• Иоанн Петрици о своей национальной принадлежности


  • ок. 1083 года

    Труды Иоанна Петрици, т.П, Издали и вступительной статьей снабдили Ш.Нуцубидзе и С.Каухчишвили, Тб., 1937, с.222, на груз.яз.


    Грузины, вместо того, чтобы поддержать меня (в полемике с греками - сост.) и говорить так как я, не делают этого. А ведь пресвятое провидение Божие произвело человека из племени нашего2 по исскуству души совершенным, а по благоразумию -сообразительным.3 ...

    Комментарий:

    1. Грузинский историк Джуаншер Джуаншериани (XI в.), автор публикуемого документа - "Житие и деяние Вахтанга Горгасала";

    по мнению ряда исследователей, автор VIII века (см.Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала. Перевод, введение и примечания Г.В.Цулая. Тб., 1986).

    2. Во времена Вахтанга Горгасали, как замечает З.Ратиани, в степях Северного Кавказа кочевали гунны, а не печенеги, которые только в конце IX в. появились в междуречье Волго-Дона, откуда их вытеснили половцы в середине XI в. к Дунаю и Карпатам. Выходит, что Джуаншер сообщает в данном случае современные ему сведения. "Так что джики как раз в середине XI в. поселились "на окраине Абхазии", - заключает З.Ратиани. По его мнению, джики просто от кочевого образа жизни перешли к оседлости; а слова Джуаншера - "на окраине Абхазии" - означают, что джики в середине XI в. осели вдоль р.Кубани (в низовьях) по ее правой стороне. (З.Ратиани. Указ.соч., с.39-40). См. еще док. NN 8, 13, 20, 32, 42, 66, 75.

    3. Вахтанг Горгосали обменял свою сестру Мирандухт, находящуюся в плену у осетин, на 30 тысяч осетинских пленников (КЦ, т. 1,с.157).

    4. Вахтанг Горгасали предпринял попытку объединения Грузии - Иверии и Колхиды.

    5. Цихе-Годжи в Сенакском районе (Западная Грузия).

    6. Византийский император, тесть Вахтанга Горгасали Леон I Макели (545-474 гг.).

    7. Александр Македонский (356-323 год до н.э.). Однако с древнейших времен территория от Келасури до р.Кубани, по меньшей мере, до "Старой Лазики" (район Туапсе), была частью Колхиды, "называемой теперь Мингрелией" (док. NN13, 21, 39, 42, 76, 78 и др.).

    8. Второй женой царя стала дочь византийского императора Леона I(прим.6).

    9. Имеется в виду территория от р.Келасури до р.Кубани (Малой Хазарии).

    10. Притязания картлийских царей на Абхазию и наоборот -абхазских царей на Картли и другие регионы Грузии (док. N43 и др.) вполне согласуются с Варданом Вардапетом (XIII в.), который утверждал, что цари Абхазии - потомки Вахтанга Горгасали (Собрание истории Вардана Вардапета. Венеция, 1862, с.91-92, на арм.яз.; док. N43, прим.5).

    11. Мирван II Ибн Магоммед, арабский халиф из династии Омайянов. Умер в 750 г. За жестокость грузины назвали его Мурваном Кру (т.е. глухой).

    12. Анакопия - Новый Афон или Псырцха (Гудаутский р-н современной Абхазии). Происходит от грузинского слова "анакапи", т.е. "вырубленный" (лес) или от грузинской фамилии Накопия (которую почему-то некоторые считают апсуйской фамилией - см.Очерки истории Абхазской АССР, с.54 и др.), с чем не согласен Г.Амичба (Новый Афон и его окрестности. Сухуми, 1988, с.18). По мнению Х.Бгажба, название Анакопии происходит от Ана + Куап - зигзаговое место по-абх.(см.его. Труды, т.1, Сухуми, 1987, с. 127). Не исключено, что оно связано с грузинским словом копи (серха). В любом случае Анакопия, как и Анария (Гальский р-н), Анаклия (Зугдидский р-н), Анасеули (Озургетский Р-н), Ананури (Душетский р-н), Анага (Сигнагский р-н) - грузинский топоним.

    13. Как известно, Пресвятой Богородице Марии для проповеднической деятельности досталась Ивери.я, т.е. Грузия (См.-Жизнь Пресвятой владычицы нашей Богородицы Приспо-Деви-Марии. СПБ, 1860, с.212-213; 227-228; Сказание об Иверской иконе Богоматери. М.1869 и др.). О прибытии в Х в. из Никеи к Святой Афонской горе (по морю) чудотворной иконы Богородицы, называемой Иверской (т.е.грузинской), говорится в преданиях и мифах разных народов (Краткое описание дведесяти монастырей.., обитающихся на святой горе Афонской. СПБ, 1877; Мифы народов мира.М.,1989,идр.).

    Свидетельство Джуаншера о нахождении в Новом Афоне в VIII веке иконы Всесвятой Богородицы - "нерукотворного писания, а нисполненного свыше, о которой никому неизвестно", позволяет думать, что икона была привезена в Грузию значительно раньше, может быть, в I веке во время пребывания в Западной Грузии апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. Надо полагать, что икона несколько позже оказалась в Анакопийской крепости на горе Ивирон (по-греч. - "принадлежащее грузинам"), которые апсуйцы хотят переименовать на свой лад - в Апсарскую гору (такой топоним раньше не существовал).

    Копия Иверской иконы Богородицы, привезенная в Москву в 1648 г. при ликовании народа, в присутствии царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона, исцелила москвичей от чумы в 1771 г. (во время царствования Екатерины II), придала силы М.Кутузову и его генералам в 1812 году (Л.Толстой. Война и мир), сделала православным философа-рационалиста XIX И.В.Киреевского (Вл.Соловьев. Собр. соч., t.v, с. 167) и т.д. Еще одна копия Иверской иконы Богородицы была привезена в Грузию 9 октября 1989 г. и находится в Тбилиси в Сионском храме.

    Нахождение Иверской иконы Богородицы в Новом Афоне - на Иверской горе является еще одним важным свидетельством принадлежности этих территорий Иверии (т.е.Грузии).

    14. Мир (Степанозович), политический деятель первой половины Villa., боролся с арабами; Арчил - брат Мира, эристав Картли и Эгриси, его подданным являлся эристав Абхазии Леон I (720/730 - 740 гг.).

    15. Таким образом, византийский император признал царями только картлийских царей Мира и Арчила, а Леона лишь эриставом Абхазии, который должен был почитать "царей Картли и их людей".

    16. Г.Амичба "шенеба адгилта" ошибочно переводит как. "начались заселяться земли"; должно быть "началось обустройство".

    17. Из этих слов следует, что земли севернее Келасури были подвластны Арчилу.

    18. Так называли, как правило, р.Волгу. Вероятно, здесь должно быть "до реки Малой Хазарии", т.е. до р.Кубани.

    19. Игнорируя приведенные слова Леона I, М.Гумба пишет: "Факт зависимости Леона I от Арчила не подтверждается источниками" (см. его. Абхазия в первом тысячелетии, с.217).

    20. Таким образом, эристав Леон I стал царем благодаря короне Картлийского царя Мира и женитьбе на его дочери, что давало ему и его наследникам право на Картли (см.Бердзенишвили. Вопросы истории Грузии, т.9, Тб.,1979, с.52, на груз.яз.).
    .: Лента Новостей
    :. Реклама
    Rambler's Top100
    © Наша Абхазия