К взаимотношениям грузин и абхазов Турции
Дата: 11/12/2015
Автор: Заза Цурцумия, профессор, турколог
Острота вопроса Абхазии в Грузии негативно влияет на отношения между турецкими грузинами и абхазами. Существующая в Турции напряженность между грузинами и абхазами никогда не перерастала в физическое противостояние, но война 1990-годов в Абхазии, и особенно признание Россией Абхазии и т.н. Южной Осетии в 2008 году независимыми государствами сделали очевидным ту несовместимость интересов, которая возникла между действующими в Турции организациями грузинской и абхазской диаспоры. Когда абхазские организации Турции праздновали "признание" Россией Абхазии, в Стамбуле, перед генеральным консульством Российской Федерации проходили митинги протеста организаций грузинских диаспор.
Несмотря на взаимоисключающие отношения к статусу Абхазии, турецкие грузины и абхазы обладают надлежащим потенциалом, чтобы проводить цивилизованный диалог между противостоящими сторонами как друг с другом, так и в Грузии, и в том числе в Абхазии. В селах Турции в течение почти полутора веков мирно сосуществуют грузины и абхазы, есть смешанные семьи, однако в течение последних 20 лет их число постепенно уменьшается, что опять же является результатом отчуждения Абхазии от грузинского мира в результате войны в Абхазии. Турецкие абхазы уже избегают создавать семьи с грузинами, и если на уровне бытовой традиции раньше для абхаза было желательно первым делом породниться с грузином из-за ментальной и культурной близости, создание семьи с грузином, сейчас абхазы избегают грузин. То же самое можно сказать о грузинах, которые проявляют аналогичное равнодушие к абхазам. В то же время сохраняется, особенно в старшем поколении, знание языка друг друга, почтительное отношение, и выражение уважения во время общих родственных встреч и религиозных ритуалов.
Связи турецких абхазов с Абхазией стоят на более высоком уровне, чем грузинской диаспоры с Грузией. В парламенте Абхазии с 1995 года постоянно представлены 2-3 турецких абхазов, тогда как турецкие грузины никогда не были представлены в парламенте Грузии. Интенсивные общественно-политические и торгово-экономические связи турецких абхазов с Сухуми, а также пропаганда т.н. независимости Абхазии лидерами абхазской диаспоры в Турции, лоббистская деятельность турецких политиков абхазского происхождения, в том числе депутатов парламента, и их связи с Абхазией, не раз становились предметом тревоги власти Грузии. Власть Турции признает Абхазию составной частью Грузии, но активность этнически абхазских граждан Турции может вызвать нежелательную напряженность в отношениях стратегических партнеров, Турции и Грузии.
Грузины и абхазы Турции могут внести значительный вклад в грузинско-абхазский диалог. С данной точки зрения есть интересные возможности как у грузинских и абхазских неправительственных организаций диаспоры дернеков, так и общественных деятелей и политиков, в том числе у депутатов Большого национального собрания Турции (парламента) грузинского и абхазского происхождения. В парламенте Турции может произойти объединение корпуса этнически грузинских и абхазских депутатов вокруг парламентской группы дружбы Турции и Грузии. Посредством абхазской и грузинской диаспоры Турции они могут оказать определенное посредничество в грузинско-абхазском диалоге.
Турецкие грузины и абхазы являются диаспорой Грузии в Турции. Грузинская общественность проявляет интерес к гражданам этнически грузинского и абхазского происхождения в соседнем и дружественном государстве Турции. У них есть потенциал внести свой значительный вклад в грузинско-турецкое сотрудничество.
|