Урегулирование в Абхазии и черкесский фактор
Дата: 18/07/2013
Автор: Лейла Нароушвили, специально для портала "Наша Абхазия"
Черкесский культурный центр в Тбилиси насчитывает всего несколько лет. За эти годы было проведено много встреч, конференций, в которых принимали участие черкесы и другие северокавказские общественные деятели. При содействии культурного центра недавно прошла встреча черкесских и грузинских врачей, практикующих за границей. Они предложили своим коллегам из северокавказской республики консультации, дистанционное обучение, более того, реальную помощь в лечении некоторых тяжелых форм заболеваний. В черкеско-грузинской истории есть и черные пятна, которые стали причиной отчуждения двух кавказских народов. Как должна Грузия выстраивать политику в отношении Северного Кавказа - об этом Мераб Чухуа, директор Черкесского культурного центра в интервью порталу "Наша Абхазия". - Одним из основных аспектов региональной политики Грузии является налаживание отношений с Северным Кавказом. Как сегодня обстоят дела в этом направлении? - У нас всегда были дружественные и добрососедские отношения. Начиная с 80-х годов прошлого века, на Северном Кавказе появились новые политические движения, в отдельных случаях не совсем независимые. Многие из них неоднозначно отнеслись к желанию грузинского народа восстановить свою государственную независимость. Общеизвестно, что у Грузии, в составе СССР появляются сразу две проблемы - осетинская и абхазская. В это же время на Северном Кавказе велась работа, которая в некоторых случаях, можно сказать, была в гармонии с тем, что происходило в Грузии – предпринимались шаги против того, чтобы не состоялось новое грузинское государство, т.е. вторая грузинская независимая республика. В этом контексте я помню мой разговор с лидером грузинского национального движения и первым президентом Грузии Звиадом Гамсахурдиа, это было после событий 9 апреля, он сказал: движение т. н. конфедератов на Северном Кавказе направлено против стремления Грузии стать независимой. Тогда и начались, с подачи Кремля, проблемы в северокавказском направлении. Звиад Гамсахурдиа был демократически избранным президентом, в выборах принимало участие все население Грузии: грузины, абхазы, осетины армяне, азербайджанцы, греки и др. После прихода к власти, Звиад Гамсахурдиа, параллельно с процессом строительства грузинской независимости, начинает налаживать контакты и диалог с северокавказскими народами. Я - один из самых активнейших участников этих процессов и имел прямые контакты в Чечне, Ингушетии, Черкессии и Дагестане. Его политика была направлена не против кого-то, а для создания нового кавказского единства – культурного, духовного, т. е. того, что дано нам исторически грузино-северокавказскими отношениями, в сочетании с процессом становления грузинской независимости. Как его посланник, я выступал в Майкопе, Назрани, Нальчике, Грозном и Махачкале. Его политика основывалась на кавказских и общечеловеческих ценностях. Вот, против чего начиналась тогда борьба, что явилось мощным движением против демократически избранного первого грузинского президента и его политического курса. Вообще-то, и Грузия совершала ошибки, а может и преступления, если вспомнить весь 19-ый век, но тогда Грузия не была независимым государством и исполняла приказы и желания российской империи - разумеется, у грузинского народа никто ничего не спрашивал. Для Грузии это были вынужденные шаги. То же самое случалось и в 20-м веке, когда меньшевистское правительство недружелюбно отнеслось к абхазам, затем уже в 40-х годах, когда действия Сталина, то, что творилось в Чечне, Ингушетии, отождествили с грузинским народом. Мы должны говорить правду и о войне в Абхазии, спровоцированной Госсоветом Грузии в соответствии и в гармонии с кремлевской политикой, опять-таки против нашей независимости и государственности. Мы должны говорить правду, от этого позиция Грузии на Северном Кавказе и грузино-северокавказские отношения будут только прогрессировать в позитивном направлении. - Да, с грузинской стороны постоянно слышны такие пожелания и призывы, говорить правду, заниматься самобичеванием, многие так и поступают, но что-то я не слышала ответные призывы переосмыслить свои поступки. Насколько прагматично в одностороннем порядке постоянно говорить, что вот, мы такие плохие и приносим извинения? - Нет, ни в коем случае, никто не говорит, что мы плохие, тем более все знают, на Северном Кавказе особенно, что грузинский народ один из благородных кавказских народов.Грузинский фактор присутствует на Северном Кавказе, особенно фактор грузинской культуры и можно сказать, грузинской духовности, вообще. Нам не надо доказывать, какие мы - сама история Грузии и Северного Кавказа об этом свидетельствует. Моя позиция - критически относиться к своим ошибкам: не всегда грузинская политика была правильной, например, в абхазской войне. Я и тогда, и сегодня категорически против военного решения этого вопроса. 23 апреля 1993 года я в Зугдиди устроил митинг против войны, потому что ввод войск Госсовета произошел с молчаливого согласия Кремля. Это война была в интересах российской империи и правительства Шеварднадзе, но после свержения Звиада Гамсахурдиа кремлевский ставленник Шеварднадзе столкнулся с тем, что он не мог контролировать большую часть Грузии. Шеварднадзе был обязан Кремлю, который направил его в Грузию. Он тогда бездельничал, не работал, впервые остался без власти, хотя жил в Москве, но принимал активное участие в госперевороте в Грузии и ждал, когда Москва командирует к нам с условием исполнить домашнее задание Кремля – приостановить дальнейшее развитие процесса становления независимого грузинского государства. Для этого и был придуман альтернативный, как бы, патриотический шаг – война в Абхазии. Таким образом, в отличие от довоенного периода, Шеварднадзе добился того, что от Тбилиси и до Псоу кремлевско-госсоветовские войска начали контролировать всю территорию Грузии. Приход Шеварднадзе был направлен именно против единства народа и населения Грузии, её независимости. Поэтому, постоянно распространяли слухи о том, что Гамсахурдиа хочет изолировать Грузию от всего человечества и мирового сообщества. На самом деле, Звиад Гамсахурдиа проводил национальную грузинскую политику, были, конечно, ошибки, но не столь серьезные, чтобы физически уничтожить несколько тысяч грузинских патриотов, в том числе, и самого Звиада Гамсахурдиа. Результаты переворота сказываются и сегодня: лица, участвовавшие в перевороте, хотя многие ушли с арены, по сей день находятся в активной политической жизни Грузии. - Прошло 20 лет с абхазской войны. С течением времени постепенно проясняется, что в Абхазии готовились к войне и это опровергает мнение тех, которые говорят, что войну начала грузинская сторона. - Сколько рук у Кремля?! - много, одна из них – Шеварднадзе. Я же вам говорил, что после 9-го апреля начинаются антидействия, направленные против национально-демократического пробуждения. Они были как на Северном Кавказе, так и в Абхазии и Самачабло (Южная Осетия). После свержения власти Гамсахурдиа, которая объединяла всю Грузию, пришли кто? – путчисты, т. е. незаконная власть, которая не имела никакого легитимного права. Многие абхазы и северокавказцы, в том числе г-н Ибрагим Яганов, знаете, что сегодня говорят? - «Я воевал не против Грузии, а против Госсовета» - и в этом есть доля правды! Кто-нибудь может ответить, против кого воевал Госсовет в Мингрелии? – Против законной власти Грузии, потому что Грузия стала свободной мирным и демократическим путем, а путем переворота путчисты хотели расчленить, убить Грузию. Разве так не поступили? Кто-нибудь сегодня отвергает факт присутствия оккупационных сил в Грузии? Вы думаете, все случилось просто так? Нет, в политике сначала планируют, а затем действуют. - Звиада Гамсахурдиа обвиняют в ксенофобии, якобы на одном из митингов он сказал, что абхазы пришлый народ и пусть уходят туда, откуда пришли… - Такого он никогда не говорил, еще раз говорю – я участник всех митингов, начиная с т. н. атнитранскавказского движения Грузии. В 1986 году, Кремль старался провести дорогу на Северный Кавказ через Грузию, тогда я познакомился с Гамсахурдиа. С этого момента я в курсе всех событий и действий, которые происходили в Грузии, также в отношении Северного Кавказа, так как в некоторых случаях я действовал и как личный представитель президента Грузии на Северном Кавказе.Но такого он не говорил. Кстати, Звиад Гамсахурдиа свободно общался на абхазском языке и есть несколько обращений к абхазам на их родном языке. - Бывая на Северном Кавказе в 1991-92 гг., вам никто не говорил, что возможна война в Абхазии? - Там переплетались интересы многих сторон – интересы Кремля, частично и северокавказцев, отдельных групп. По большому счету, это была война не только против абхазского народа, но и против грузинской государственности в целом. Еще раз подчеркну - одна из главнейших причин начала войны было в стремлении Шеварднадзе, сначала взять под контроль всю территорию Грузии, а затем разрушить территориальную целостность страны. Это решение Госсовета Грузии под руководством Шеварднадзе, поэтому мы должны дать политическую оценку случившемуся в 1991-92-х гг., а потом судить виновных за госпереворот и провокационную войну в Абхазии. Почему никто не говорит о том, что войска Госсовета творили в Мингрелии? Что, и там хотели отделиться от Грузии? Нам надо отказаться от преступлений Шеварднадзе, от преступлений Госсовета и на весь мир заявить: они совершили преступления против абхазского и грузинского народов и против грузинской государственности. Надо объяснить, что то, что сотворил Шеварднадзе и Госсовет, это не мнение и желание всего грузинского народа, также как и желание отделиться от Грузии – не желание всего абхазского народа. Те, кто стоял во главе сепаратистского движения в Абхазии, они и поддерживали Шеварднадзе и знаете почему? Потому что без Шеварднадзе они никогда не добились бы того, что мы на сегодня имеем в Грузии. Т. е. в политике, когда начинается процесс, нужны две стороны. Сторона, которая в основном представляет сегодняшний политический истеблишмент Абхазии, как раз и играла пинг-понг с Шеварднадзе – у них свои интересы были, а у Шеварднадзе - свои обязательства перед Кремлем, и все это было направлено против грузинской государственности и независимости. Вот, что я хочу особо подчеркнуть. Неосмысленно в этот же процесс были втянуты, к сожалению, и северокавказцы. Но с другой стороны, возникает вопрос: если грузинское наступление в Абхазии оценили как антигуманный шаг против малочисленного народа - абхазов, почему с таким же сочувствием не отнеслись чуть позже к чеченцам? Они, что количественно превышали остальное российское население? Или они не малочисленный народ?! Почему в абхазской войне чеченцы воевали на стороне абхазов, а когда были войны в Чечне, никто из Абхазии не помог и не принял участие на стороне чеченцев? Что, чеченцев не убивали, ингушей не убивали в 1992 году, параллельно с абхазской войной? Триста тысяч чеченцев, в том числе 42 тысячи детей, были тогда уничтожены, более 2000 ингушей пропали без вести и свыше 800 были убиты только в один день. Почему тогда не помогли ни ингушам, ни чеченцам? Потому что война в Абхазии была спланирована Кремлем и сепаратизм был прокремлевским движением, а в Чечне и Ингушетии велась мирная борьба за независимость. У меня еще много других вопросов, например, почему столицей Северного Кавказа объявили Сухуми? Что мало городов на Северном Кавказе? Потому что Абхазия тот лакомый кусок, которого по сей день добивается Россия, и вот, почему чеченцы и ингуши тогда остались без поддержки извне. Немаловажным фактором было и то, что участвующие в абхазской войне северокавказцы не смогли расшифровать, кто основные игроки и что за закулисную политику они ведут. Но, что интересно, именно чеченские войны всем, особенно грузинам, наглядно показали, какая война велась против Грузии и против кавказцев вообще. Мы плохо знаем историю Грузии и Северного Кавказа, последние 20 лет не исключение, а жаль, надо скурпулезно изучить и проанализировать все случившееся в грузино-северокавказском контексте. - В чем выражается работа вашего центра в этом направлении? - Наш центр - государственное учреждение и был основан после признания Грузией черкесского геноцида.Мы изучаем черкесское культурное наследие и в год, как минимум, проводим 15-20 мероприятий, несколько из них международного характера, особенно конференции. Недавно совместно с Агентством культурного наследия Грузии мы выиграли проект в фонде Руставели и совместно с ТГУ (Тбилисский государственный университет) провели Международный научный симпозиум по проблемам Майкопской культуры. Приехали гости из Европы, России, Азербайджана, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Адыгеи. Думаю, очень важно изучать черкесскую проблематику и культуру академически, в научном смысле. С 29 июля по 11 августа мы, совместно с Абхазским домом в Батумском госуниверситете планируем организовать черкесско-грузино-абхазскую международную летнюю школу, где будут присутствовать представители перечисленных народов. От деталей пока воздержусь. - Российский политический истеблишмент обвиняет Грузию в том, что она поддержала геополитический проект «Большая Черкесия», подтверждением чего служит признание черкесского геноцида на официальном уровне… - Я не политик и не знаком с этим проектом, но очень хорошо знаю черкесскую проблематику - она очень разнообразна. Черкесы – народ с очень трагической судьбой: более миллиона черкесов были изгнаны со своей родины, половина из них были убиты в результате российско-черкесской войны. Их потомки по сей день проживают в 50 странах мира. Сегодня они ведут мирную борьбу для возвращения на родину и имеют право на это! Это главная цель черкесов, что будет дальше, я не могу судить. Что касается обвинений российских политиков и экспертов, не могу согласиться. Грузия более 70 лет ведет политику добрососедских отношений с Северным Кавказом, в ТГУ черкесскому языку и культуре обучают с 1936 года, грузинская кавказоведческая школа считается одной из лучших и сегодня, я сам представитель и воспитанник этой школы. Я считаю себя членом кавказского общества, более того, гражданином всего Кавказа. Сегодня, конечно же, Грузия должна продолжать научное изучение черкесской проблематики, как часть грузинской региональной и культурной политики. Думаю, в Тбилиси должен существовать не только Черкесский культурный центр, но и абхазский, чеченский, ингушский, дагестанский, осетинский и др. Недостаточно того, что в Тбилиси функционирует только Абхазский дом, совместно с которым мы устраиваем различные мероприятия. В прошлом году в Анаклиа мы организовали встречу черкесов, абхазов-абазин, грузин, это была культурная программа и она должна носить регулярный характер, потому что в урегулировании абхазского конфликта черкесский фактор может сыграть немаловажную роль. Мы надеемся, что абхазы со временем поймут, что призывы г-на Ибрагима Яганова уместны; что со временем в грузино-абхазском и черкесском обществах происходит постепенная трансформация, что, несомненно, отразится на переоценку ошибок и преступлений, совершенных в прошлом; и что уже сегодня надо совместно строить завтрашний день. Но если все пустить на самотек, если серьезно не будем относиться к нашему недавнему прошлому, то проиграют все - и грузины, и черкесы, и абхазы. Для того чтобы этого не произошло, мы должны вести активный диалог. Вот, почему я был против шеварднадзевской провокационной войны в Абхазии! Что, нельзя было вести переговоры до войны? – можно было и, конечно, было бы проще. А сегодня, после всех войн и конфликтов, диалог особенно нужен, Грузия должна осмыслить и делать правильные выводы из тех процессов, которые происходят на Северном Кавказе. - Как Вы себе это представляете, если Россия очень болезненно относится к любому вмешательству в ее внутренние дела, в том числе и гуманитарному? - Грузины и северокавказцы общались до появления российского государства, до появления российского присутствия на Кавказе. Мы не должны поддерживать хорошие отношения с соседями? У каждого государства есть общая государственная политика и параллельно, региональная. Что плохого, если на Северном Кавказе будет мир и Грузия сыграет в этом позитивную роль? Грузия не должна сдавать свои позиции на Северном Кавказе в культурно-научном плане. Надо помнить, что многие представители северокавказского научного мира воспитанники грузинской кавказской школы, этот процесс продолжался и в советской империи.И если Россия признает геноцид черкесского народа, скажет всю правду, это будет в интересах ее будущей государственности и положительно скажется на имидж России. Россия признала армянский геноцид в 1998 году, но если Россия еще в те годы сделала такой шаг, то почему она выступает против признания геноцида своих граждан, которых по сей день тысячами убивают в Сирии?! Почему не ставится вопрос возвращения черкесов в родные места - в Россию?! Почему сирийских абхазов можно возвращать в Абхазию, а сирийских черкесов на свою историческую родину - нет? Российское законодательство гласит (в 2010 году был добавлен этот пункт), что все, кто вынужден был покинуть царскую Россию, являются российскими подданными. Если следовать кремлевской официальной логике, то и черкесы часть этой империи, т.е. ее сограждане, а если такой пункт есть, то надо его выполнять и репатриировать черкесов. В грузинском случае, я за возвращение абхазов, оказавшихся за рубежом в силу т. н. мухаджирства. Грузия должна взять инициативу в этом направлении и вести диалог о возвращении тех абхазов, которые были изгнаны российской империей в XIX веке. - А как с возвращением грузинских беженцев в Абхазию? - Можно решать вопрос параллельно, совместно создать определенную квоту для абхазов и грузин, изгнанных в конце 20 века. Здесь могут быть разные варианты, но альтернативу диалогу я не вижу в любом направлении, даже в российском направлении обязательно надо вести диалог, тем более на Кавказе, где последствия войны намного тяжелее, чем в других регионах – выстрелить легче, чем потом наладить отношения. - Какие риски могут исходить от этого региона для безопасности Грузии? - Если Северный Кавказ не будет информирован о том, что происходит в Грузии, какая здесь ситуация, то могут возникнуть определенные риски. Если Грузия будет вести нормальную, гуманитарно-культурную северокавказскую политику, то от этого выиграет грузинская государственность и наше будущее, потому что без внятной северокавказской политики грузинское государство просто не сможет существовать: это наши корни, на которых частично зиждется наше государство. Отказ от своих же кавказских корней всегда приводит к тем последствиям, что были в Абхазии. Если бы мы вели диалог и такую же объяснительную работу с северокавказцами, какую и по сей день ведут абхазы, тогда последствия могли быть не столь трагичными для нас. Мы должны были разъяснить, что Шеварднадзе это не вся Грузия, что политика Госсовета - не грузинская политика, не воля грузинского народа. Вот где была огромная ошибка. Шеварднадзе, как раз, явление антигрузинского и антикавказского характера, он хотел уничтожить государственность и независимость Грузии и втянуть нас в конфликтные отношения с северокавказскими народами. Он в Грузии формировался сперва как милиционер, а затем как аппаратчик ЦК и, после Москвы вернулся к нам с теми же намерениями, что творил в 70-80-х годах. Возвратившись в Грузию, он продолжил бесчинства и преступления – при нем была гражданская война, убиты несколько тысяч человек, война в Абхазии и изгнание из своих домов свыше 300 000 грузин. Несмотря на то, что почти вся Грузия тогда была против него, при поддержке Кремля и грузинской красной интеллигенции случилось то, что случилось. Более того, красная интеллигенция по сей день оправдывает его преступную политику, последствия которой пожинает сегодняшняя Грузия. То есть, все беды идут от свержения законной власти 1991-92 гг., а политической оценки и наказания виновных нет до сих пор.
|