• Кятиб Челеби об Абхазии


  • Не ранее 1645 г.

    Сведения Кятиба Челеби о Грузии и Кавказе. Перевод с турецкого, предисловие, комментарии и указатели Г.Г. Аласания. Тб., 1978, с.131-136, на груз.яз.


    К югу Абазский вилайет достигает до берегов Черного моря и заканчивается у Мегрельского вилайета.

    В Черкесии 11 кабаков.3 Один из кабаков называется Мурад-бегом, их часть являются мусульманами, а остальные - неверные. И знать этого племени иная и нравы у них другие. Однако некоторые обычаи похожи на еврейские. Говорят, что они произошли от евреев. В этот край якобы пришли и поселились три еврейские племени. Черкесы и абазы произошли от этих трех племен...4

    Они (абазы - сост.) живут на берегу Черного моря к югу от черкесов. Нравы этого племени отличаются от других. Их первоначальные границы достигают от Сочи до Кодори. То место называют Сухумом5...

    Описание Сухуми: находится к востоку от Черного моря.

    Жители этого города мусульмане. В первоначальных границах Абаза, три дня ходьбы от Трапезунда. На севере вилайет Тибинтеа8, племена гавбаи6 и аланов.

    Абхаз - в основном название племени. Это племя, которого в наше время в исламских странах называют абаза, происходит от жителей кара Аждахана. Город находится на берегу Черного моря, на горе, в морском заливе. Абхаз7 - на одну милю к северо-востоку от Сухуми. Около абазин - племя лазов...

    Подробно и геометрически описана8 расположенная на абазском берегу Черного моря на месте, выделенной из Мегрелии, Сухумская крепость, ныне находящаяся во владении Георгия - племянника Ростомбега9...

    Мореплавателей, земледельцев и арб в абазах нигде не встретите10... Когда около Сухуми строили Анаклийскую крепость, хан Мегрили Бежан Дадиани11 пришел и помог арбами...

    Комментарий:

    1. Кятиб Челеби (1609-1657 гг.) - крупный турецкий историк, автор труда "Джихан-нюма". Его текст был значительно дополнен при первом издании книги (1732 г.) издателем Ибрагимом Мютеферриком. Как пишет Г.Аласания, он привлек материал (касающийся и Абхазии) из "Большой географии Абу Бекра Ибн Бахрама ад-Димишки.

    2. Дата начала работы над первым вариантом труда "Джихан-нюма".

    3. Кабак - поселение у горцев.

    4. Еврейское происхождение апсуйцев не разделяется специалистами (см.док. №№49, 66, прим. 10, N82, прим.21 и др.).

    5. На карте Кавказа, напечатанной в первом издании книги "Джихан-нюма", граница Абхазии с Мегрелией пролегает по р.Келасури. Противоречие между текстом и картой, видимо, объясняется тем, что автор просто путает реку Келасури (около Сухуми) с р.Кодори ("то место" не могло "называться Сухумом"). Возможно, Кятиб Челеби использует карту более раннего периода, |Ц когда граница действительно проходила по Келасури. Предположение Г.Г.Аласания о том, что картасоставлена кем-то после смерти Челеби и включена в книгу издателем (см.сведения Кятиба Челеби..., с.55-59), малоубедительно. По картам А.Ламберти, Кастелли 1654 года, граница между двумя провинциями Грузии -Мегрелии и Абхазии проходила по р.Кодори и затем не перемещалась к северу. Следовательно, карта из книги Кятиба Челеби отражает положение до середины XVII века (примерно, 30-х - начала 40-х годов).

    6. По предположению Г.Аласания, Тибентеа-Питиунт, а Гавбаи -Кабарда (Сведения Кятиба Челеби, с.267).

    7. По мнению В.Сизова, И.Джавахишвили, г.Никопсия - северозападная граница Грузии (Сведения Кятиба Челеби, с.267); см.также док. №67, прим.5, док. №69; №86, прим.З; карту Весконте и т.д.

    8. Описание содержалось в разведочной бумаге, посланной из Поти в Стамбул в 1723 году.

    9. Видимо, имеется в виду царь Имерети (куда формально вход ил а Абхаз и я) Георгий III (1605-1639 гг.) - сын царя Имеретии Ростома (1590-1605 гг.), а не племянник.

    10. Следовательно, материальная культура (не говоря уж о духовной культуре) Абхазии была создана ранее другим народом, в частности грузинами, занимавшими эту территорию до захвата ее апсуйцами.

    11. Никто из владетелей Мегрелии XVI-XVII вв. не носил такое имя. Крепость Анаклии строилась в 1703-1723 гг., а владетелем Мегрелии в 1715-1728 гг. был Бежан Дадиани. Возможно, его и имеет в виду более поздний издатель, включивший этот материал в труд Кятиба Челеби.
    .: Лента Новостей
    :. Реклама
    Rambler's Top100
    © Наша Абхазия