Закарейшвили: «Абхазов и осетин мы должны повернуть лицом к Грузии, или хотя бы к Европе»
Дата: 10/10/2012
Автор: Гулико Баладзе, "Ахали таоба"
Кандидат на пост министра реинтеграции в новом правительстве Грузии, конфликтолог Паата Закарейшвили считает, что переговоры с представителями сепаратистских регионов – Абхазии и т.н. Южной Осетии – не имеют альтернативы. В интервью изданию эксперт заявил, что абхазы и осетины не имеют никаких шансов на независимость, и в этом они сами убедятся в течение ближайших 3-4 лет.
«Ахали таоба»: - Как известно, до сих пор в вопросе урегулирования конфликтов министерство реинтеграции никакой роли не играло. А какой прорыв можете предложить Вы?
П. З.: - Прорывом будет то, что мы реанимируем переговорный процесс с абхазами и осетинами. Этим мы попытаемся ослабить на территории этих регионов тотальное влияние России. Между прочим, если российский фактор сейчас там очень силен, то только потому, что, к сожалению и несчастью, как абхазов, так и осетин, мы бросили их на произвол Москвы. Это не краткосрочная задача. За три-четыре года мы должны повернуть их лицом к Грузии, или хотя бы к Европе.
«Ахали таоба»: - Вы надеетесь на это?
П. З.: - У меня такой настрой, и я всегда чувствовал его со стороны абхазов и осетин. Мы должны сделать все, чтобы у них к современной Грузии не было никаких претензий. Для этого нам придется предпринять шаги в их интересах. Вообще, я за то, чтобы диалог касался любого вопроса, за исключением признания независимости. У абхазов и осетин шансов на независимость нет, поэтому грузинская сторона должна делать смелые шаги. Как только мы предложим им множество других проектов – экономических, гуманитарных, правовых, в области защиты прав граждан, то, я уверен, для них идея независимости станет эфемерной.
«Ахали таоба»: - Закон об оккупации будет отменен?
П. З.: - Закон об оккупации обязательно останется. Это необходимый закон, поскольку наши территории оккупированы. Однако некоторые его позиции претерпят изменения, особенно, те, которые касаются передвижения представителей международных организаций на территории Абхазии и Южной Осетии. Это передвижение однозначно будет разрешено только с нашей стороны, но есть другие ограничения, которые необходимо заменить с тем, чтобы в этом процессе приняли участие как можно больше международных организаций. Это будет способствовать интеграции этих регионов в общеевропейское пространство. Евросоюз не будет способствовать их сепаратизму. Чем больше европейцев побывают в Абхазии и Южной Осетии, тем больше они станут частью Европы или Грузии. Поэтому следует изменить подходы.
«Ахали таоба»: - Вы намерены побывать в Абхазии?
П. З.: - У меня как у частного лица, никогда не было проблемы съездить в Абхазию, но сейчас я, как официальное лицо, не могу так просто пересечь административную границу. Для этого будет нужно заранее обговорить все с абхазской стороной. На уровне гражданского общества абхазы всегда встречались с нами, а вопросу места встречи никакого значения не придавали, но теперь, видимо, все придется обговаривать. Правда, со временем этот момент потеряет значение.
«Ахали таоба»: - Надо полагать, что в работе личные контакты Вам помогут?
П. З.: - Очень серьезно помогут. Мы настолько доверяем друг другу, что нет надобности заново знакомиться. Мы можем на первой же встрече приступить к обсуждению конкретных вопросов. Они хорошо знают, на что я способен. Мы не будем суетиться и придумывать фантастические проекты. Сделаем то, что возможно сделать, а рассмотрение других вопросов отложим на лучшие времена. Необходимо помнить, что чем легче делается дело, тем удобнее принимать соответствующие решения.
«Ахали таоба»: - А что Вы будете делать после вступления в должность министра, в первую очередь?
П. З.: - В первую очередь, я прощупаю почву с абхазской и осетинской сторонами, насколько они готовы встретиться со мной в ранге министра. Если такое желание подтвердится, у нас очень много средств, даже на международном уровне, чтобы провести такую встречу. Нужно заново провести инвентаризацию отношений. Я не хочу особенно критиковать правительство Саакашвили, но, как видно, положение тут очень подпорчено. Необходимо все это исправить и перейти в новую реальность.
|