Минздрав Грузии улучшает условия для пациентов с оккупированных территорий
Дата: 22/03/2016
В селе Рухи, что расположено на подконтрольной грузинской стороне территории близ абхазской линии оккупации, строится большой медицинский центр - многопрофильная университетская клиниа, которая будет осуществлять не только лечение пациентов, но и подготовку самого лучшего медицинского персонала. Рядом с клиникой будет построена гостиница на 60 номеров, чтобы родные и сопровождающие лица приехавших к нам из Абхазии пациентов смогли быть в комфортных условиях. Затраты за их проживание берет на себя государство. Об этом и других вопросах, связанных с услугами в сфере здравоохранения для жителей оккупированных территорий Грузии рассказывают в интервью ИА "Акцент" заместитель министра здравоохранения Грузии Валерий Кварацхелия.
- На сегодняшний день здравоохранение является единственной сферой, где абхазская и осетинская стороны идут на сотрудничество с Тбилиси. Точнее, они соглашаются принять помощь, предложенную грузинской стороной. Насколько высока заинтересованность населения Абхазии и Южной Осетии и каковы статистические данные?
- Обращаемость к нам существенно увеличилась, соответственно увеличились и финансы, выделяемые для лечения этих пациентов. Если в 2013 году к нам обратилось 624 человека, то в 2014 году эта цифра уже составила 941 человек, а в 2015–ом году к нам приехало 1577–пациентов.
Количество пациентов из Абхазии и т.н.Южной Осетии почти удвоилось. Что касается финансов, то в прошлом году с этой целью было потрачено 4 миллиона 477 тысяч лари.
Эти показатели указывают на то, что люди довольны лечением, проведенными обследованиями. И поэтому они и приезжают в Тбилиси. Конечно, абхазы и осетины могут свободно ехать в Россию и получать медицинские услуги, но, в соответствии нашей информацией, все же лечиться они предпочитают в Грузии.
Кроме этого, увеличение обращаемости пациентов этой категории вызвано и тем, что мы начали осуществлять очень эффективные программы в сфере здравоохранения, и люди об этом проинформированы. Например, на данном этапе мы осуществляем программу бесплатного лечения больных Гепатитом C, программу лечения Герцептином. Эти программы уникальны их аналога нет и давно не будет во всем мире, в том числе и в России.
Я всегда призываю людей использовать этот уникальный шанс. В соответствии с моей информацией, в этих регионах, к сожалению, уровень заболевания Гепатитом С довольно высок. Это вызвано и тем, что там не контролируется процесс переливания крови и, вообще, медицинские учреждения.
-Кто может воспользоваться этой возможностью, лишь жители Гальского района или население остальной Абхазии? Существуют ли особые льготы для жителей Гали? И кроме этого, из каких районов Абхазии приезжают в Тбилиси на лечение?
- Схема лечения состоит в следующем. Пациенты приезжают в Тбилиси и обращаются с заявлением к правительствам бывших автономных республик Абхазии и Южной Осетии. Эти ведомства, в свою очередь, направляют в Министерство здравоохранения рекомендательные письма, и именно после этого происходит 100 % финансирование лечение пациента. Да у пациентов этой категории, в отличие от остальных граждан страны,(лечение которых финансируется государством на 70% - 80%) есть эта привилегия.
Что касается программы лечения Гепатита C, то ею могут воспользоваться лица, которые имеют удостоверение гражданина Грузии. Любой, кто возьмет это удостоверение, не имеет значения, откуда он приехал из Гали, Гагры или Сухуми, может пройти лечение у нас. В противном случае есть проблемы.
Дело в том, что этот проект довольно дорогостоящий. Правительство США выделяет большие суммы для осуществления этой уникальной программы, которая есть только у нас, и существует довольно большой риск утечки жизненно важных медикаментов, что мы, конечно, допустить не можем.
Что касается приезжающих, то в Тбилиси часто проходят лечение жители Гальского района и в последнее время увеличилось количество пациентов из Очамчире.
- Как могут жители Южной Осетии и Абхазии получить реально лечение по этой, как Вы отметили, уникальной программе, борьбы с Гепатитом С? Ведь в соответствии с Вашей информацией, если пациент не является гражданином Грузии, то он не сможет воспользоваться этой программой. А могут ли лица, получившие нейтральные паспорта, подключиться к этой программе? И если нет, то, что Минздрав намерен предпринять для того, чтобы разрешить эту проблему?
- Этот вопрос я слышу часто. Мы уже прошли первый этап этой программы, сейчас переходим к осуществлению второго. Грузинская сторона очень часто ставит эту проблему перед партнерами. Пока решение не принято, но обсуждение вопроса продолжается.
- Как нам известно, в этих регионах наркозависимость населения является довольно актуальной проблемой. Есть ли у Вас в связи с этим какие-либо статистические данные? И какие программы осуществляются в Грузии, чтобы помочь людям преодолеть эту физческую и психологическую зависимость?
-Это- программа замещения и она действительна для всех граждан Грузии. Программа разработана для того, чтобы помочь людям преодолеть негативное влияние зависимости, как на свою жизнь, так и на жизни окружающих людей.
Но здесь же мы сталкиваемся с той же проблемой- неимением гражданства Грузии. Кроме этого, есть и второй вопрос. Тот, кто участвует в программе заместительной метадоновой терапии должен ежедневно посещать сервис-центры, получать медикаменты и каждый день принимать их.
К сожалению, в случае Абхазии, пациенты не могут забрать с собой эти медикаменты. Да и их переход сюда, на эту территорию связан с определенными проблемами.
- Выходит, что отдельного проекта, который бы помог именно этой категории населения, не существует?
-Да, у нас нет отдельного проекта.
- Что конкретно предлагает абхазам и осетинам грузинская сторона? Какими видами медицинского обслуживания они могут пользоваться?
- Все те программы, которые государство финансирует остальным гражданам Грузии на 60- 70 %, для абхазов и осетин являются бесплатными. То есть, все виды медицинской помощи и мероприятий для них финансируются из государственного бюджета на 100 % .
- Хочу еще раз повторить свой вопрос: есть ли у грузинской стороны статистические данные по заболеваемости в Абхазии и Южной Осетии? И как вы получаете эту информацию? Есть ли у грузинской стороны какие–либо контакты с абхазскими или югоосетинскими медиками или на уровне министерств здравоохранения?
- К сожалению, такие контакты есть только в Гальском районе Абхазии. Там неправительственные организации довольно успешно осуществляют скрининг–программы. Кстати, некоторое время назад там население прошло диагностику рака груди.
Что касается статистических данных, то знакомы с приблизительной картиной заболеваемости Гепатитом С. К сожалению, в обоих этих случаях заболеваемость довольно высокая.
А с нашими коллегами, медиками из Абхазии или Южной Осетии мы можем встречаться только на международных конференциях. Они участвуют в этих мероприятиях как врачи, а на уровне министерств там никто не присутствует.
Мы несколько раз призывали наших абхазских и югоосетинских коллег к сотрудничеству, ради здоровья населения, но никто на наш призыв или просьбу, не откликнулся.
-Я хочу спросить о строительстве большого медицинского центра в селе Рухи, который, как известно, рассчитан и на жителей Абхазии. Как Вы думаете, воспользуются ли они этими услугами?
-Медицинский центр в селе Рухи представляет собой многопрофильную университетскую клинику, которая будет осуществлять не только лечение пациентов, но и подготовку самого лучшего медицинского персонала.
После завершения строительства клиники, мы предложим пациентам такие сервисы и медицинские мероприятия, от которых трудно будет отказаться. Я имею в виду, например, лучевую терапию в онкологическом отделении, химиотерапию и многое другое.
Вместе с этим, рядом с клиникой мы строим гостиницу на 60 номеров для того, чтобы родные и сопровождающие лица приехавших к нам из Абхазии пациентов смогли быть в комфортных условиях. А затраты на это возместит государство. -В Цхинвали планируют в 2016 году, построить «большой медицинский кластер». И как обещали должностные лица, больные не будут ездить в Грузию, а будут получать помощь на месте. Улучшить ситуацию в сфере здравоохранения намерены и в Абхазии.
Что в ответ на это планирует грузинская сторона? Думаю, что потеря единственного, своеобразного моста, связывающего нас не будет желательным?
-Какие шаги мы должны предпринять, когда прекрасно знакомы положением в этих регионах?
Там высокая текучесть кадров, у них нет врачей первой и высшей категории, которые имеют богатый опыт применения высокотехнологичной аппаратуры, нет престижных клиник, где теоретические разработки сочетаются с богатейшим опытом успешной практической деятельности.
Уверен, что они никак не смогут конкурировать с теми клиниками, которые есть в Грузии. Мы в этом направлении обогнали не только их, но и их стратегического партнера, Россию. Подтверждением этому может быть и тот факт, что количество пациентов, приезжающих к нам из Северной Осетии с каждым годом увеличивается. В Грузии проходят лечение и очень много пациентов из Чеченской республики.
- Объясните, пожалуйста, детально нашим абхазским и осетинским читателям, что они должны сделать для получения медицинской помощи и мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета? К кому им следует обратиться и какие документы подготовить?
- В обычных случаях,(если это не касается программы лечения гепатита С), они должны обратиться к правительству Абхазии. Они примут заявления пациентов, изучат их, а затем направят эту документацию к нам, в Министерство здравоохранения. Пациентам не нужно приходить к нам, их лечение будет профинансировано в рамках реферальной программы. И путь никто их не вводит в заблуждение, пациенты из Южной Осетии и Абхазии ничего, никому не должны платить! Если будет зафиксирован подобный случай, то они должны сообщить нам об этом, так как это является уголовным преступлением, и мы примем соответствующие меры.
- Может Вы вспомните какой –нибудь интересный случай из вашей практики в связи с абхазскими или югоосетинскими пациентами.
- Интересных случаев довольно много. Но из–за понятных причин, я не буду называть имен конкретных людей. Недавно к нам привезли пациента из Очамчире, который не успел собрать нужные документы, так как у него произошел разрыв аневризмы, что привело к кровоизлиянию в мозг. Мне позвонили наши общие друзья и сообщили об этом. Через час он был уже в операционной. Врачи провели ему успешную операцию, он выздоровел, пришел ко мне, поблагодарил и уехал.
Именно вот такие человеческие поступки и способствуют сближению людей.
Уверен, что лишь делая добро друг другу, мы можем не потерять друзей и постепенно преодолеть отчужденность и недоверие.