Грузино-российские отношения и проблема Абхазии сквозь призму церкви
Дата: 18/10/2013 Автор: Джемал Гамахария, International Alert
Все еще не умолкают отзвуки визита в Москву Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Всея Грузии, Архиепископа Мцхетско-Тбилисского, Митрополита Пицундского и Сухумо-Абхазского Илии Второго, состоявшегося 20-26 января 2013 года. Предстоятель Грузинской Православной Церкви и раньше не раз посещал столицу России, вел переговоры с главой Русской Православной Церкви, однако последний его визит резко отличается от всех предыдущих по своей форме, содержанию и предварительным итогам. Это отличие обусловлено, прежде всего, изменившейся в Грузии политической ситуацией, что открыло перспективу потепления отношений между Тбилиси и Москвой. Определенную форму торжественности придали визиту юбилейные даты – 35-летие со дня интронизации на патриарший престол и 80-летие со дня рождения Его Святейшества, а также сам повод поездки – вручение предстоятелю Грузинской Православной Церкви премии Международного общественного фонда единства православных народов. Грузинская и российская общественность ожидали от визита, как минимум, замедления эскалации безрассудного противостояния и создания предпосылок для переговоров, причем не только по вопросам экономических и культурных взаимоотношений.
Визит носил преимущественно политический характер. 21 января 2013 года, принимая высоких гостей из Тбилиси, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл неоднократно подчеркивал огромные заслуги Илии Второго не только перед Грузинской Православной Церковью и всем православным миром, но и на политическом поприще – в становлении Грузии в качестве независимого государства, достижении взаимопонимания и сотрудничества людей разных политических взглядов, содействии в проведении свободных выборов и мирной передаче власти, развитии двусторонних отношений между Россией и Грузией и пр. Как никогда тепло приветствовал Католикоса-Патриарха Грузии и Президент В. Путин, выразив ему особую благодарность за то, что Илия Второй в сложных условиях отсутствия межгосударственных отношений между Россией и Грузией делал и делает все возможное для поддержания гуманитарных, духовных, культурных контактов между двумя странами и народами.
В своих многочисленных выступлениях и заявлениях в ходе визита Его Святейшество Илия Второй особое внимание обратил на необходимость разрешения главной проблемы в отношениях между Грузией и Россией – проблемы конфликтных регионов. Накануне встречи с В. Путиным, 23 января, отвечая на вопрос журналиста, Католикос-Патриарх Грузии заявил, что в беседе с Президентом России главной темой «обсуждения будет Абхазия и Цхинвальский регион. Конечно, будем обсуждать и другие вопросы: визового режима, торговли. Но это предварительные разговоры, а наш премьер-министр Бидзина Иванишвили планирует серьезно обсуждать в будущем все эти вопросы».[1] Илия Второй передал Президенту В. Путину приветствие и письмо от премьер-министра Грузии, что, по-видимому, было одной из важных целей визита.
Не вызывает сомнений, что Грузинская и Русская православные церкви взяли на себя трудную миссию по расчистке площадки для будущих сложных официальных переговоров по воле ведущих политических лидеров обеих стран.
Влияние на ситуацию
В ходе визита духовного лидера Грузии в Москву ни один из рассмотренных вопросов не был окончательно разрешен. Не удалось договориться даже по такому относительно легкому вопросу, как возможность перезахоронения грузинских царей Вахтанга VI (1675-1737 гг.) и Теймураза II (1700-1762 гг.), погребенных в Успенском Соборе города Астрахани. Над этим вопросом будет работать совместная комиссия. На встрече стороны зафиксировали общий подход применительно к предстоящему Вселенскому Церковному Собору. Предстоятели Грузинской Православной Церкви и Русской Православной Церкви не разделяют позицию Всемирного Патриарха о том, что вопрос предоставления автокефалии должен решать либо лично он, либо Всемирный Церковный Собор. Вполне естественно, что у Грузинской Православной Церкви, имеющей проблему в Абхазии, и у Русской Православной Церкви с проблемами Украины, Беларуси и Молдовы, имеются общие интересы по данному вопросу, что и было зафиксировано в Москве. По мнению Русской Православной Церкви, разделяемому Грузинской, Болгарской и Сербской церковью, вопрос автокефалии должна решать сама мать-церковь. Однако не разработаны и не согласованы общие требования для принятия справедливого решения в подобных случаях. И у Константинопольского Патриархата нет таких общеприемлемых критериев, которые могли бы исключить принятие тех или иных субъективных решений. Ясно, что без упорядочения канонической базы невозможно добиться мира и согласия внутри православного мира.
Переговоры в Москве показали, что камнем преткновения как в межцерковных, так и в межгосударственных отношениях по-прежнему остаются конфликтные регионы. О принятых по данному вопросу решениях можно судить лишь по опубликованным отрывочным сведениям. Так, например, Патриарх Кирилл выразил лишь надежду на совместное преодоление проблемы Абхазии и Цхинвальского региона. Илия Второй неоднократно отмечает, что Грузия непременно восстановит территориальную целостность, что «России нужна единая Грузия, Грузии нужна единая, сильная Россия».[2] О достигнутых в Москве договоренностях создает определенное представление речь Илии Второго на встрече с Московской грузинской диаспорой от 26 января 2013 года. По словам Католикоса-Патриарха, в результате переговоров с его Святейшеством Кириллом «составили план, как помочь нашим братьям-абхазам и осетинам. Его Святейшество Патриарх Кирилл делает все, что в его силах, чтобы мы восстановили наше единство, единство Грузии».[3] В той же речи Илия Второй назвал беседу с Президентом В. Путиным «воистину особенной и вселяющей надежду», добавив: «Я думаю, что Владимир Путин – тот мудрый руководитель, который обязательно сможет помочь переломить ситуацию, и Грузия вновь станет единой».[4]
Неудивительно, что подобные обнадеживающие оценки итогов визита в Москве вызвали опасения и даже гнев в Абхазии. Русская Православная Церковь, имея большой опыт общения с духовенством и властями Абхазии, заранее приняла «превентивные меры» в целях их умиротворения . Например, несмотря на радушный прием Католикоса-Патриарха Грузии и его окружения с особо подчеркнутым уважением, никто не обращался к нему с указанием полного его титула, что неслучайно. За пять дней до начала визита Илии Второго в Москву Русская православная церковь заграницей, не без ведома и согласия Русской Православной Церкви, наградила Александра Анкваба орденом Святого Страстотерпца Царя Николая. А 24 января 2013 года, т.е. в ходе визита в Москву делегации Грузинской Православной Церкви, исполняющий обязанности управляющего неканонической Абхазской Православной Церковью Виссарион Аплия договорился с отделом внешних церковных связей Русской Православной Церкви о встрече с патриархом Кириллом. Эта встреча действительно состоялась 1 февраля 2013 года в кафедральном соборе Христа Спасителя в Москве. Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви обсудил с Виссарионом и его сторонниками вопрос о возможных путях канонического решения проблемы православной церкви в Абхазии и договорился о продолжении консультаций. По возвращении в Абхазию Виссарион Аплия заявил, что Русская Православная Церковь по-прежнему будет поддерживать абхазскую православную общину. Вряд ли Виссарион здесь оговорился – Русская Православная Церковь будет поддерживать православную общину, а не церковь Абхазии.
Против предположительного решения Грузинской Православной Церкви и Русской Православной Церкви о совместном окормлении верующих Абхазии – вопреки принятым «мерам» – 25 января 2013 года выступила Общественная палата, 27 января – политическая организация «Форум народного единства Абхазии», 7 февраля – «Круглый стол» с участием представителей широкой общественности. Резко отрицательная реакция (выразившаяся, в том числе, в некорректных, несправедливых, а порой и оскорбительных выпадах против Илии Второго, что не делает чести их авторам) абхазской стороны позволяет утверждать, что московские договоренности – во всяком случае, на данном этапе – еще больше осложнили ситуацию в Абхазии, усилив внутри церковное противостояние. Резко упало доверие к Русской Православной Церкви и ее ставленнику Виссариону Аплия. Как показал «Круглый стол» от 7 февраля 2013 года, большая часть абхазского общества, включая властные структуры, итогами встреч в Москве сильно разочарована.[5]
Заключение
Визит в Москву предстоятеля Грузинской Православной Церкви Илии Второго вполне себя оправдал. Переговоры в Москве, прежде всего и больше всего, были ориентированы на нормализацию отношений с Россией. Символично, что первые шаги в этом направлении освятили духовные лидеры обоих народов. Грузинская Православная Церковь и Русская Православная Церковь имели моральное право на это, ибо в самые трудные периоды военного противостояния оказались на высоте положения, сумели сохранить между странами те нити, благодаря которым сегодня предпринимаются попытки урегулирования конфликта и установления цивилизованных взаимоотношений.
В России и Грузии, где подавляющее большинство населения составляют православные христиане, полное разграничение церковных и государственных (политических) функций невозможно – они нередко пересекаются, ибо церковь и государство выступают от имени и во имя населения.Забота об интересах своего населения есть прямая обязанность церкви, и именно поэтому эта забота зачастую принимает политическую окраску. Вот почему московские встречи представителей Грузинской и Русской Православной Церкви, усилия по урегулированию как межцерковных, так и межгосударственных отношений нельзя расценивать, как вмешательство в политику, как занятие «не своим делом».
Представители обеих церквей на московских переговорах занимались именно «своим делом». При этом Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй предстал перед россиянами не только как выдающийся духовный деятель, но и как искусный дипломат. Обильно изливаемые из уст Патриарха слова о христианской любви и добре придавали большую убедительность даже его справедливым претензиям, излагаемым в стиле высокопрофессиональной дипломатии, помогали его собеседникам спокойно выслушивать и воспринимать неудобные и весьма неприятные для них острейшие вопросы, без разрешения которых невозможно урегулирование российско-грузинских взаимоотношений. Грузинский Патриарх был настолько искренен и убедителен, что никто не отважился ему возразить. Из скудной информации о ходе московских переговоров известно лишь то, что российская сторона внимательно выслушала Патриарха Грузии и что Илия Второй полон надежд…
Ближайшее будущее покажет, насколько основательны эти надежды
Визит Католикоса-Патриарха всея Грузии в Москву, его успешные переговоры с Патриархом Кириллом и Президентом В. Путиным вызвали, как уже отмечалось, острую негативную реакцию в Абхазии, их чего следует, что проблемы, существовавшие, по нашим наблюдениям, в 2011 году, не только не исчезли или не ослабли, а, наоборот, еще более обострились. Например, по-прежнему продолжают существовать две неканонические церковные организации, противостоящие друг другу; в обществе нарастает критический настрой и открытое недовольство в отношении России и Русской Православной Церкви; церковная тема стала слишком политизированной; опять кипят страсти вокруг Новоафонского монастыря; группу молодых и образованных монахов во главе с архимандритом Дорофеем, являющуюся на сегодняшний день единственной надеждой православия среди абхазов, Русская Православная Церковь совершенно безосновательно объявила раскольниками и запретила им священнослужения на несколько лет; никто не помнил и ныне не помнит об окормлении основной части истинно православного населения Абхазии – жителей Гальского района; ничего не говорят о несколько сотнях тысяч православных беженцев из Абхазии и пр.
Вряд ли на встрече двух патриархов был выработан готовый рецепт для выхода из тупиковой ситуации. Можно предположить, что существующая ситуация и антиканоническая риторика будут искоренены не скоро. Тем не менее, невзирая на существующие реалии, можно и нужно искать новые пути и средства для исправления положения. Вполне можно согласиться с архимандритом Дорофеем в том, что нельзя рассчитывать на признание Русской Православной Церковью автокефалии несуществующей Абхазской церкви, что еще раз наглядно подтвердила московская встреча двух патриархов. Другой путь, предложенный самим архимандритом, – добиваться цели с помощью Константинопольского Патриархата – с учетом всех факторов также не внушает оптимизма. Отсюда вытекает настоятельная необходимость совместного поиска «третьего», исторически обоснованного реального пути, хотя возможны и временные, промежуточные варианты.
Переговоры Святейшего и Блаженнейшего Илии Второго в столице России послужили своеобразным стимулятором для актуализации пусть несколько «притихших», но острых тем. Они до предела обнажили существующие противоречия, те реальные проблемы, которые невозможно решать в одностороннем порядке, без диалога между равно заинтересованными сторонами.
[5] «Олег Дамения: По поводу ситуации вокруг Православной церкви в Абхазии: вступительное слово при открытии Круглого стола, состоявшегося 07 февраля 2013 г.», Apsny.ru, 13.02.2013 г. http://apsny.ru/news/?ID=2051