• Список жителей-крестьян по отдельным селам на территории современной Абхазии


  • Конец XVI в. - 1621 год

    Памятники грузинского права, т.III. Церковные законодательные памятники (Х1-Х1Х вв.). Тексты издал, примечаниями и указателями снабдил И.Долидзе. Тб., 1970, с.331-371; 382-386; 419-435, на груз.яз.


    год

    Село Нажанеули2 (конец XVI в.)

    Шушания, Джгвибурия Толиокро, Субукия Темна, Джакобиа Гугутия, Мчишиа Какаури, Варсимеа Учая, Хварашиа Учая, Мамисшури Учая, Сохердиа Учая, Толскуамиа Учая, Габриела Дидия, Кацибаиа3 Кодуа, Томихила Элишия, Гулаба Элишия, Русакия Марцвалиа, Матупиа Шуритоли, Мамисмама Гогилава, Шуритоли Гогилава, Самелия, Мамисмама Грубелая, Мамаспери, Чуча Гуруа, Цистария Мамисмама, Инали Кодия, Толибеди Кодия, Деисмана Каджая, Курцхаи Логуа, Габелия, Шиа Каджая, Гутия Хухушиа, Джгубурия Николаа, Дзадзуа, Конджария4, Пиолия, Давития.

    Село Нижанеули5 (1621 год)

    Михилиа Учия6, Закариа Учаия, Толиокро Джакобия, Гурмихили Учая, Мирчкилиа Учая, Джге(р)кочи Дидия, Орколей Кодия, Джгвибурия Гуришиа, Джгубурия [что в Накагмелиу], Бубутиа Субукия, Сохердиа Шушания, Ианэ Шушания, Иване Шушания, С(у)лтама Шушания, Кочивара Куатара, Бахута Дидия, Кочилеи Дидия, Абрамаисшвили, Мчитанаа Чарачу, Габриел Дзадзуа, Абраам Дзадзуа, Ирдашела Дзадзуа, Ингариа Дзадзуа, М(а)рсалиа, Самелия, Толиокро Гогилаа, Хухуриа Гогилаа, Матопиа, Местумрия Каджая, Кочила Маркозия, Тотибиа 1цжомния, Мидзируда Цикутия, Гванишаи Багудзла, Кочола (Грублая, Гвичи Грублая, Гемчишиа Гуруа, Толимапу Хистария, |местумриа Давитая, Кочиа Цистария, Толишиа Логуа, Мачихола |кодия, Солердиа Кодия, Бубутиа Кодия, Михилиа Кодия, М(а)рсалиа Русакия, Кочила Элишия, Толмихила Элишия, Ускуамада Элишия, М(а)малеи Конджария, Хахута Конджария, То(л)скуамиа Конджария, Гваниша Конджария, Чвитишия Голиокро, М(а)те Дашуриморта, Мирчкилиа Пиолия, Горошиа (Котария, Чучу Контария, Учия.

    Село Хоири7(1621 год)

    Хахута Дидия8, Какача Чагуа, Гогиа Чагуа, Укулаши Ласурия, Ускуама Ласурия, Михилиа Музургания, Мамулия Цебелара, Джергешиа Чагуа, Гурмихили Чагуа, Хухули Чагуа, Какалиа Чагуа, Бабадиа Куния, Джита, Джуариса Джита, Григолия Важоба, Гокурцхиа Григолия, Скуамилеи Джикия, Гамигони Бичва(я), Машутиа Дидия, Толиокро Дидия, Гавашели Дамикочиа, Дабала и Пргуна, Хухулиа Амбалия, Хуцес Амбалия, Гамигона Джомния, Важикочи Джомния, Мхиарула Какуа, Ишаморта Какуа, Моирдина Какуа, Курия, Хухиниа Джакобия, Косатаия, Хухулиа Амбалия, Иване Амбалия, Гамигона Джомния, Важикоча Джомния, Мхиарула Какуа, Хахута Гамкверлия, Хергуа.

    Села Субви и Мухури9 1621 г.)

    Таимаз Кития,10 Куакуалиа Китиа, Керабин Кития, Мамулия, Кития, Бабаквиа Кития, Шуримидги Кития, Пертия, Джгергекочи Кития, Дзгируа, все Кития5, Элиджара Кития, Гавашел Кития, Амугабар Кития, Гавашели Ам(и)лгамбари, Корчулуа Келгрдзели, Мамаши Корчолуа, Кака Джакония, Важоба Джакония, Палишиа Джакония, Мачачва Джакония, Тена Джакония, Бабадиши Джакония, Скуамили Джакония, Кодзира Джакония, Санатрели Гуаджагия, Гомтинариа Махутия, М(а)тулиа Артония, Гаго Артония, Куеркуелина Кития, Михилиа Кития, Хвингия Уцкинара, Мика Микелия, Шуримидги Микелия, Учалей Бигуа, К...шиа Артония, Гугуриа Джимия, Субеи Гуаджагия, Деметре Кития, Пирнатес люди, Деметре, сыновья Кития, Пирнате Кития.

    СелоХаужели11 (1621 год)

    Хуцес Вардания12, Какалия, Вардания, Вартагания, Парсм(а)ния, Багия Митанали, Вартангия, Гиндзия, Чокуа, Кукуа, Кукаа, Ивана Кукаа, Талабери Цебелария, ДалабаХалибесшвили, Гачирдиа Цеблария, Гугуриши Цеблария, Какалия Цеблария, Гацир(е)ли Цеблария, Даскурда Цеблария, Зангелари Цеблария, Гирдия, второй Гирдия, Гачу, Учардиа Салатия, То(л)скуамиа Душия5, Дзука Душия, М(а)маиа Душия, Гупу, Маху Вардания, Гиорги Вардания, Гучуро, Сабедо Вардания, Михилиа Вардания, Тена Шония, Скумишиа Вардания, Мидзгуабла, Хвития, Мисерия, Мамикорди Нисерия, Кахабер Нисерия, Учардиа Шония, Уцкинари Нисерия, Какалия, Нисерия, Аспандели Шарина, Мачи(р)холиа, Цица Нисерия.

    Село Тилити13 (1621 год)

    Типшхуа Хуцеси14, Мритишия Типшхуа, Иесэ Типшхуа, все Типшхуа,15 Джерикочи Цкурия, Сорди Цкурия, Михилиа Шуния, Шорда Гулуа, Туташхия, Г(у)луа, Михилиа С(т)епанаскири, Шуритоли Степанаскири, Тасиа Черчия, Кутулиа Степанескири, Бабушури Жванескирия, Бадиа Мамардия, Мордилиа Булия, Туташхия Купача, Толискуами Пажа, Толискуа Кирчхели, Кагара Жванескирия, То(л)скуамиа Хухуа, Хухулоба Заркуа, Учакочи Шантия, Хухуа, Тороджия, Гуагуалия, Шаринава, Бартиме Шаринава, Ломиниа Цискарава, Шуритоли Марулава, Мама Шуния, Тоскуамиа Махалия, Шуримидги Чхируа, Бебили Шуния, Оркойа Гирголава, Варгибиа Гиргола, Таузар Гиргола, Пи(р)нате Гиргола.

    Село Чала16 (1621год)

    Хуцес Гогордава17, Гвата Гогордава, Михилиа Чаглия, Бишхуплия, Мачи(р)холи Чания, Шуримидги Палия, Гичорди пха18, Маргия, Кварцха, Лортеги Бибилия.

    СелоТкавру19 (1621 г.)

    Таваза Шамбия,20 Машутия Шамбия, Куакуалия Шамбия, Учакочи Чучурия, Гавашели Датия.21

    Комментарий:

    1. Список составлен нами; фамилии и имена крестьян выписаны составителями из дефтера абхазского Католикосата по сбору оброков. Однофамильцы опущены если не указываются их имена.

    2. Нажанеули (Нижаневи, Нажаневи) окрестность села Чала (нынешнее Члоу) Очамчирского района. Топоним происходит от грузинского слова нажви, т.е. "пихта" (Д.И.Чубинашвили. Указ.соч., с.958). Нажанеули означает бывшую пихтовую местность (см.еще док. №№78, 103).

    3. Фамильный компонент - ба, характерный для апсуйских (Адлейба, Акаба, Тарба и т.д.) и грузинских (Бабадиши, Думбадзе, Чхобадзе, Долбадзе и т.д.) фамилий объясняется на картвельском языке. Картвельский ба (Каци-ба-ия) является корнем слова "дитя". Например, ба+ртки (птенчик), ба+лги, ба+вшви, ба+гана (ребенок), ба+ба(отец).

    4. Дзадзуа и Конджария (по четыре двора) названы служащими. Здесь же заметим, что часто даются либо имена, либо фамилии.

    5. См.прим.2.

    6. Документ начинается так: "Есть дворец в Нажанеули и [такова] задолженность оброка"... Михилия Учия, например, должен был две курицы, шесть кувшинов вина и т.д.

    7. Нынешний Охурей (Очамчирский р-н Абхазии); грузинский (мегрельский) топоним (сравни-Нохори, Ткваджиохоре, Сахоре, Хорети и т.д.), позже апсуизирован и превратился в Охурей. Апсуйское окончание - ей нередко добавлялись грузинским словам: копе(тыква) - акопей; кала (олово) - акалей; бегура (воробей) - абегурей; Охоре, Хоири - Охурей и т.д.

    8. Начинается так: "Есть дворец в Хоири и [такова] задолженность оброка"... Далее указана задолженность каждого двора.

    9. Субви (Субейши - см.еще док. №78), обозначено на карте А.Ламберти; ныне в составе с.Ачигвара (апсуизированноа название с.Чиргвети) в Гальском районе Абхазии.

    Село Мухури упоминается еще в V и в VII веках (док. №№ 19,25); в Гальском районе (док. №74).

    10. Документ начинается следующим образом: "Есть дворец в Субви и [такова] задолженность оброка [жителей] близлежащего села Мухури"...

    11. Село в Гальском районе, видимо, поглощенное каким-то другим селом.

    12. Документ начинается так: "Есть дворец в Хаужели и [такова] задолженность оброка..."

    13. На карте А.Ламберти обозначено северо-западнее с.Мокви в Очамчирском районе; грузинский топоним; ныне Абаажваху (т.е. "замок жваху" по-апсуйски). Тилити упоминается в "Бичвиндских грамотах" 1611 и 1612 гг. (Древности Грузии. Под ред.Е.Такаишвили, I, Тб., 1920, с.34, на груз.яз.) и 1628 года (Церковные документы Западной Грузии. Подред.С.Какабадзе, 1,1921, с.41, на груз.яз.).

    14. Документ начинается: "Есть в Тилити дворец и марани (погреб вина - на груз.яз. - сост.), подобного нет нигде и [такова] задолженность оброка"...

    15 Компонент фамилий - шху-букв. "полный" (на мегр.).

    16. Принадлежало грузинским князьям Джаиани (ныне Члоу в Очамчирском районе - прим.2); Чала - букв. "кустарнику прибрежья"; "роща"; "солома от кукурузы измельченная" (Д.Чубинашвили. Указ.соч , с. 1701) - на грузинском; топоним сохранился в названии одного из участков села Члоу (Чалоу - Чала Аимара). Село Чала упоминается в "Большом Иадгаре" XVI века (Памятники грузинского права, т.2).

    17. Начало документа: "Есть в Чала церковь и дворец Наджаиано..."

    18. То есть "дочь Гичорди"; окончание фамилии пха -картвельское; происходит не от апсуйского (?), как пишет Н.Марр (О языке и истории абхазов, с. 144), а от "хе", т.&. "древо", "ветвь" (О.Чургулия. Варианты частицы "хе" в картвельских языках. -Известия АН ГССР, т.4. Тб., 1983, с.134); аналогия мужских форм ("дзе" - сын); засвидетельствованы в Западной Грузии. Так:

    женские формы мужские формы

    гурийск.Ломтати-пхе - Ломтатидзе

    мегрел. Куча-хе - Кучаа - Кучава

    мегрел.Джинори-хе - Джинория

    (См.Очерки истории Грузии, t.I, с.365; см.еще Чикобава А.С. Древнейшая структура именных основ в картвельских языках.Тб., 1942, с.24-26, на груз.яз.).

    19. Ткавру или Ткакуру (букв. "глухой лес" по-мегр.) находится у Скурчийского залива; в сезон ярмарки наполнялось заморскими купцами (Т.Н.Берадзе.Мореплавание и морская торговля в Средневековой Грузии. Тб.,1989, с.23). См.еще док. №78.

    20. Начало документа: "Есть Ткавру рыбаки и лодочники"... Ими и являются перечисленные жители села. Из них обращает внимание мегрелизированная форма апсуйской фамилии северокавказского происхождения - "Шамба". Учитывая, что у них еще явно грузинские имена, можно предположить, что прожили долго (может быть не одно поколение) в грузинской среде. В тех условиях интенсивных взаимоотношений, постоянных нападений друг на друга, а также с учетом того обстоятельства, что Абхазия и в первой половине XVII в. находилась в зависимости от Мегрелии, примеры взаимной ассимиляции, видимо, были нередкими.

    21. Во всех селах (см.еще док. №103) зафиксированы исключительно (кроме одной фамилии - Шамбия) грузинские фамилии и имена. Тем не менее, апсуйские сепаратисты, грубо фальсифицируя историю, твердят, что грузины пришли в Абхазию только во второй половине XIX века.Подобное явно ложное утверждение лежит в основе идеологии абхазского (апсуйского) сепаратизма и на современном этапе.

    Грузинские фамилии XVI-XVII веков, приведенные в документе, (см.еще док. №№78, 88, 103 и др.) отчасти исчезли, многие апсуизированы, некоторые из них стали общими для грузин и для апсуйцев, многие - сохранились как грузинские.

    Необходимо отметить, что с XVI в. только в Абхазии зафиксированы десятки грузинских фамилий (частично распространенные позже из Абхазии в другие регионы Грузии), а именно:Абашия,Аблотия,Ардашелия, Бебуа, Бекверия, Булискерия, Басария, Вардания, Гамсахурдия, Гамисония, Гаргулия, Гармелия, Гвагвалия, Гочава, Гургулия, Джанджулия, Джгубурия, Джеджея, Квеквескири, Киланава, Корсантия, Ламандзия, Мархулия, Маркелия, Мелия, Минджорая, Морохия, Мирцхулава, Оржония, Папаскуа, Речия, Ригвава, Саруа, Секания, Сиргинава, Сондзия, Сопия, Торуа, Тупурия, Квачахия, Курдагия, Шакая, Шарангия, Шария, Чехерия, Чхвиркия, Чкотуа, Цитава, Цацуа, Циколия, Цобехия, Дзандзава, Дзадзуа, Чарая, Чилава, Чолария, Элерджия, Этерия (В.Зухбая. Зачем обострять. -"Абхазетисхма", 16 февраля 1991 г.,на груз.яз.).

    Представляет интерес точка зрения проф.Т.Мибчуани, специально изучавшего современные абхазские фамилии (их насчитывается, примерно, до 450 единиц, считает Т. Мибчуани). Он классифицировал их на три группы: грузинского происхождения (около 80%), северокавказского происхождения (12-13%), остальные - лазского, турецкого, персидского, русского и иного происхождения.

    К фамилиям грузинского происхождения отнесены: Абакелия, Абшилава, Абашидзе, Агрба (мегрел по-абхазски), Агумава, Адамия, Акиртава, Акобия, Алания, Аласания, Амилахвари, Аристаа (от Эристави), Антелава, Ануа, Анчабадзе, Ардашелия, Арджелия, Арсалия, Арчания, Асатиани, Ахалаиа, Ахаладзе, Ахвледиани, Ашхарава, Ашхацава, Ашхакалия, Баркая, Барганджия, Басария, Баркалая, Барамия, Бахия, Бадия, Бения, Бераиа, Берулава, Беселия, Бесландзе, Бигвава, Бжалава, Бжания, Бебия, Боджгуа, Бокучава, Букия, Буава, Габелая, Габлия,Габлаиа,Габискирия,Габисония, Габрава, Габраиа, Габуния, Гагуа, Гаделия, Гадлия, Гамисония, Гамгия, Гарцкия, Гвадзабия, Гваджалия, Гвазава, Гвалия, Гварамия, Гвасалия, Гвинджия, Гвичия, Гегенава, Геджуа, Герия, Герхелия, Гетия, Гигиберия, Гиндия, Гобечия, Гогинава, Гогиладзе, Гогохия, Гогуа, Голандзия, Гонджуа, Гочуа, Григолия, Гублия, Гургулия, Гугунава, Гамзардия, Гулуа (Гулия), Голордава, Гулария, Гуния, Гурджуа, Гурцкаиа, Давитая, Дамения, Дарсания, Дарцмелия, Дгебия, Девидзе, Джапаридзе, Джвания (Жвания), Джибладзе, Джинджолия (Аджинджал), Дзагания, Дзидзария, Дочия, Дудучава, Думава, Дундуа, Вардания, Векуа, Жоржолиани, Зантария, Закарая, Зарандия, Заркуа, Зинзибадзе, Иашвили, Какава, Кортава, Каджая, Какалия, Какучая, Каландия, Каличава, Камкия, Корсантия, Котуа, Когония, Кетия, Кучава, Куправа, Кубрава, Кураскуа, Кутелия, Кучуберия, Какубава, Кухалейшвили, Кантария, Кардава, Карцхия, Карчава, Касландзия, Картозия, Кация, Качабава, Квабандзия, Кварацхелия, Квасия, Кварчелия, Квацабаиа, Квачахия, Квеквескири, Кварчия, Квиквиния, Квициния, Кедия, Кизирия, Киласония, Киладзе, Киртава, Киртадзе, Киркитадзе, Кобахия, Колбаиа, Кокоскерия, Контария, Конджария, Лабахуа, Лагвилава, Лазария, Ласурия, Латария, Лагидзе, Логуа, Лобжания, Лолуа, Ломаиа.Малия, Мания, Манагадзе, Маргания, Мархолия, Мархулия, Махария, Маршания, Матуа, Мебония, Меладзе, Мерцхулава, Мирцхулава, Минджия, Минадзе, Микава, Микая, Меквабия, Мхонджия, Нармания, Нинуа, Нишаниани, Нодия, Нозадзе, Накопия, Одишария, Окуджава, Осия, Орджоникидзе, Очигава, Паландзия, Пантия, Панцулая, Панава, Папаскири, Папаскуа, Патия, Пацация, Пачулия, Пачалия, Пипия, Пилия, Раманидзе, Реквава, Ростобаиа, Сабуа, Сакания, Салакая, Салия, Самсония, Саная, Сонгулия, Саникидзе, Сабекия, Сария, Сарсания, Сартания, Сагария, Сасания, Сичинава, Табагуа, Тамбия, Катайшвили, Тария, Тания, Тарнава, Ткебучава, Торчинава, Торчуа, Убирия, Шервашидзе, Шакая, Шаматава, Шария, Шоуа, Чабрава, Чакветадзе, Чания, Чамагуа, Чангелия, Чаправа, Чачхалия, Челидзе, Чемия, Черкезия, Чиковани, Чихладзе, Чкония, Чкотуа, Чочуа, Чхеидзе, Ченгелия, Чепия, Читанава, Чкадуа, Чолорая, Цаава, Цагурия, Цабрия,Цецхладзе, Циколия, Цулукия, Церетели, Цвинария, Цобехия, Халия, Харбедия, Харебуа, Харчилава, Хеция, Хвингия, Хидашели, Хочава, Хорава, Хазалия, Харазия, Харзалия, Харибава, Хасая, Хварцкия, Хвития, Хонелия, Хубутия, Хубуа (Ахуба) и др.

    К фамилиям северокавказского (апсуйского) происхождения Т Мибчуани относит Амичба. Анкваб Апба Ахба Ацухба Ашуба Абгадж, Авидзба, Ажиба, Акаба, Абухба, Адлейба, Ахсалба, Айба, Акусба, Алшибаия, Ампар, Аншба, Аргун, Ардзынба, Аршба, Базба, Барциц, Бгажба, Бганба, Бобир, Бгуец, Бутба, Блабба, Гицба, Гунба, Делба, Дзыба, Дзиапшба, Зухба, Иванба, Инарба, Инал-Ипа, Инапшба, Какоба, Капба, Кове, Кутарба, Казанба, Карба, Кецба, Киут, Куцба, Кунба, Лакрба, Лейба, Лакербай.Лакоба, Лушба, Мантой, Мацаба, Миканба, Нанба, Отырба, Орчучба, Панба, Патейпа, Папба, Садзба, Смыр, Симсим, Тапанц, Таркил, Тарба, Тлифба, Тужба, Шакрыл, Шларба, Шамба, Шуген, Чачба, Чичба, Чукбарь, Чалмаз, Чанба, Цейба, Цвижба, Цимцба, Циба, Цихачба, Цушба, Хашба, Хашиг,Хикуба, Хишба, Хахба, Хиба, Хинтба,Хоперба, Хокерба, Эник, Эшбаидр.

    К фамилиям лазского, турецкого, персидского, русского и иного происхождения Т.Мибчуани относит: Абас-оглы, Аджар-оглы, Баба-диши, Багапш, Губаз, Дадалит, Ермолов, Ебжноу, Зекир-оглы, Искандер, Имур-оглы, Иванов, Карял-оглы, Казанджи-оглы, Курт-оглы, Лазба, Мол-оглы, Озган, Пазилиши, Семидж-оглы, Трапш, Туманов, Фейзба, Царгуш, Хагуш, Хазириши, Халбад, Халваш, Хвитиши (См.Т.Мибчуани. •По кровавым следам абхазского сепаратизма. Тб.,1994, с.82-88, на груз. и русск.яз. Приведенные автором фамилии несколько дополнены нами) и др.

    Перечень абхазских фамилий не может претендовать на полноту (как пишет и сам его составитель), однако довольно точно показывает количественное соотношение фамилий грузинских, апсуйских и иных происхождении на современном этапе (возможно, после оккупации апсуйцами Абхазии - с конца XVII в. до 70-х годов XIX в., т.е. до махаджирства, это соотношение было иным; нужно иметь в виду и то обстоятельство, что часть оккупантов могла принять местные грузинские фамилии). Оно неопровержимо доказывает, что больше половины современных абхазов - часть грузинского этноса, которая апсуизировалась в XVI-XX веках ввиду распада единого грузинского государства и оккупации Абхазии черкесско-адыгскими племенами, фактического искоренения христианской религии в крае, целенаправленной политики Турции, а затем России как царской, так и особенно советской.

    Публикуемые фамилии части населения Абхазии за XVI-XVII вв., а также современные фамилии апсуйцев довольно четко и однозначно отвечают на вопрос "Абхазы - кто они?" Эти же фамилии показывают ненаучность и абсурдность утверждений сепаратистов: "Сегодня установлен (С.А.Старостин и др.) факт дальнего родства (по происхождению) между северокавказскими, синотибетскими (китайский, тибетский, восточногималайский и др.) и енисейскими (кетский и др.) языками, на основе чего реконструирована синокавказская макросемья, включавшая большинство неностратических языков Старого Света и выявляющая глубинное родство с индейскими (калифорнийские и др.) языками субамериканского континента. Одновременно выявлены языковые контакты (через западночадские языки) нахско-дагестанских языков с афразийской макросемьей, выводящие нас к эпохе расообразования и моменту проникновения homo Sapiens с африканской прародины на Ближний Восток (около 30 тыс.лет назад), откуда пошло его расселение в Европу, на Кавказ и в Восточную Азию" (Белая книга Абхазии, с. 18). Авторы этих строк (Ю.Воронов и др.) ни разу не поставили вопрос о том, какое отношение имеет все это, например, с абхазом Гогуа, который переселился из Чхороцку, Ахуба (Хубуа) из Зугдиди, Кобахия из Абаши и т.д. и т.п. Ведь большинство абхазов носят "грузинские фамилии и их корни можно найти в разных районах Грузии, в т.ч. Абхазии. Разве можно серьезно утверждать, чтоТолиокроДжакобия, ГурмихилиУчая, Местумрия Каджая, Мачихола Кодия, Марчкилия Пиолия, Мамисмама Гогилава (док. №82) и многие другие, составлявшие население Абхазии в XVI-XVII вв., имеют родство "по происхождению" с синотибетскими, енисейскими, индейскими языками и, следовательно, народами? Если даже допустить связь апсуйского языка с вышеприведенными языками (что допустимо теоретически), то необходимо с учетом приведенных фактов (фамилий) исследовать причину появления и утверждения в XVI-XVII в.в. в северо-западной части Грузии этого языка, ничего общего не имеющего с Абхазией, с ее историческим населением. Вышеприведенная теория или гипотеза о родстве северокавказских языков, в том числе апсуйского языка с синотибетскими и другими языками заслуживает внимание специалистов. Она, на наш взгляд, согласуется с гипотезой скифско-сарматско-масагетского происхождения апсуйцев (док. №№49, 66 и др.). Глубокие исследования в этом направлении могут дать интересные результаты.
    .: Лента Новостей
    :. Реклама
  • Где эротический массаж практикуют? Узнайте в нашей статье.
  • Rambler's Top100
    © Наша Абхазия