Эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе заявляет, что Грузия должна принять особые меры не для того, чтобы вернуть Абхазию, а для возвращения абхазов, или по крайней мере приостановления их ассимиляции на территории Абхазии. В связи с этим, он считает необходимым создание формата переговоров, по теме признания независимости Абхазии.
«Я сегодня же бы дал независимость Абхазии, если бы имел подобную возможность», - цитирует слова Арешидзе "
Наша Абхазия" из его интервью газете "Резонанси".
"Сегодняшняя ситуация в Абхазии не дает нам никаких оснований для оптимизма. Грузинская общественность свыклась с мнением, что Абхазия вернется в состав Грузии, но это может растянуться на многие годы. С этой точки зрения вопрос Абхазии стоит намного сложнее, чем Южной Осетии, так как возвращение этой последнее выглядит более реалистично, чем Абхазии", - отмечает эксперт.
По его словам, сегодня в Абхазии ускоренно идет процесс изменения демографической картины и уже на сегодняшний день, абхазы находятся в меньшинстве, по сравнению с другими этносами. Как отмечает эксперт, если так продолжится дальше, то через 10-15 лет, абхазов вообще не останется. Говоря о демографической проблеме Абхазии Арешидзе заявляет:
"Итак не удастся вернуть Абхазию, если оставим ее в том положении,в каком она сегодня находится. Россия форсированно меняет демографическую картину абхазов. Примером этого является хотя бы военное соглашение между Сухуми и РФ, согласно которому все военнослужащие, которые проходят службу в пограничной службе в Абхазии, имеют право после выхода в запас получить земельный участок в Абхазии, или квартиру. Из-за этого пограничные части в Абхазии переполнены бесквартирными офицерами. Приезжают из многих краев России (Мурманска, Владивостока...) именно по этой причине.
Это означает, что через 2 года Абхазия получит огромное количество российских граждан. Не только пограничников, в других частях офицеры и генералы (представителей оборонного ведомства) привозят свои семьи и там заселяются.
Кроме того, это не касается только военных. Русская церковь, несмотря на то, что не вмешивается в церковную жизнь на территории Абхазии, посылает разного рода миссионеров в Абхазию, которые там оседаю в качестве религиозных общин. Пока эти общины состоят из 20-30 человек, но их количество прогрессирует".
Арешидзе отмечает, что сегодня "нам следует предпринять особые меры не для для того, чтобы вернуть Абхазию, а чтобы вернуть абхазов. По крайней мере, чтобы приостановить их ассимиляцию на территории Абхазии".
"Мы это должны сделать не потому, что кое-кто льет слезы - мол, абхазы уничтожаются и мы должны их спасти. Это было бы притворством. В этом имеется меркантильный подход. Если мы хотим вернуть абхазов, мы должны их спасти".
Эксперт отмечает, что Грузия не просто должна дать абхазам независимость и закончить разговор на этом. По его словам, взамен признания независимости, Тбилиси должен поставить определенные условия, например возвращение беженцев. "Это уже предмет переговоров", - отмечает Арешидзе и заявляет: «Этим мы напрямую получим право, сесть за стол переговоров. Это позволит нам начать переговоры с абхазами напрямую, при участии международного сообщества и без участия России», - цитирует Мамуку Арешидзе "
Наша Абхазия".
"Я хочу сказать одно: время традиционных подходов закончилось. Наш соперник, который имеет огромный сильный ресурс как в политике, так и дипломатии и военной сфере, опережает нас во всех действиях. Исходя из этого нам следует предпринять такой неожиданный ход, который разоружит соперника, т.е. вызовет определенное дистанцирование между ним и абхазами.
Я готов принять критику в том случае, если будет начат формат прямого грузино-абхазского диалога о признании независимости. Пусть никто не думает, что я согласен и считаю, что признание независимости Абхазии является политическим шагом и на этом все. Считаю, что в контексте независимости должны быть какие-то определенные условия. В первую очередь - вопрос о беженцах. Т.е. хочу подчеркнуть, что сначала должен быть создан формат по теме признания независимости Абхазии и затем должны быть определены условия", - заявляет Мамука Арешидзе.
По мнению эксперта, вопрос т.н. Южной Осетии относится к вообще другой категории, так как осетин не беспокоит та проблема, которая беспокоит абхазов. "Кроме того, эта оккупированная Россией территория является чистой воды военной территорией. Здесь не стоит вопрос изгнания осетин и их исчезновения. В случае Абхазии же стоит несмотря на то, что они сами этого не признают", - заключает эксперт.