• Джовани Лука об абхазах (апсуа) и о границах Абхазии


  • 1630 год

    В кн.: Табагуа И.М. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы, т.III (1628-1633). Тб., 1986, с.155-171, на груз.яз.


    Он (владелец корабля - сост.) сказал мне, что здесь, примерно, через одну милю от берега - прекрасная церковь, но там находятся не черкесы, а абхазы; они разговаривают на другом языке и что он не знает, как они примут меня... Когда бей (данной местности - сост.) взошел на корабль, я приветствовал его и сказал, что являюсь миссионером и хотел бы сегодня отслужить обедню... Послал (бей - сост.) человека за священником, находившегося в церкви, с тем, чтобы я вместе с ним вступил на берег... Я приветствовал этого священника. Он оказался грузином... Отслужил обедню. Ее начало было отмечено звоном колокола. Услышав звон колокола, собралась вся деревня... Среди присутствующих было много искренне верующих...

    Это - первая церковь (Пицундская - сост.), которую увидел в этом крае. Грузинский священник забрал меня к себе домой. Там поели вареное просо, свинину, сыр, угостил меня вином...

    (21 мая 1680 г. - сост.) мы уже были в античном городе Скисорнуме (Эски Сухум - "Старый город" по турецки - сост.), где река Абси3 отделяет Абхазию от Мегрелии. Корабль вошел в гавань... Князь Путо в сопровождении многих лиц подошел к берегу, ... взошел на корабль, чтобы приветствовать владельца корабля и спросить: есть ли кто-нибудь, кто разбирается в медицине и сможет вылечить его больную супругу (таким человеком оказался сам Джовани Лука, который погостил у князья Путо - сост.)...

    Ужин закончился, князь спросил: куда еду и чем занимаюсь. На этот вопрос вместо меня ответил сын владельца корабля, сказав что я занимаюсь делами христианского милосердия. Тогда князь сказал: если так, то можете остаться у меня, поскольку я христианин, как и все мое княжество, и в доказательство тому показал крест, висевший у него на шее. Мне нужны такие же священники, сказал он. Хотя моими соседями являются грузины, продолжил он, но у меня нет согласия с ними...

    Я спросил у него, видел ли когда-нибудь обедню. Он ответил, что ни он, ни его предки, насколько я знаю, не видели обедню4...

    Восемь дней провел с ним (с Путо - сост.) в том месте, где он жил, окрестил 14 детей...

    Первого июля (1630 г. - сост.) подняли паруса и через полторы сутки приплыли к одному месту в Мегрелии, называемом Скурча5. Архиепископ Драндский, узнав от слуги Путо о помощи, оказанной мною семье Путо (вылечил его жену - сост.), подошел к кораблю, справился обо мне и попросил пойти вместе с ним к его больному другу (Дж. Лука согласился с предложением -сост.)...

    С этим архиепископом остался десять дней. За это время явился представитель владетеля Мегрелии Дадиани6, узнавшего о моем пребывании в его стране, представитель передал архиепископу приказ владетеля, чтобы меня сопроводили к нему...

    12-го числа указанного месяца (июля - сост.) вместе с архиепископом отправились в путь. Через десять дней дошли до того места, где у очень красивой церкви святейшей девы находился владетель Мегрелии. Сначала я помолился в этой церкви, а затем пошел, чтобы приветствовать владетеля... На второй день владетель повел меня в одно прекрасное место епископа Бедийского, где находилась хорошо выстроенная, украшенная старинной живописью, одна замечательная церковь...

    Владетель предложил, чтобы я остался у Драндского епископа... Во всей его.стране имеется 12 церквей...7 10 дней, в течение которых он оставил меня у себя, использовал для того, чтобы показать разные места, сады и церкви. Каждая из них имеет своего епископа. Когда завершился праздник Петра-Павла, который, по распоряжению владетеля, был торжественно отмечен в церкви Богородицы (в Драндах - сост.), все мы явились к Драндскому епископу, чтобы он послушал мою обедню в церкви святого Андрея... Отслужил обедню в других маленьких церквах. Таких маленьких церквей здесь много... Эти маленькие церкви больше принадлежат абхазам, чем грузинам, но абхазцы мало посещают церквей8...

    Абхазы живут в горах, которые распространяются до Черкесии. Вправо от них Черноморское побережье, а на востоке Мегрелия, Эта страна (Абхазия - сост.) подчиняется двум князьям, из которых одного звать Пузо (Пусо), а второго - Карабей. Эта страна раскинута в длину на 150 миль. В этой стране нет городов, но много деревень в горах. Эти горы выше всех, которых я когда-либо видел. Абхазцы разбросаны по морскому берегу. Образ их жизни такой, как и у черкесов... Они не имеют каких-либо писанных законов9 и не знают письменности. По вере они христиане, но без исполнения каких-нибудь христианских обрядов10... Они (абазы - сост.) имеют очень хорошую гавань. Эта гавань называется Эскисумун (возле Сухуми - сост.).

    Абхазцы ведут войну с черкесами11 и мегрелами... Этот народ носит усы, а бороду бреют. Их "папы"12 - так называют тех, кто хоронит умерших и молится за их души, наоборот, вовсе не бреют бороды. Покойников ложат в дупло дерева, используемого в качестве гроба, затем падвешивают на четырех столбах. Он почти висит в воздухе.

    Так как они не имеют другого местожительства кроме леса13 поэтому и держат немногочисленное стадо и имеют немного материала для изготовления собственной одежды. Они довольствуются вином из меда, дичью, плодами леса. Пщеница у них не растет.

    Комментарий:

    1. Итальянский миссионер из доминиканского ордена. В 1625 г. вместе с Эмидио Дортели прибыл в г.Каф, в 1627 г. оба приезжают в Абхазию и Мегрелию, вторично миссионер посетил эти области Грузии в 1630 г.; составил "Сведения отатарах, черкесах, абхазах и мегрелах"...

    2. Дата пребывания в Абхазии и Мегрелии.

    3. Видимо, река Гумиста, у устья которой находился Старый Сухуми - на 6 км севернее от Нового (см.док. №86).

    4. В то время, когда еще действовал знаменитый Пицундский храм, когда в окрестных селах жили искренне верующие (как об этом говорит сам Лука при посещении Храма), чем можно объяснить, что ни Путо, ни его предки не видели обедню? Ведь Пицунда являлась духовным центром; здесь сидел епископ Западной Грузии, рукоположенный патриархом Иерусалима (док. №73); границы епархии простирались между "Лихи и Кафф и между Российской границей и Чанети" (док. №78); и вдруг владетель такой местности, носящий крест, более того, и предки его не видели обедню. Этот странный факт можно объяснить лишь тем, что апсуйцы только-только завладели этим краем, где была христианская цивилизация; как обычно (см.док. №66), они объявляют себя наследниками этой цивилизации, но ничего в ней не понимают; население края, как говорит Путо, христианское, естественно, грузинское, которое подпало под иго апсуйцев. Ношение креста не было принято у апсуйцев не только в XVII в., но и значительно позже. "У абхазов нет креста на груди", — пишет абхазец С.Басария (Абхазия в географическом, этнографическом и экономическом отношении.

    Сухуми, 1923, с.59). В то же время Путо носит его, т.к. ему нужно показать, что является не захватчиком, а законным владетелем христианской земли.

    5. Река Скурча в Гульрипшском районе Абхазии; во время приезда Дж.Лука современный Гульрипшский р-н, а также сегодняшний Сухуми находятся под властью владетеля Мегрелии.

    6.ДадианиЛеван II (1611-1657 гг.).

    7. Из них в современной Абхазии находились Себастопольский (т.е. Сухумский, что подтверждает принадлежность города в 1639 г. Дадиани), Драндский, Моквский, Ведийский, Ципурский (совр.Тагилони в Гальском районе); остальные находились в нынешней Мегрелии (Анаклийский, Кмачский, Обуджский, Цайшский, Хобский, Цаленджихский и Чкондидский).

    8. Приведенный миссионером факт присутствия апсуйцев в i принадлежащем Дадиани районе говорит о том, что население уже тогда было смешанным. Редкое посещение церкви апсуйцами свидетельствует, что эти церкви издревле принадлежали не им, что они сравнительно новые жители этих краев, маловерующие; надо полагать, что они пришли в эти земли мирно, убегая от враждебных племен на Северном Кавказе.

    9. Сравни с документом №66.

    10. Христианами себя считали лишь по той причине, что, захватив христианскую территорию, стремились утвердить себя наследниками ее культуры (см.прим.4). Апсуйцы никогда и раньше христианами не были; это видно из того, что не имели письменности, писанных законов, а Абхазия являлась регионом с высокоразвитой христианской культурой, созданной народом, имеющим письменность.

    11. Именно черкесы (адыги) вытеснили апсуйцев из Северного Кавказа. "Думается, что большое племя абасков.., теснимое адыгейскими племенами, частью перевалило за Гагринский кряж, частью за перевалы Псеашха, Ахбирц, Цагеркер, Марух, Клухор. Произошло это не так давно, быть может, в XVI, XVII веках", - пишет А. Н.Дьячков-Тарасов (Гагры и их окрестности, стр.36).

    12. Грузинское название священника, перенятое апсуйцами.

    13. И значительно позже апсуйцы жили в лесных деревнях, в горах, но не в городах. "Абхазцы вообще не имеют обычая жить в городах", - писал В.Полю еще в XIX веке (Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях В.Потто, т. II, вып.), СПБ, 1885,с.769).
    .: Лента Новостей
    :. Реклама
  • Rambler's Top100
    © Наша Абхазия