Не позже 1640 г.
Сергей Ал. Белокуров. Материалы для русской истории. М; 1888, с. 269, 270, 271, 302, 323, 325, 355, 373.
И посол Гаврило говорил3: Государь де их питаетца по их языку "хантипа Леонт"4, а по-русски царь Леонтей. А вере де у них христианская и з грузинскою де верою их вера одна и книги те ж, что и грузинские; только де язык свой как меж собою говорят. И церкви де Божий и монастыри у них есть многие; а начальной де у них святитель патриарх Малафей и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены и попы есть... А городов де у Государя его серед земли пять городов каменных, а по украинам и многие городы поставлены; а начальной де у них город, где царь Леонт живет, словет Зубдиди (Зугдиди - сост). Государь де их Леонт царь давно женат; а детей у него 2 царевича да 2 царевны. Большой царевич Александр в 13 лет, а другой царевич Манучар в 6 лет; а царевны де одна больше большого сына, а другая в 11 лет, а как дочерей зовут того он не ведает.
Толмач Федот Елчин5... велел нас проводить узденю своему | Пшуке прямою дорогою в Сони... Февраля 8 [1640] де были .Государь, Федот и я (священник Павел Захарьев - сост.) в монастыре в Моках (Мокви; ныне в Абхазии - сост.) у Максима епископа... и в те поры у Федота в избе мужик именем Джирькочи с жонками и с девками играет и песни поет,... а в селе Путцкуре (ныне в Абхазии - сост.) стоит церковь деревянная во имя Сеимиона Богоприимца подле двора царева.
Февраля в 5 де выехали мы по Моргуле (Меркула - ныне в Абхазии - сост.) к морю Черному на конях. Епископ Ондрей говорил да крестовой поп Гаврила сказал: есть де у нас река Рьян... февраля в 7, день ночевали в деревне Пшехапе (ныне в Абхазии - сост.). февраля во 8 день ночевали в деревне Китоуле (Квитоули - ныне в Абхазии - сост.), февраля в 9 день были мы в монастыре в Мокшенском с епископом с Ондреям да с Максимом...
Февраля в 1 де с епископом Бедием с епископом Андреем были мы в Бедиевом монастыре [где нам сказали] "мы де без повеленья царя Леонтия распечатать и развезать и показать вам венца Христова, и везание и гвоздей показать вам не смеем..."6
Февраля в 13 де пришли в Троецкой Монастырь к епископу к Цаиши...
Майя в 13 де пришли в Хоби в Причистенской монастырь к Николазу епископу. И в том монастыре каменный храм с алтарем прегрожен, а в храме деисусы и местные образы по чину: и в той церкви при нас обедню служили после. И обедни Николаз епископ показывал нам пречистыя богородицы сорочку, та сорочка в выбойке сшита...
1.12 декабря 1638 г., царь России Михаил Федорович принял посла Левана II Дадиани священника Гаврила (Габриэла Гегенава), два года добивавшегося этой встречи. Леван II просил русского царя о принятии его страны в подданство России. Посла держали в Москве еще полгода (С.А. Белокуров. Материалы для русской истории, с.259-260). Леван II добивался Российского покровительства , чтобы освободиться от Имеретинского царства.
2. Дата пребывания русских послов в Мегрелии.
3. Письмо Левана II Дадиани было написано на грузинском и греческом языках. Габриэл Гегенава представился как "посол Левана Дадиани, царя царей и владетеля всей Грузии" (И.Антелава. Леван Дадиани. Тб.,1990, с.98, на груз.яз.). Владетель Мегрелии выражал готовность служить "его великому царствию и бьет челом, чтоб он, великий государь, пожаловал его, прислал к нему посла со своими царскими грамотами... и иметь бы им от него великого Государя себе помощь и заступление, чтоб им стоять о вере Христове" (А.Белокуров.
Посольство дьяка Федота Елчина и священника Павла Захарьева в Дадианскую землю (1639-1640 гг.). - См. Чтение общей истории и древностей Российских при Московском университете, 1887, кн.2.М., с.272.
4. Ханципа (Хелмципе) - государь по-груз.
5. Посольство Г.Гегенава закончилось тем, что русский царь поручил Ф.Елчину вступить в переговоры с Леваном Дадиани, пригласить его в Москву. Михаила Федоровича интересовало все: вероисповедание, государственная структура Мегрелии. Русские послы должны были "провыдывать всякими мерами накрепко: есть ли в Дадианской земле древо креста Господня, на котором был распят Г.Н.И.Х., срачица, хитон или часть ризы его спасовы, убрус или пояс Богородицы, мощи святых, миро и другие святыни?" Эти сведения русская сторона имела от имеретинского царя Александра III (1639-1660 гг.), просившего Москву разорить Мегрелию, послав туда донских казаков, после чего "наше подданное государство будет утвержено под твоею царскою высокою рукою крепко"(С.А.Белокуров. Материалы для русской истории, с.262-263; 375-376).
Русские послы прибыли в Мегрелию 13 ноября 1639 г., ноЛеван II Дадиани, оскорбленный трехлетним задержанием его посла в России, выражал явное недовольство и принял послов лишь 27 апреля 1640 г. Владетель решил задержать послов в Мегрелии, но затем передумал и 19 мая 1640 г. разрешил им покинуть Одиши.
Турция, напуганная сношениями Мегрелии и Имеретии с Россией, всячески помогала своей главной опоре-апсуйцам в захвате значительной части северо-восточного Причерноморья. Благодаря этой помощи апсуйцы оттеснили Мегрелов до р.Ингури. Таким 'путем стремилась Турция изолировать грузинские политические единицы от России. Главным образом, за первые односторонние шаги к дружбе и единению с Россией, преследовавшей лишь собственные имперские интересы, грузины поплатились Абзазией.
6. Венец Христа (местонахождение подлинного венца неизвестно) находится в Париже.
Упомянутые в документе христианские реликвии видели в Мегрелии Кастелли, патриарх Макарий, Вахушти и др.
|