Турция заинтересована, чтобы Абхазия и Южная Осетия стали неотделимой частью Грузии - посол

Дата: 01/03/2016
Автор: ИА "Акцент"

По информации посла Турции в Грузии, создан новый формат сотрудничества между двумя странами - Совет стратегического сотрудничества высшего уровня.

"Сотрудничество Турции и Грузии является лучшим примером и прецедентом того, какие могут быть отношения у больших и маленьких стран разных религиозных убеждений. Наши враги постоянно стараются внести трещину в турецко-грузинскую дружбу, и выдумывают сплетни, будто у Турции есть определенные интересы к региону Аджарии, Батуми, и т.д. Еще раз должен заявить, это ложь чистой воды, преследующая только злые намерения. Турция заинтересована в том, чтобы не только Аджария, но и Абхазия и Осетия стали неотделимой частью Грузии, и сделает максимум для этого"- заявил в беседе с "Резонанси" посол Турции в Грузии Левент Гюмрукчу.

Левент Гюмрукчу: В текущем году исполняется 25 лет с тех пор, как между Грузией и Турцией были установлены дипломатические отношения. Турция была первой страной, которая признала независимость Грузии, и начала развивать с ней активное сотрудничество. На протяжении этих 25 лет две страны прошли большой путь отношений, и достигли многих успехов на пути дружбы и добрососедства.

Минувший год тоже был очередной ступенью с точки зрения углубления отношений между нами. Между двумя странами создан новый формат сотрудничества, Совет стратегического сотрудничества высшего уровня, который будет собираться раз в году, и им будут руководить премьер-министры обеих стран. Первое заседание совета состоится в текущем году, в начале апреля в Турции.

В течение 25 лет отношений почти во всех сферах была создана твердая основа сотрудничества. Нашим основным приоритетом является еще интенсивней развивать существующее твердое сотрудничество между странами в пользу обеих сторон. С данной точки зрения для нас будут чрезвычайно важной направляющей силой видения и подходы, зафиксированные Советом стратегического сотрудничества высшего уровня.

В 2015 году в Турции дважды состоялись выборы, и у нас не было возможности уделить больше времени внешним отношениям. Из-за этого по сравнению с минувшими годами имел место некоторый провал с точки зрения частоты визитов высшего уровня между Турцией и Грузией, но в будущем мы обязательно и быстро это исправим.

Например, на прошлой неделе состоялся визит нашего министра транспорта, а на этой неделе запланирован визит министра иностранных дел в Грузию, который состоится как в двухстороннем, так и в трехстороннем формате с участием Азербайджана.

В короткий период, оставшийся до заседания совета, планируются двухсторонние визиты министров экономики, культуры, и юстиции.

- Позвольте спросить в связи с темой Абхазии. Очевидно, что Турция является ближайшим другом и стратегическим партнером Грузии, в то же время существует информация, что у вас есть определенные торговые и культурные отношения с этим оккупированным регионом…

Первым делом еще раз заявляю, что Турция является твердым сторонником суверенитета и территориальной целостности Грузии. Турция признает регионы Абхазии и Южной Осетии как неотделимые части Грузии, и никогда не признает их независимость. В то же время Турция активно поддерживает полноценную интеграцию Грузии в Евросоюз и НАТО.

Что касается тематики Абхазии, связи, которые существуют с этим регионом со стороны лиц, проживающих в Турции, имеют неформальный характер и ни в коем случае не выражает позицию турецкого правительства. Турция рассматривает как Абхазию, так и Южную Осетию в рамках территориальной целостности Грузии.

Хотелось бы пролить свет на этот вопрос: в Турции живет много тысячи наших граждан абхазского происхождения, так же как и турецких граждан грузинского происхождения, и мы не можем запретить им связи и отношения со своими родственниками.

В связи с торговлей мы зафиксировали свою позицию, что не приветствуем это, однако грузы из Турции сначала поступают в Россию, и затем через Сочи попадают в Абхазию. Мы даже не знаем, какого размера этот оборот, поскольку он не регистрируется.

В то же время давайте попробуем взглянуть на этот вопрос с другой стороны, и подумаем о будущем: когда наступит момент, и будет необходима площадка для переговоров между Грузией и Абхазией, и определенная почва для начала восстановления доверия, грузинская и абхазская диаспоры могут значительно содействовать началу процесса диалога.

То есть Турция является страной, которая больше всех может внести вклад в дело решения проблемы Абхазии, и мы твердо решили использовать в данном контексте наши особые отношения, существующие с обеими сторонами.

- Недавно Абхазия присоединилась к российскому эмбарго против Турции…


Не думаю, чтобы Абхазия сделала это по своему желанию, и не думаю, чтобы лидеры Абхазии хотели бы идти еще дальше в этом направлении.

Как я уже отметил, что торговые отношения, существующие между Турцией и Абхазией, о которых говорят, совершенно неофициальные, и их учет не ведется. Исходя из этого, санкции не могут значительно воздействовать на Турцию.

Мы вообще считаем, что санкции являются неправильным методом. По нашему мнению, для решения проблем необходимы не односторонние, негативные подходы, а двухсторонний диалог, что так же касается и отношений с Россией.

- Тем временем по поддержке российской авиации армия Ассада продвигается вперед, и все больше приближается к границе Турции с сирийской стороны…

Первым делом хочу сделать одно заявление в связи с Россией. Последние 20-25 лет мы стараемся сотрудничать и сформировать стратегические партнерские отношения с Россией, и думаем, что в этом контексте мы достигли значительных успехов.

Исходя из этого, факт сбитого российского боевого самолета, нарушившего наше воздушное пространство, происшедший 24 ноября, нельзя оценивать как целенаправленное агрессивное действие Турции, это нереалистично. Напротив, мы все сделали для того, чтобы избежать такого факта.

Сразу же по включению России в сирийскую войну у нас было немало встреч на разных уровнях, где мы фиксировали свою тревогу по причине того, что эти боевые операции проходили вблизи от границы Турции, и российские самолеты летали в опасной зоне. Мы много раз предупреждали Россию об этом, но они не учли это.

Перед тем, как сбить самолет, у российских пилотов был отключен даже специальный канал коммуникации с ними, который незадолго до этого заработал. Несмотря на это, даже после этого факта мы выразили готовность продолжить переговоры, все выяснить, и миновать конфронтации, на что Россия ответила санкциями.

Что касается российских воздушных атак в Сирии, очевидно, что они не направлены против "даеш" (т.н. ИГИЛ). Позиция России, продлить существование режима Ассада, поэтому целью большинства осуществленных ею воздушных атак являются гражданские лица.

Она противостоит всем решениям Совета безопасности ООН и, к сожалению, особенно в течение последней одной недели вызвала новый серьезный поток беженцев в направлении турецкой границы. Турция уже приютила 2,7 миллионов сирийских беженцев, и по сегодняшний день ее двери открыты для людей, бежавших от жестокого режима.

Это проблема не только Турции, но и всего международного содружества. Следует сделать более эффективные шаги, как в вопросе приостановления российских атак, так и более справедливого распределения ответственности за проблему беженцев.

На прошлой неделе состоялся визит премьер-министра Германии Меркель в Турции, во время чего было решено, что мы вместе поставим данный вопрос в этом ракурсе, как в НАТО, так и в ООН.

- В минувшем году Турция не раз становилась жертвой террористических нападений со стороны "Исламского государства", что также связано с сирийской темой…

Первым делом хочу заявить, что мы против использования названия, которое взяла террористическая организация "ДАЕШ" ("Исламское государство"), поскольку это не имеет никакой связи с религией, ислам является миром, а не убийством человека, а они действуют совершенно противоположно этому.

Касательно вашего вопроса, Турция с самого же начала рассматривала "ДАЕШ" как террористическую организацию, и активно боролась с ней. "ДАЕШ" особенно активизировалась после того, как Турция начала притеснять их в Сирии, старалась перекрыть им источники снабжения, ограничить ресурсы, и участвовала в международной коалиции в виде воздушных ударов. Именно за этой активностью последовали теракты в Анкаре, Диарбакире, и Стамбуле.

Турция одновременно ведет борьбу как с "ДАЕШ", так и с террористической организацией "РПК" (т.н. "Рабочая партия курдов"), осуществляющей свои действия против Турции с 1984 года. РПК, так же как и "ДАЕШ", поддерживают организации, существующие на территории Ирака и Сирии, и, к сожалению, они периодически стараются нанести удары государству совместными силами.

Большую трудность создает тот факт, что Турцию связывает с Сирией 911 километровая сухопутная граница, и трудно перекрыть террористам все переходы, но наши спецслужбы стараются вести более эффективную борьбу, что вызывает серьезные потери на стороне обеих террористических организаций.

Мы верим, что в случае активного сотрудничества международного содружества мы скоро сможем победить терроризм.

Здесь же хочу отметить, что в борьбе с терроризмом весьма важным является принципиальная и твердая позиция. Недопустимо разделение на хороших и плохих террористов. Мы не можем закрывать глаза на то, что сегодня в Сирии, возможно, некоторые террористические группировки будто бы борются с "ДАЕШ", но, несмотря на это они остаются террористами. В этом вопросе у Турции последовательная позиция, и она продолжит ее.

- Турция и Европа сейчас стоят перед тяжелым эмиграционным кризисом. Как Вы собираетесь справиться с этой ситуацией?

Когда диктатор Ассад истреблял своих людей, они бежали в сторону Турции, и мы не могли перекрыть границу, и отказать в помощи нашим братьям и сестрам.

В результате на сегодня на территории Турции проживают 2,7 миллионов сирийских беженцев, Турция уже потратила 8 миллиардов долларов на создание для них жилищных условий, медицину, образование, питание и т.д.

Мы просили международное сообщество разделить ответственность за судьбу этих людей, и предупреждали, что если не будут своевременно приняты меры для нормализации обстановки в Сирии дойдем до катастрофических результатов. Они не воспринимали всерьез этот призыв, и начали реально действовать только тогда, когда беженцы проникли в Евросоюз.

В минувшем году мы достигли соглашения, что Евросоюз ежегодно выделит Турции 3 миллиарда евро в помощь сирийским беженцам, однако пока не мы получали эту сумму. Исходя из значения и масштабов, этот вопрос требует решительных шагов.

Несмотря на это, невозможно разрешить проблемы беженцев такими методами. Должен еще раз заявить, что эта проблема не будет урегулирована, если не урегулируется сирийский кризис. Турция и впредь будет продолжать свои усилия в данном направлении для установления демократического правления и стабильности в Сирии.

- Какую цель преследует Турция сотрудничеством с Грузией на фоне столь сложной обстановки в регионе?

Главным интересом Турции является, чтобы Грузия была стабильной, демократической, успешной страной, Грузия это врата Запада и Востока, имеющие стратегическое значение для нашей страны.

Грузия является нашим лучшим другом и соседом, с которым мы сотрудничаем в осуществлении важнейших энергетических и транспортных проектов, как в двухстороннем, так и трехстороннем формате, Грузия-Турция-Азербайджан.

А также мы приветствуем, если в этот формат сотрудничества включится и Армения, которая также является важным компонентом полномасштабных региональных союзов. А также мы ценим усилие и попытку Грузии с точки зрения урегулирования отношений с Россией, что, к сожалению, не имеет адекватной реакции с другой стороны.

Сотрудничество Турции и Грузии является лучшим примером и прецедентом, какие отношения могут быть у большой и маленькой страны с разными религиозными убеждениями. Турция активно сотрудничает с любой властью Грузии, не имеет значения, какую политическую силу она представляет.

Основу нашей дружбе положили Шеварднадзе и Дэмирель, затем во время Саакашвили был период реформ и либерализации, а сейчас в период правления "Грузинской мечты" происходит укрепление этих связей.

Наши враги постоянно стараются внести трещину в турецко-грузинскую примерную дружбу, и выдумывают сплетни, будто у Турции есть определенные интересы к региону Аджарии, Батуми, и т.д. Еще раз заявляю, это ложь чистой воды, которая преследует только злые намерения.

Турция заинтересована, чтобы Абхазия и Осетия стали неотделимой частью Грузии, и сделает максимум для этого.
Система Orphus
:. Реклама
.: ТОП Статьи
:. Реклама
  • .: Абхазия сегодня
    :. Реклама
    Rambler's Top100
    © Наша Абхазия