• Досифей о захвате абхазами (опсуйцами) территории Мегрелии и разорении ими монастырей


  • 50-70-е годы XVII в.

    В кн.: М.Селезнев. Руководство к познанию Кавказа. Кн.1, СПБ, 1847, с.12-16; 30-31 ;46.


    В 1658 г. Патриарх Пансий3 решился отправиться в Иверию и отплыл в мае месяце в Синоп...4 июля отправились мы в Мингрелию. После пятидневного счастливого плавания пристали к Черкесии... Место, близ которого мы бросили якорь, была скала, называемая тамошними жителями Контози (в древних картах она означена на месте нынешнего мыса Адлера или ближе к Гаграм)...

    От реки Никопсии (совр. Нечепсухо - сост.) к Сотериуполю" (Пицунда - сост.) на протяжении 300 миль лежит Абазгия.

    Мы вышли из порта Контози 8 июня и, прибыв в Мингрелию, бросили якорь в порте Курса (Скурча - сост.), где была древняя Диоскурия... Спустя два дня явился к нам Мокфель, епископ епархии Мокфельской. Мокфель происходит от имени места Мокфи5; в Грузии принято называться именем монастыря или места (от Гелат - Гелатель, от Кутаиса Кутатель, от Мокфи -Мокфель)... Между произведениями греческих живописцев, писавших стены монастыря, находится следующая [грузинская] надпись: "Это рисовал живописью в царствование императора Алексея Комнина6 и Давида, великого царя Абхазского7, некто Николай, грузинского дворянского происхождения, который ушел в Иерусалим и жил там как монах в монастыре Св. Креста, принадлежавшем католикосам Иверии". Этот человек, отличившийся умом и ловкостью, был в Венеции, Риме, Франции, Испании, Англии и в других странах для изучения истории;

    возвратясь в Иерусалим, он неприметно втерся в расположение Феофана, который умирая, вручил ему свое достоинство. Однако ж этот выбор не утвердился, в действительности впоследствии Николай3 находился в Иверии. Он и Мокфель проводили Патриарха в главный дворец Дадиана. Дворцов у владетельных князей Мингрелии много, так что непрестанно переменяют свое жительство; главное же местопребывание их в Зугдиди...

    В 1678 г. по приказанию [турецкого] Султана, паша Феодопольский собрал войско в Лазике (Имеретии)9, в окрестностях Халибии10 и, вступив в Имеретию, опустошал, грабил и жег храмы, монастыри и страну между Карталиниею и Имеретиею. Арчил" бежал, и слепой12 опять занял свое место, оттоманы вошли в Кутаис, где остаются и доныне. Дадиан,13 оскорбленный Багратом слепым, был так слаб, что абазги опустошали его владение, разорили храмы и монастыри: Мокви14, Хоби, Кианси15, Зугдиди и все страны от Диоскурии до Гиппуса (Цхенисцкали - сост.) и Фазиса, исключая Любардии. В таких нескольких обстоятельствах Дадиан не мог возвратить жены от Баграта, так равномерно не в силах был прогнать абазгов...

    Комментарий:

    1. Иерусалимский патриарх (1641 -1707 гг.) в 1669-1707 годах; в | сане главного дьякона в 1658 г. сопровождал в Грузии 1 Иерусалимского Патриарха (см.док. №102).

    2. Датируется по содержанию;Досифей совершил свои путешествия в Грузию в 1658, 1660 и 1777 гг.

    3. Иерусалимский патриарх (в 1645-1660 годах), которого сопровождал Досифей.

    4. Пития прежде называлась Сотирополь, писал Ф.Брун (см.его. Чepнoмopьe. Сборник, ч.II. Одесса, 1879, с.245).

    5. М.Селезнев пишет: "Мокфи есть название грузинское... Деревня этого имени находится при реке, называемой Моквисцкале (букв."вода Мокви" - на груз.)... Мы в 1841 г. посетили это место. Мокфинский монастырь находится в 17 верстах от Самурзаканского селения Илори" (М.Селезнев. Руководство к познанию Кавказа, т. 1, с-31). Говоря о Моквинском храме. М.Селезнев продолжает:

    "Внутреннее расположение приделов, каменных возвышенных хор и колонн столь поразительно, что даже дикие умы абхазов изумляются. При храме, в старину, были устроены два дворца:Дадиани и Епископа, но они разрушены с храмом в 1678 г. абхазами" (там же, т.2, с. 162-163). Эти достоверные сведения свидетельствуют о том, что Мокви "в старину" принадлежали Мегрелии, а "дикие" апсуйцы захватили и разрушили его. Тем не менее, апсуйский историк Ш.Инал-Ипа, явно искажая действительность, пишет, что с. Мокви исходит от древнеабхазского родо-племенного имени Мыкуба" (см.его. Вопросы.., с.315).

    6. Византийский император Алексей I Комнин (1048-1118 гг.).

    7. Давид IV Строитель (1089-1125 гг.) - великий абхазский, т.е.грузинский царь.

    8. Николоз Чолокашвили (см.док. N92, прим.9). Автор отождествляет художника XI-XII веков с известным деятелем XVII века (с Н. Чолокашвили); трудно объяснить причину допущения подобной неточности.

    9. Колхида - Лазика - Имерети - Лихтимеры - Абхазети -синонимы Западной Грузии.

    10. Халибия - современная северо-восточная часть Турции; халибы - картвельское племя.

    11. Арчил - сын царя Восточной Грузии Вахтанга V (1658-1675 гг.), сумевшего подчинить своей власти и всю Западную Грузию, включая Абхазию. Вахтанг V (Шах-наваз) своего 14-летнего сына Арчила II объявил царем Имерети (1661-1663 гг.); царствовал в Кахети (1664-1675 гг.), опять в Имерети (1678-1679; 1690-1691 гг.;

    1695-1696 гг.). В 1699 г. переселился в Россию; умер в 1713 г.

    12. Баграт IV слепой - царь Имерети; ослепила мачеха Дареджан, сместившая его с престола; опять занял престол в 1663 г. и сохранял с перерывами до 1680 г.

    13. Леван III Дадиани (1661-1680 гг.) - владетель Мегрелии. В 1663 г. напал на Имерети, но потерпел поражение; Баграт IV пленил Левана III, отнял у него жену Тамар (племянницу Вахтанга V, известную своей красотой) и сам женился на ней, а за Левана выдал свою сестру (разведенную с первым мужем). В этом и выразилось оскорбление (Очерки истории Грузии. t.iv. Тб., 1973, с.351, на груз.яз.).

    14. М.Селезнев пишет (прим.5) о разрушении Моквинского храма "в 1678 г. абхазами". Именно в этот период, воспользовавшись междоусобицей в Западной Грузии, Сорех и Квапу Шервашидзе заняли территорию от Кодори до Ингури (Очерки истории Грузии, „T.IV, с.353-354).

    15. Наверное, Цаиши (Зугдидский район).
    .: Лента Новостей
    :. Реклама
    Rambler's Top100
    © Наша Абхазия