• Из дополнения к Цаишскому дефтеру по сбору оброков


  • Не ранее 1658 года

    Памятники грузинского права, т,III, с.474-477, на груз. яз.


    1. Эй ты, всевышняя, Бичвинтская Богородица, я, раб и слуга твой католикос Северной Абхазии Григол2 пожертвовал в Сачилао церковь Руша с 12 дворами, со своей водой, землей, усадьбой, своим лесом и всем имуществом...

    2. Мы, Дадиан Леон3 пожертвовали Бичвинтской Богородице корабельную пошлину, для каждого корабля по одному тафту, 10 [кувшина] вина... А таможником был Беблиаба Гателия, Андрахия, Деканозия...

    3. Я, католикос Абхазии Лорткипанидзе патрон Григол сыновьям Пациламелия - Каку, его брату Георгию и зятю, моему воспитаннику Каландадзе Иесе заново переписал весь оброк и одну свечку добавил, чтобы ежегодно жертвовать ее Бичвинтской Богородице...

    4. Есть пожертвования Бичвинтской Богородице Леваном Дадиани - дворец в Галидзга и в верховьях Риони - Цкалидзга...

    5. По милости и с помощью Божья и при покровительстве пресвятейшей Бичвинтской Богородицы я, раб и верующий бога, католикос Захарий Квариани" стал правителем католической апостольской церкви столицы Абхазии Бичвинтской в то время, когда с помощью царя царей Александра5 Дадианом стал брат того же Дадиани Липартелиани Вамек6... Мы поговорили с Вамеком Дадиани и его супругой, с дочерью Гуриели Еленой и после долгой мольбы в качестве церковного наказания положил и пожертвовал Бичвинтской Богородице: церковь спасителя в Сенаки с ее двумя домами, геджийским лесом, ... со всем тем, что записано в ее гуджаре и дефтере.

    А также Свимон Гуриели7 стал владетелем с помощью царя царей... И пока в качестве церковного наказания он не положил Акети, мы не разрешили ему вступить в должность. И церковь в Акети со своими домами и со всеми пожертвованы Свимоном и Дмитрием8 [Бичвинтской богородице].9

    Комментарий:

    1. Датируется по содержанию.

    2. Григорий I Лорткипанидзе, католикос с 1631 года.

    3. Леван II Дадиани (1611-1657 гг.).

    4. Захарий Квариани - католикос Западной Грузии в 1657-1660 гг.

    5. Александр III - царь Имеретии (1639-1660 гг.).

    6. Дадиани Вамек III (1658-1661 гг.).

    7. Свимон Гуриели (1625- ок.1660 г.).

    8. Дмитрий (1660-1664 гг.) - сын Свимона Гуриели.

    9. Несмотря на то, что большая часть территории современной Абхазии была оккупирована апсуйцами (до р.Кодори), Бичвинта все еще оставалась духовным центром Западной Грузии. Католикос Захарий (прим.) около 1658 г. был вынужден перенести свою резиденцию в Гелатский монастырь (по другим данным, это произошло во времена католикоса Евдемона Чхетидзе -1558-1578 гг.), но не только из-за турецких притеснений (док. №91, прим.24), а, главным образом, в результате нашествия апсуйцев (поддерживаемых турками). Факт "умножившихся год от году враждебных набегов" на Пицунду "омусульманившихся абхазов" и "других горских народов нехристианских" - признает М.Мурзакевич (см.его. Указ.соч.). Правда, среди нападавших он упоминает и мегрелов (но, ведь нападать на самих себя они не могли; мегрелы лишь оборонялись от горцев, отражали их набеги; Н.Мурзакевич не говорит кому тогда все же принадлежала Бичвинта, на которую нападали. Абхазам-христианам? Однако факт внутриабхазской борьбы за Бичвинту на религиозной почве истории неизвестен. Бичвинта принадлежала грузинам, а нападали на нее апсуйцы, что вынудило Бичвинтских католикосов в середине XVII в. перебраться в Кутаиси, а несколько раньше перевести туда же церковные драгоценности (видимо, в то время среди прочих реликвий вывезли из Абхазии серебрянную икону Св. Георгия и золотую икону Св.Георгия. Как установил Г.Бочоридзе, они были вывезены из Абхазии и в начале XX в. хранились, соответственно, в Бзанской церкви Св.Николая и в церкви Св.Георгия с.Гамочинебули в Самтре-дийском районе. (Г.Бочоридзе. Исторические памятники Имерети. Тб., 1995,с.41,50).

    Касаясь этого вопроса, комиссия общества восстановления христианства на Кавказе, обследовав все церкви Абхазии (1867 г.), в своем заключении писала, что в "Пицунде была кафедра древнейших католикосов, которым подчинялись все епархии Западной и Восточной Грузии; как имена, так и деяния многих из них известны и записаны в истории церкви. Впрочем, судьба абхазской церкви не всегда была одинаково счастливою. Не все соседние племена были обращены в христианство. Множество диких кавказских племен, не принимавших христианство, со всех сторон окружавших Абхазскую церковь, часто стесняли, а иногда и вовсе прекращали существование знаменитой Пицундской кафедры" (ЦГИАГ, ф.416, оп.З, д. 1255, л.63). Этими "дикими племенами" являлись апсуйцы. Как раз с ними и приходилось бороться мегрельскому владетелю, о чем пишет Н.Мурзакевич (см.еще приложение №1, док. №1, прим.1).
    .: Лента Новостей
    :. Реклама
    Rambler's Top100
    © Наша Абхазия