1712 год
Памятники грузинского права, т.111, с. 668, 670.
Абхазцы выселили село Нажаневи2; католикос Непсадзе передал жителей Квапу Шервашидзе. Старший один потерялся. "Тот каталикос старался и я старался, но не смогли вывести. ; Шервашидзе скончался в Рухи; пошли и отслужили обедню, и 1 примету правильную взяли; больше не оказалось, взяли с собой 7 человек со всеми [вещами]: Грубелая Амахснели3 и его родственник Елишия Хуха и его братья Кодия, Зумила, Джгубурия, Субукия, Бигвава и Учая и один слуга.
Еще остальные Елишаху Нанаиевич Нармания и Хуцобава Папа вызволил из той стороны Енгури за большой выкуп. Некоторых поселил в Хибуле, а некоторых - в Хоби.4
1. Католикос Григол II (1706-1742 гг.). См.док. №98.
2. На своем пути апсуйские захватчики уничтожали грузинские села, выселяли жителей и сами овладевали их имуществом.
Сравни: "Вымерла Верхняя Джава из-за осетин" (XVII век). -См.Документы из социальной истории Грузии.I. Тб., 1940, с.363-364, на груз.яз.
3. Здесь и далее фамилии и имена грузинские. См.еще док. №78, №79, прим.З, №82, прим.21, №88 и др. Факт этнической чистки и геноцида грузин - аборигенного населения Абхазии - в XVI-XVIII вв. не может вызывать сомнение, как и пришлость апсуйцев.
4. Католикос Григол Лорткипанидзе, обеспокоенный агрессией апсуа, просит Сулхан-Саба Орбелиани организовать приезд католических миссионеров из Европы в Черкесию и Абхазию для крещения кочевых племен (док.№107). Этот факт еще раз доказывает, что грузинские политические круги и духовенство рассматривали происходящие в Абхазии события, лишь как борьбу между двумя грузинскими феодалами (см.док. №80, прим.15, и др.) и не принимали должных мер. Наивно полагали, что путем крещения кочевников, на которых все больше и больше опирались князя Шервашидзе, можно будет сохранить целостность страны... Изменению границы между Мегрелией и Абхазией не придавалось серьезного значения. Так происходило постепенное отторжение Абхазии от остальной Грузии.
|