирию представителей комитета репатриации и федерации абхазов в Турции с тем, чтобы встретится с представителями проживающей там абхазской диаспоры и рассмотреть вопрос возвращения на "историческую родину". "Нас беспокоит судьба живущих в Сирии абхазов, абазин и адыгейцев. Разумеется, мы постоянно следим за текущими в Сирии событиями и находимся на постоянной прямой связи с представителями абхазской диаспоры. В отправленном в Сирию письме мы выражали готовность содействовать нашим братьям, желающим вернутся на историческую родину". Вместе с тем Чикирба заявляет, что в т.н. Министерстве иностранных дел Абхазии создан специальный отдел, курирующий Турцию и страны Ближнего Востока. Абхазская сторона также сообщает, что именно в этих странах проживает 80% абхазов. По их же словам, в Сирии живут до 30 тысячи абхазов. Доктор исторических наук, полный профессор сухумского университета, председатель Абхазской организации грузинского Исторического общества имени Эквтимэ Такаишвили, лауреат государственной премии Георгия Шарвашидзе Зураб Папаскири полагает, что "Россия не допустит массового возвращения потомков мохаджиров в Абхазию". Как заявил Папаскири, "абхазы не могут собственными руками восстановить разрушенную и разоренную ими же "родину". "Грузин они не возвращают, русских боятся и их капиталу не дают развернуться, ведь проблема собственности не решена. В такой обстановке единственным спасением им представляются потомки мохаджиров, которые компактно проживают главным образом в Республике Турция (в странах Ближнего Востока, в Сирии, Иордании проживает только малая их часть). Однако массовому переселению и обоснованию потомков мохаджиров на исторической родине мешают несколько обстоятельства. Первый - языковый фактор. Абхазия на сегодня, к сожалению русскоязычный край. Между тем, живущие за границей абхазы не знают русского языка, а своим абхазским они там ничего не достигнут. Второй и главный фактор также связан с Россией. Не нуждается в особой догадливости, что переселение нескольких тысяч антироссийски настроенных (потомки мохаджиров отлично помнят, благодаря кому их предков лишили родины) абхазских семей создаст проблемы имперским намерениям официальной Москвы в отношении региона, поэтому Кремль, естественно, ни за что не допустит реализации данного и без того утопического проекта абхазов". В последнее время много говорят о растущем влиянии вернувшихся мохаджиров на процесс исламизации Абхазии. Однако этого не подтверждает эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе. Мамука Арешидзе: "Потомки мохаджиров в Абхазии находятся в особом положении. С той точки зрения, что их сопутствует определенная легенда и ореол. У нас ведь по сегодняшний день работает советский стереотип: если живешь за границей, т.е. непременно должен быть миллионером. Те, кто бросил свой бизнес, свое положение за границей, в данном случае в Турции, и переселился в Абхазию, среди простых людей воспринимаются героями. Я не особенно замечаю, что на эти религиозные процессы мохаджиры имеют особое влияние. Например, я лично знаком с переехавшим из Сирии потомком мохаджиров, отцом пятерых детей. Он столяр и живет недалеко от Гудауты. Особой религиозностью не отличается. Между прочим, он хороший ремесленник, у него налажен мелкий бизнес и хорошо живет. Таких не много, примерно в пределах 60 семей. В парламенте у них есть депутат, и во власти они уже представлены. Их влияние на религиозные группы, в данном случае на мусульманскую, не особо заметно. Однако следует отметить, что все лидеры, которые были и есть у гудаутской мусульманской общины, в какой то форме связаны с Турцией, и вообще с миром Передней Азии. Далее, мусульманская община Гудауты весьма консолидированная. Количественно она небольшая, примерно до 150 человек, однако выделяется способностью сохранять единство. Не стоит забывать и того, что Россия всячески старается сократить их влияние. В конце концов, в течение этих лет они убили трех их лидеров.Началось с убийства Гицбы и после того физически уничтожили еще двоих". К информации: "мохаджирство" - за установлением российского правления в Абхазии последовало широкое сопротивление абхазов. Широкомасштабные вооруженные восстания произошли в 1821-1827, 1840-1842, 1866 и 1877 годах. Все восстания были подавлены российским правлением. За поражением восстаний следовали насильственные переселения абхазов в Османскую империю. С 1864 года (окончательное покорение Кавказа) Россия уже напрямую начинает вытеснять из родины горских кавказцев. В этот период в Османскую империю переселились до 700 тысячи черкесов, убыхов, абхазов, чеченцев, дагестанцев. Изгнанных горских кавказцев называли "мохаджирами", что на арабском языке означает переселенцев. Количество сосланных в 1864 году абхазских мохаджиров свыше 20 000. Примерно столько же абхазов переселилось в Османскую империю после подавления восстания 1866 года. А после поражения последнего восстания 1877 года Абхазию покинули 30-40 тысячи мохаджиров. В общем итоге суммарное количество абхазских и абазинских мохаджиров составляло 135 000 человек. После подавления абхазского восстания 1877 года российские власти "наказали" оставшееся на родине абхазское население. Фактически весь абхазский народ, за небольшим исключением, официально был объявлен "преступным населением", это значительно ограничивало их права. Абхазам было запрещено жить на большей части территорий Абхазии, в частности, на морском побережье, в высокогорной зоне и в окрестностях Сухуми, на расстоянии 25 километров от города. Статус "преступного народа" с абхазов сняли только в 1907 году. Примечательно, что власти российской империи создавали преграды той части мохаджиров, которые в последствии выражали желание вернутся на родину. На территориях, высвобожденных в результате насильственного переселения абхазов, Россия способствовала обоснованию армян, русских и другого населения. Грузинам не давали право, поселится на этих территориях. Как известно из грузинской прессы того периода, грузинская интеллигенция под предводительством Илии Чавчавадзе всячески старалась приостановить процесс мохаджирства. Истории мохаджирства посвятил соответствующий труд абхазский историк Георгий Дзидзария. В 1920 году правительство демократической республики Грузия внесло на рассмотрение вопрос мохаджирства на заседание совета Антанты.
|