• Платон Зубов о Колхиде, способах усмирения горцев, границах Абхазии и о ее населении


  • Не позже 1835 года

    В.кн.: Пл. Зубов. Картина Кавказского края, принадлежащего России и (сопредельных оному земель; в историческом, статистическом, § этнографическом, финансовом и торговом отношениях, кн. I, ч. I, СПб, 1834, с.10, 11, 84, 88, 94, ч.1У, 1835, с.208; ч.VII, с.236; кн.И, ч.УИ, СПБ, 1835, с.265-270.


    Независимо от ученых трудов его3, заставивших не почитать более за басню экспедицию Аргонавтов в Колхиду (Мингрелия и Имеретия), великолепные развалины, окружающие берега Риона (Фазис древних) на каждом шагу свидетельствуют о сильном, образованном народе, владевшем некогда сими местами. Строение из цельных тесанных камней, обломки колонн и другие остатки роскошного зодчества, а рядом с ними бедные хижины имеретин и мигрельцев, составляют две точки, между коими помещаются в промежутке десятки столетий.

    Хотя вековые бедствия, беспрестанный пролив диких орд:хазаров, гунов, монголов и других враждебных просвещению народов провели сию резкую черту, отделяющую высокую степень гражданственности, на коей находились сии страны во времена отдаленной древности, от ничтожного состояния, в коем находятся ныне.

    ... В настоящее время Анапа, Поти и другие порты Черного моря по берегам древней Колхиды принадлежат России.

    ... Важнейшее основание сей великой цели4 есть введение между горцами христианской религии, между племенами Кавказа тем большим успехом произведено быть может, что между оными еще заметны следы христианства; например, абхазы5 празднуют 25 декабря вместе с нами, праздник Рождества Спасителя... Развалины древних церквей почитают священными, неприкосновенными и клятва у сих развалин считается непреложною.

    Все сие ведет к заключению, что усмирение горцев... состоит в следующем: ввести постепенно между оными, посредством торговых сношений, пристрастье к роскоши; сделать оную необходимостью и озарить их светом Христианства. При сем нельзя ни вспомнить, что блаженной памяти Государь Император Александр Павлович... в указе 10 октября 1821 года в 5-м пункте изобразить изволил: "Будучи уверен в возможности достигнуть посредством торговли, до образования народов сих стран (Абхазии и горцев) и отучить их от хищничества"...

    ... Горцы буде живут на равнинах, отдаленных от главных путей сообщения, могут быть оставлены на тех же местах и, при пособии правительства, получить потребные на первый случай жилища, особенно великолепнейшую церковь в каждом значительном селении; равно способы для удовлетворения новых нужд своих, бывших прежде для них неизвестными... При церквах строить училища для обучения русскому языку, и хотя сначала управления божественной службы производить на языке горцев, но постепенно доводить до того, чтобы они оставили свои наречия знакомились с языком русским, который в их потомстве будет уже языком господствующим, ибо их разнообразные наречия, имея письменности, легко забудутся6... По свидетельству Геродота (док. №5 - сост.) жители Мингрелии, известной древним вместе с Гурией и Абхазией под общим именем Колхиды, были потомки Египетской колонии, Основанной на берегах Черного моря Семирамидой; а грузинские летописи приписывают им одинаковое происхождение с грузинами или древними иверами...7

    Граничит [Абхазия] к Северу с хребтом Кавказских гор, отделяющих от оной земли разных горских народов; к Востоку:с Мингрелиею, от которой отделяется рекою Галидзгою;8 к югу к Западу: с Черным морем, а к Северо-западу с черкесами, от ,коих отделяется рекою Гагрынис и отраслями Кавказских гор...

    Перечневая ведомость о числе деревень и дворов в Абхазии

    Общество Абшавское (Абживское)

    1. дер. Урши имеет 60 дв.
    2. "-" Коршман - 80 дв.
    3. "-" Пятгуа - 80 дв.
    4. "-" Емкит - 60 дв.
    5. "-" Поквеш - 120 дв.
    6. "-" Губ - 100дв.
    7 "-" Чилоу - 30 дв.
    8 "-" Тхинопо - 110 дв.
    9 "-" Мокв - 80 дв.
    10. дер. Маркула - 60 дв.
    11. "-" Жигеруа - 100дв.
    12. "-" Квитаур - 20 дв.
    13. "-"Кендых - 60 дв.
    14. "-"Самахарю - 80 дв.
    15. "-"Гамыш - 80 дв.
    16. "-"Чисьян - 50 дв.
    17. "-"Угара - 100 дв.
    18."-"Нярзинь - 40 дв.

    Цыбельдинское

    дер. Чижеум
    "-" Чочорем
    "-" Моранба
    "-" Октипур
    "-" Жахас-Пер
    "-" Антхель
    "-" Када
    "-" Горгеуль
    "-" Чала
    "-" Жинпаль
    "-" Амзара
    "-" Вардан
    "-" Даль
    "-" Вишкарань
    "-" Агам
    дер. Абгалавира
    "-" Абшдзир
    "-" Авушта
    "-" Арахувши
    "-" Ангара
    "-" Жика
    "-" Тахина
    "-" Абвидуквара
    "-" Судатель
    "-" Наушт
    "-" Цихваклис
    "-" Апанча
    "-" Жумашта
    "-" Куджаахабла
    "-" Горгуель
    во всем Цыбельдинском обществе считается их 2500

    3. Абхазское

    1. дер. Кодор
    2."-" Херипис -40дв
    3"-" Дранда Цхоби-100дв
    4."-" Пшан-40дв
    5. "-" Багас-Яшта-40 дв
    6. "-" Парнаут-30 дв
    7. "-" Гурлышли-60 дв
    8. "-" Марасуль-200дв
    9.дер. Эйбахудзе-40дв.
    10."-" Ашхель-40 дв
    11."-" Багетган-60дв
    12."-" Акапа-200дв
    13."-" Абжакуа-60дв
    14."-" Бирц-20дв
    15."-" Гуша-120 дв

    итого - 1340

    4.Бзыбское

    1. дер. Ешара-100дв
    2. "-" Днети-65 дв.
    3."-" Цацхаура-32 дв
    4."-" Акуа-70дв
    5."-" Анакуа-180дв
    6."-" Адцы-200дв
    7."-" Аджинджара-90дв
    8."-" Мицара-60дв
    9."-" Куланурхуа-80дв
    10."-"Архуа-40дв
    11."-" Соуксу-400д
    12."-" Обернахца - 60 дв
    13."-" Дрыпис-10дв
    14."-" Дудрыпис-30дв
    15."-" Ута-100дв
    16."-" агургуа-30дв
    17."-" Апуцхуа-100дв
    18.дер.звандрипис-200дв
    19."-" Кваднамуа-50дв
    20."-" Джаджирпин-30дв
    21."-" Орданырхуа-5дв
    22."-" Буча-40дв
    23."-" Одхера-35дв
    24."-" Чалалурхуа-100дв
    25."-" Папза-30дв
    26."-" Мхерети-60дв
    27."-" Бараненц-75 дв
    28."-" Блабхуа-калдыхвора-140дв
    29."-" Пицунда-100дв
    30."-" Шишера-70дв
    31."-" Азердан-19дв
    32."-" Воса-80дв.
    33."-" Аспа-30дв

    итого 3120
    всего8720 (Дворов)10




    Комментарий:

    1. Русский ученый.

    2. Год издания книги П.Зубова.

    3. Рауль Рошет. История основания греческих колоний (на франц.яз.).

    4. То есть, усмирение горцев Кавказа.

    5. Христианство сохранилось среди абхазов благодаря обабхазившимся (после оккупации этого края апсуйцами) грузинам, особенно в Очамчирском и Гальском районах. Идолопоклонство привнесено апсуйцами. А Пл. Зубов по этому поводу пишет:

    "Сохранившиеся до сих пор развалины многих церквей и монастырей доказывают, что абхазцы исповедовали прежде христианскую веру... Сохранили также и признаки идолопоклонства" (кн.И.ч.УИ.СПБ, 1835,с.253).

    6. Сравни едок. №178.

    7. См. док. №39.

    8. Пл. Зубов также сообщает, что "в 1770 году, во время пребывания в сем краю (Абхазии - сост.) генерала графа Тотлебена (немец, русский генерал, командовал отрядом в Грузии во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг., его действия как в Восточной, так и Западной Грузии вызвали недовольство местных правителей и он был отозван из Грузии - сост.) с Российскими войсками, действовавшими против турок, владетельный князь [Самурзакано] Леван, происходивший из знатного в Мингрелии княжеского рода Шервашидзе, просил графа Тотлебена о принятии его под покровительство Российской империи; но переговоры сии не состоялись, быв прерваны нападением буйных абхазцев на табун лошадей, принадлежащий Российскому отряду. Спустя после сего несколько лет Леван Шервашидзе принял магометанскую веру и получил от Порты в управление крепость Сухум-кале. .

    По смерти князя Левана Абхазия разделилась на уделы между детьми его. Но вскоре старший из них Келеш-бей... силою оружия покорил он себе джанетский (джикский -? - сост.) народ, обитающий по берегу Черного моря от монастыря Гагры до селения Мамая... В 1779 году он занял крепость Анаклию и принудил князя Мингрельского Григория Дадиани (1770-1804 гг. - сост.) уступить ему оною" (кн.II, ч.VII, с.228-229). Пл. Зубов также пишет о причине возвращения Самурзакано в состав Мегрелии: "Князь Манучар Ширвашидзе, родственник Абхазского князя и владетель Самурза-кана, имел в супружестве сестру нынешнего Мингрельского князя Левана Дадиани; по смерти Манучара (1813 г. - сост.), мингрельский владетель, как сильнейший, успел распорядиться так, что удел Самурзаканский остался вдовствующей княгине под покровительством и главною его опекою" (кн. II, 4.VII, с.247). Мнение Пл. Зубова по этому вопросу не соответствует действительности. Самурзакано было передано Мегрелии Россией по тактическим соображениям (см. док. №128, прим.3,4.).

    9. Обращает внимание изменение топонимики, исчезновение грузинских названий (см. карты, а также, док. №82 и др.), их апсуизация, либо замена иноязычным наименованием, извращенная русская транскрипция (см. еще док. №202).

    Топонимика Абхазии 1868 г. выглядела следующим образом (в скобках указано наличие церквей и священников в отдельных населенных пунктах):

    Очамчирский уезд: Гудавская община сел. Гудава (церковь и священник), Репи, Шешелети; Баргебская община - сел, Баргеби (церковь и священник); Набакевская община - сел. Отобая (церковь и священник), Набакеви (церковь и священник), Тагилони (церковь и священник); Чубурхинджская община - сел. Чубурхинджи (церковь и священник); Саберийская община - сел. Саберио (2 церкви и 2 священника), Дихадзурга (церковь и священник); Гальская община - сел. Речхи (церковь и священник), Гали (церковь и священник), Цхири; Мухурская община - сел. Мухури (церковь и священник), Царче; Окумская община - сел. Окуми (две церкви и два священника), Чхортоли; Бедийская община - сел. Бедия (церковь и священник); Илорская община -сел. Илори (церковь и священник), Очамчири (церковь);

    Поквешская община - сел. Поквеши (церковь и священник);

    Моквинская община - сел. Мокви (церковь и священник), Тхина, Ародуко, Меркула, Беслахуба (церковь и священник); Губская община - сел. Гупь, Подгу, Эшкеты (церковь и священник); Чиловская община - сел. Чиловы; Джгердская община - сел. Джгерда;

    Квитаульская община - сел. Квитаул (церковь и священник), Лабра, Самахария, Тумкем; Тамышская община - Тамыш (церковь и два священника), Шикеты, Киндзел; Адзюбжинская община - сел. Адзюбжа (две церкви и два священника), Отара.

    Пицундский округ: Багрипская община - сел. Багрипш; Лидзавскя община - сел. Лидзаа (часовня, священник в Пицунде), Аджикуа;

    Калдахварская община - сел. Калдахвара; Блабурхвская община -сел. Блабурхва, Шлоры; Мугудзырхвская община - сел. Чабалурхва, Мугудзырхва, Апыцхва; Бармышская община - -сел. Бармыш (церковь), Папцхва; Отхарская община- сел. Бага, Отхара; Хопская община - сел. Эмхи, Хопи (священник), Худара; Джирхвская община

    - сел. Джирхва, Чугурхва; Звандрипшская община - сел. Звандрипш

    - сел. Звандрит, Акваскенин; Дурипская община - сел. Дурипш (священник); Лыхненская община - сел. Лыхни (церковь и священник); Куланурхвская община - сел. Куланурхва, Тасраква (священник); Рютинская община - сел. Эберных, Руюта, Арква;

    Ачандарская община - сел. Ачандары; Ацинская община - сел. Ацы (церковь и священник), Мцара; Анухвская община - сел. Анухва;

    Эшерская община - сел. Псыртска (строится церковь, есть священник), Эшера; Яштхинская община - сел. Яштха, Амбаква, Бирц;

    Гумская община - сел. Гумы; Акапская община - сел. Акапа;

    Келасурская община-поселки Багажвлито, Штап, Белат, Цамбеквар, Гульрипш, Мерхаул, Келасури, Багдаран; Драндская община-сел. Аварга, Докопит (церковь и священник), Цхубен (он же Дранды), поселки Кацечеларта, Бабишеры (ЦГИАГ, ф.416, оп.З, д.1255, лл.34-36). См. док. №158, прим.5.

    10. Пл. Зубов приводит следующие данные о населении Абхазии:все население около 52320 душ; изнихвАбжуа 1760 дворов и 10560 душ; в Цебельде - 2500 (в книге - 250, что, видимо, опечатка - см. док.) дворов и 15 тыс. душ; в Абхазском обществе 1340 дворов и 8040 душ; в Бзыбском обществе - 3120 дворов и 18720 душ. В-Самурзакано, которое находилось под владением Мегрелии, имелось 1798 дворов, а население составляло 10788 душ (Пл. Зубов. Картина Кавказского края, ч. II, с. 249-250). См. еще док. №175 и примечания к нему; док. №177, прим. 1,3.
    .: Лента Новостей
    :. Реклама
    Rambler's Top100
    © Наша Абхазия