Наместник президента России в Абхазии

Дата: 22/03/2012
Автор: Симон Киладзе, "Клуб экспертов"

Что может означать решение Дмитрия Медведева назначить своим специальным представителем в Абхазии губернатора Краснодарского края Александра Ткачева? Что это - углубление необратимой интеграции Абхазии с Россией и ее окончательное поглощение империей, или это связано только с обеспечением безопасности Олимпийских игр в Сочи?

Кадровое решение российского президента породило множество вопросов. Этот факт особенно значим для Грузии: естественно, что каждый шаг со стороны Москвы в Абхазии, как в оккупированном Россией регионе, вызывает обеспокоенность и протест Тбилиси.

Главы государств и руководители международных организаций не так уж редко прибегают к такому методу управления и администрирования - они назначают своих представителей, наделяя их особыми полномочиями, для решения каких-либо важных вопросов и проблем. Согласно международной практике, специальные представители назначаются из политико-административной номенклатуры центральных властей (например, из президентской администрации); из числа уже ушедших в отставку опытных профессионалов; из числа высших должностных лиц; и подчиняются они лично президенту.

Такая практика, например, существует в США: спецпредставителем президента был известный государственный деятель и дипломат Аварел Хариман (в Великобритании и Советском Союзе), Ричард Холбрук (на Кипре, Балканах, в Афганистане и Пакистане). В настоящее время обязанности спецпредставителя выполняет Марк Гроссман (бывший заместитель госсекретаря в администрации Джорджа Буша-младшего) и др.

Что касается России, то во время Империи в отдельных регионах - в том числе и на Кавказе - существовал институт «наместника царя», который мог решать и внешнеполитические вопросы. В советский период коммунистический центр назначал свои надежные кадры кураторами ЦК в союзных республиках. В постсоветский период Кремль перенял западную практику и сегодня уже активно использует спецпредставителей при решении ряда региональных и внешнеполитических вопросов. Например, спецпредставителем президента России в отношениях с Кыргызстаном является Владимир Рушайло, ранее работавший министром внутренних дел, а затем секретарем Совета безопасности; а Михаил Маргелов, который руководил комитетом по международным отношениям Совета Федерации, сейчас выполняет поручения президента РФ в странах Африки…

Как мы видим, практика доказывает, что спецпредставители назначаются из числа высшей номенклатуры. Но назначение Александра Ткачева не вписывается в традиционные рамки. Факт, что ни один из руководителей российского региона ранее не занимал столь значимую должность.

Еще один непонятный момент: Дмитрий Медведев так подписал указ о назначении Ткачева, что до сих пор не определены его полномочия и конкретный юридический статус. Ясно одно - для него эта должность совместима, Ткачев продолжает оставаться губернатором Краснодарского края. Хотя приходится предположить, что неопределенность его правового статуса ни в коей мере не помешает главе Кубани вмешиваться во все абхазские дела. И с точки зрения карьеры, это - повышение.

Похоже, что новоиспеченный наместник президента отодвинет в сторону анекдотичного «карманного» посла Семена Григорьева и, в конечном итоге, Ткачев-администратор во многих вопросах перекроет Григорьева-дипломата. Интересно, что российские политологи противоречиво оценивают назначение Александра Ткачева и напоминают, что тот активно вмешивался в выборы абхазского «президента» в 2004 году, лоббируя от имени Кремля кандидатуру Рауля Хаджимба… Говорят и о том, что у Ткачева есть в Абхазии свои имущественные интересы в виде дорогостоящей дачи.

Думается, что назначение Ткачева продиктовано, в первую очередь, вопросами обеспечения Олимпийских игр в Сочи, которые Москва должна провести на высоком уровне. Во-первых, он является руководителем того субъекта Российской Федерации, который будет принимать Олимпиаду. Во-вторых, Ткачев является членом Общественного совета по оказанию помощи Олимпийскому комитету России - значит, непосредственно соприкасается с организационными вопросами Олимпийских игр. В-третьих, губернатор Краснодарского края хорошо понимает сложную обстановку вокруг Сочи и, предположительно, именно в его руках окажется мониторинг ситуации: чем больше будет «контролироваться» прилегающая к Сочи территория - особенно на «оккупированно-буферной» части Грузии в лице Абхазии - тем безопаснее будет проводить Олимпиаду.

Второй, немаловажной причиной этого назначения представляется усиление российско-абхазской интеграции. Это подтверждает и прозвучавшее заявление Александра Ткачева, в котором он пообещал приложить все силы к еще большему «сближению абхазского и российского народов». Губернатор считает, что в перспективе Абхазия и Россия должны создать единое экономическое пространство - то есть, в случае реализации его идеи, абхазская экономика станет на практике одним из сегментов экономики российской.

Пока что сепаратистские власти и политические круги Абхазии довольно спокойно реагируют на назначение Ткачева спецпредставителем Кремля. Более того, «президент» Александр Анкваб встретил эту новость одобрительно - мол, российско-абхазские отношения выйдут на более высокий уровень. По оптимистическим оценкам некоторых сухумских экспертов-политологов, введение должности спецпредставителя Кремля по отношению к Абхазии является показателем увеличения ее значения во внешней политике России. Блаженны верующие!

Таким образом, несмотря на гегемонистско-дискриминационные тенденции в российско-абхазских отношениях, российский вектор, более или менее, все еще пользуется уважением в Абхазии. А в местных политических кругах еще не угас «синдром грузинофобии». Вместе с тем не исключено, что дремлющий инстинкт самосохранения все же проснется в абхазах и позднее они поймут самую вероятную цель решения президента России: конец подаренной, но проблемной «независимости» Абхазии, и ее перевоплощение в часть Южного федерального округа РФ…
Система Orphus
:. Реклама
.: ТОП Статьи
:. Реклама
  • .: Абхазия сегодня
    :. Реклама
    Rambler's Top100
    © Наша Абхазия