Не позже 1360 года
Георгика, т.7, Тб., 1967, с.124-131.
Дойдя до этого места рассказа3, по моему мнению, не будет справедливым, если обойду молчанием скифов, нападавших в те времена как на Азию, так и на Европу...4
Это (скифы - сост.) есть весьма многочисленное племя, обитало оно значительно севернее, чем во всем современном мире [живет кто-либо]...
...Они представления не имеют ни о мастерстве поваров, ни о многих прелестях накрытого стола. Им даже не снилось, что такое садоводство и огородничество и обработка земли. Они питаются травой, которую земля дает сама собой, а также кровью и мясом грузоперевозящих и иных животных. И если они поймают какого-нибудь дикого животного или птицу, то и это для них необходимая пища. Их одежда не изготовлена [рукой], шкуры животных - их одежда...
Они не знают ни праздников, ни честолюбивых зрелищ, и не совещаются о. начальниках кораблей и надсмотрщиках рынка, а царит у них полное спокойствие и совершенно безмятежная жизнь...
... Вот эти люди не создавали ни судов, ни советов, и не требуется им ни чтение законов, ни верного языка, ни вертежь слов, ни лабиринтов документов, а управляет ими своеобразная самобытная справедливость и завидная самодисциплина.
Об их названиях древние греки по-разному передают. Гомер, например, называет их киммерийцами5, Геродот, описавший персидские события, разными скифами, Плутарх - кимбрами и тевтонами называет, но не убедительно а как будто колеблясь, не веря самому себе. Собственное название они произносят на своих диалектах. Использующие эллинские имена в отношении их, одни называют так, другие - сяк... Как заблагорассудится каждому, так и называют их, в зависимости от того, как они оттуда (из Скифики - сост.), подобно горному водопаду, идут на другие страны, и кто и где какие места занимает...
О [скифах], живущих вблизи к первоначальной Скифике",... они сохранили до сегодняшнего дня первоначальное естественное название, т.е. сами назывались скифами, а питающая их страна - Скификой. Это те, которые обитали в стране, лежащей выше от истоков Танаиса, затем преодолели Танаис и распространились в Европе и поселились на берегу омывающегося западными ветрами Большого Меотида.
Прошел с тех пор длинный период многих лет и остальные, будто отколотые от большого источника Скифики, разделились на две части: одна часть устроила набеги на савроматов, живущих в Азии, и дошла до Каспийского моря; они предали забвению свое родное имя и приняли названия савроматов, масагетов7, меланхленов, амазонов и все те имена, которые носили порабощенные ими племена. Они слились с ними и неизгладимо переняли их обычаи. Еще остальные склонились к Европе, распространились вдоль океана в странах савроматов и германов; и они поменяли имена. Значительно позже они вторглись в Кельтике, заняли и его для поселения, потому и приняли название кельтов и галлатов...
Когда власть римлян находилась в руках Иоанна Дука8, многочисленная часть скифов, численность которых достигала до десятков тысяч, оторвалась от северных стран и сплотившись воедино, прибыла до Каспийского моря.9 К тому времени, когда скончался предводитель Чингисхан (1227 год - сост.), командование войсками поделили два его сына: первый - Халау, а другой - Телепуга...
Второй сын Чингис хана Телепуга, после того, как он сделал северной границей своего владения перевалы Кавказа, а затем берега Каспийского моря, идет на земли масагетов и савроматов, подчиняет всю эту страну и всех племен, живущих у Меотийского озера и Танаиса (в том числе предков апсуйцев - док. №152 - сост.).
Затем преодолел истоки Танаиса и большим [потоком] направился вниз по пути европейских племен. Много было этих племен и разных. Те из них, которые находились в центре суши представляли собой осколки и остатки древних скифов, делились на номадов и земледельцев, а те, которые жили по соседству с Меотийским озером и распространились по берегам Понта, были джики и абазги,10 гуты и амаксовы, тавроскифы и ворисфенцы...
1. Византийский историк (ок.1290-1360 гг.). Он считал долгом историка правдивое освещение событий, осуждал фальсификаторов и клеветников.
2. Дата смерти автора.
3. До взятия крестоносцами Константинополя в 1204 г.
4. Как пишет Леоник Халкондилэ, скифы, "живущие в сторону Босфора, разоряют соседний край черкесов, мегрелов и савроматов" (Георгика, т. VIII, 1970, с. 105). О набегах скифов на Закавказье см.еще В.Дингельштедт -док, №182 и др.
5. См.док. №2.
6. Скифия - Средняя Азия и часть Сибири (С.Т.Еремян. "Третья карта Азии" Птолемея и "Ашхарацунц". - В kh,:xxvii международный конгресс востоковедов. Материалы, представленные советской делегацией. М., 1967, с.З, на англ.яз.).
Ф. Мишек публикует карту Персии времен Дария и Ксеркса (т.е. VI-V в. до н.э.), составленную Кипертом, где Скифия обозначена северо-западнее Азовского моря, а масагеты - восточное Каспийского моря - в Средней Азии (Геродот. История в девяти книгах. Перевод с греческого Ф.Г.Мишека, т. 1, М., 1888.См.карту).
7. Масагеты, на наш взгляд, те же абзоа//апсуа Плиния(Док. №10).
8. Иоанн III Дука Ватаци, кесарь Никейской империи (1222-1254 гг.), образовавшейся после распада Византийской империи (в результате IV крестового похода) в начале XIII века.
9. Акад.С.Каухчишвили полагает, что в данном случае речь идет о татарах-хорезмийцах (Георгика, т.VII, с.129).
10. Никифор Григорас совершенно определенно говорит, что джики и абазги (осколки древних скифов) проживали раньше по-соседству с Меотийским озером (Азовское море) и затем распространились по берегам Черного моря. Ед.Спенсер считал часть апсуйцев потомками крымских и кубанских ханов и султанов, которые со своими племенами поселились в этих местах(док. №157). Эрнст Шантр также полагал, что апсуйцы "должны быть в действительности наследниками этих кочевых скифов древних авторов" (док. №180).
И.Цецес еще в XII веке различал два типа абазгов: одни - суть иберийцы, а другие - те же масагеты, относящиеся к скифским племенам (док. №49).
Опираясь на выводы Н.Григораса и материалы других авторов, процесс проникновения и утверждения апсуйцев, а также джиков на северо-западе Грузии концептуально можно представить следующим образом: скифы, жившие около Азовского моря, распространились по берегам Черного моря, обосновались в районах Белой и Черной Джихой, приняв название местного грузинского (мегрельского) населения -джихи, джики (т.е.живущие, владевшие "джихами" -"крепостями"); раньше они именовались зигами" (Страбон, док. №8;
Периегет - док. №12), зикхами (Фл.Арриан - док. №13); пеласгийское происхождение зигов (док. №12) исключает их родство с более поздними (примерно с XI века) джиками - потомками скифов; спустившиеся к югу от Белой и Черной Джихой скифы приходят в соприкосновение с абазгами (грузинами) и принимают их название, как это они делали во всех остальных случаях (о чем пишет Н.Григорас); утверждение джигов и апсуйцев на крайней северо-западной территории Грузии первоначально (примерно с XI века) происходит ненасильственным путем; они приходят не как завоеватели, а как гонимые более сильными племенами, а также монголами, и ищут убежище; до XVI века входят в состав объединенной Грузии или Имеретинского царства, наконец, Мегрелии; последней принадлежат земли до р.Кубани по меньшей мере до середины XVI века (см.док. №76, карту Д.Омема от 1559 г.); в церковном плане эти земли также входят в западно-грузинскую (Бичвинтскую) епархию (док. №78);
в XVI-XVII веках адыгские племена, теснимые черкесами, в массовом масштабе проникают на территорию Грузии; грузинские князья Шервашидзе используют их, как и верную им часть грузинского населения (абхазцев), в междоусобной борьбе с дадианами; межфеодальная борьба Дадиани и Шервашидзе (ввиду участия на стороне последних враждебных к Грузии племен, поддерживаемых прямо или косвенно турками) принимает характер отечественной войны со стороны грузин; все более и более продвигаясь на юг, апсуйцы уничтожали, изгоняли или порабощали местное грузинское население, одновременно "в своей передовой линии смешивались с теснимыми, переняли от них многие обычаи" (А.Н.Дьячков-Тарасов), прежде всего присвоили название - "абхаз", что давало князьям Шервашидзе "законное право" бороться за земли абхазские, с помощью "абхазских войск". Так овладели апсуйцы-пришельцы Абхазией. позже объявив себя ее единственным автохтонным населением (см.еще док.№80, прим. 15, №91, прим.8).
|