• Из докладной записки представителей абхазского и самурзаканского дворянства председателю Тифлисского комитета по сословно-поземельным делам генерал-адъютанту Д.Святополк-Мирскому


  • 23 марта 1870 г.

    Газ. Народное образование", 1990, 29 июля.


    Издревле Абхазия составляла часть бывшего грузинского царства. Последняя династия грузинских царей - есть династия Абхазская.' Древний Пицундский храм был в течение нескольких веков престольным храмом Католикосов абхазских и грузинских... До очень недавнего времени процветали в Абхазии Епископатства Драндское, Моквинское и Бедийское. Ведийский храм, построенный Багратом, первым Грузинским царем Абхазской династии, хранит под своими сводами прах своего державного строителя. Моквинский храм построен Грузинским и Абхазским царем Давидом Восстановителем.2 Народ Абхазский и Самурзаканский почти до последнего времени имел с Грузией, Мингрелией и Имеретей одну религию, один обычай, одни законы. Если вера христианская, под влиянием мусульманского ига и разных неурядиц в Абхазии значительно ослабела3, то несомненные следы ее сохранились в жизни абхазского народа, который, исполняя некоторые мусульманские и языческие обряды, в то же время не переставал никогда торжествовать главных христианских праздников... Цари грузинские никогда не исключали Абхазию из большой грузинской семьи и как до разделения царства, так и после существования своего титуловались царями грузинскими, до самого последнего времени Карталинскими, Абхазскими, Имеретинскими и Кахетинскими. Когда грузинский царь Вахтанг VI4 в начале прошедшего столетия, предпринимая издание законов, вызывал из всех провинций бывшего грузинского царства депутатов для содействия ему в этом труде, то между ними были и депутаты от Абхазского народа, который до последнего времени сохранил у себя древнейшие грузинские обычаи. Не менее важными свидетелями принадлежности Абхазии к Грузии могут служить кроме христианских храмов, развалины разных светских и военных построек. Так, известные башни над ущельем Псыраста, сооружены, по преданию, славной грузинской царицей Тамарой5; каменная стена в Келасуре поставлена Вамеком Дадиани;5 замки в селениях Аштува, Оцарцы и многих других, хотя и неизвестно кем построены, но совершенно похожи на такие же замки в Мингрелии. Просим Ваше Сиятельство обратить внимание и на то, что как в древние времена, так и теперь, жилища, одежда, пища, земледельческие орудия, способы ведения сельского хозяйства в Абхазии совершенно те же, как и в Мингрелии. Большая часть местностей носит грузинские названия; большая часть жителей признает свое мингрельское или грузинское происхождение и сохранили даже свои грузинские и мингрельские фамилии.7 Одно только может дать повод считать Абхазию отдельною от Грузии - это язык, но и в нем находим наполовину слов мингрельских и грузинских, правда часто сильно измененных, но не представляющих особого затруднения в отыскании первоначального корня мингрельского или Пэузинского... Мы не скажем, чтобы у нас когда - нибудь были официально введены законы царя Вахтанга, но самые эти законы | представляют только систематическую письменную форму, в которую облечены наши обычаи, общие с грузинскими, мингрельскими, имеретинскими и гурийскими, и эти письменные законы были составлены под Верховным руководством царя Вахтанга депутатами от всех населенных областей Грузинского царства, и в числе редакторов этих законов были и наши представители. Из всего вышеизложенного, Вашему Сиятельству легко будет усмотреть, что в Абхазии не могло быть другого гражданского устройства, кроме того, которое всегда существовало в остальном христианском Закавказье. Поэтому и права наши сословные и поземельные были те же, что и в Грузии, Мингрелии, Имеретии и Гурии, самыми незначительными особенностями, обусловливавшимися местными, чисто экономическими условиями и не превышавшими тех различий, какие существовали перед остальными областями Грузии, например, между Карталинией и Имеретией. Различие это может -касаться только некоторых частностей, но нисколько не нарушает в общем полного сходства Абхазии со всеми областями, входившими в состав владений Грузинских царей...

    Во главе всего абхазского народа стоял владетель Абхазии из фамилий старинного грузинского рода Шараашидзе. Владетель, как и все грузинские мтавари, сделавшиеся после разделения царства самостоятельными, соединял в своих руках верховную, политическую и гражданскую власть над всем абхазским народом...

    Все эти повинности8, с очень незначительными различиями, зависевшими от местных хозяйственных причин, существовали во всех деревнях, принадлежащих Абхазским и Самурзаканским помещикам. Из описания их, Ваше сиятельство, усмотрите, что они были совершенно те же, как в Мингрелии, что и должно быть потому, что Абхазия и Самурзакано почти всегда составляли с Мингрелией одно целое и до последнего времени владения Абхазское и Мингрельское существовали при совершенно одинаковых гражданских и экономических условиях...

    Из всего вышеизложенного, Ваше Сиятельство, легко усмотрите, что сословно-поземельные отношения в бывшем Абхазском владении и Самурзакано ничем не отличаются от таковых же отношений в Грузии, Имеретии и Мингрелии. Скажем еще, что, хотя различие между Карталинией и Мингрелией было гораздо значительнее, нежели между Мингрелией и Абхазией, но это небольшое различие, в частности, и послужило

    Правительству препятствием к составлению положений по крестьянскому вопросу, общих для обоих вышеупомянутых стран. ;мело рассчитывая на справедливость и милостивое внимание ( нашим нуждам Вашего сиятельства и членов комитета, мы ;меем надеяться, что в применении к Абхазии и Самурзакано ;рестьянской реформы мы не будем исключены из общей семьи рузинских народов, к которой искони принадлежали"9 ...

    Комментарий:

    1. Имеется в виду, что первым царем объедиенной Грузии из династии Багратионов был царь Абхазский (Западной Грузии) Баграт III (970-1014 гг.).

    2. Давид IV Строитель (1089-1125 гг.).

    3. См. док. №149 а, прим. 5 и др.

    4. Вахтанг VI- царь Хартли (1703-1724 гг.).

    5. Царица Тамар (1184-1213 гг).

    6. Наверное, имеется в виду Вамек I Дадиани (1386-1396 гг.) или Вамек II (1474-1482 гг.). Во всяком случае Келасурскую стену не мог строить Вамек III (1658-1661 гг), в годы правления которого граница между Абхазией и Мегрелией проходила по р. Кодори (см. док. №129).

    7. См. док. №82, прим. 21 и др.

    8. Опущены сведения о крестьянских повинностях. Апсуйский историк С.Лакоба на том основании, что в Абхазии существовали совсем иные социальные и экономические отношения, чем описано в настоящем документе, ставит под сомнение его достоверность (см. Советская Абхазия, 2 мая 1992 г.). Однако он не касается публикуемой нами исторической части докладной записки, достоверность которой подтверждается многочисленными документами, вошедшими в сборник. Правда, в документе не сказано о самом главном - об оккупации апсуйцами в XVI-XVII вв. территории современной Абхазии, где до этого жили грузины.

    10. Докладную записку подписали Т.Маргания, К.Инал-Ипа, Б.Эмухвари и М.Маршани. Двое последних оказались неграмотными, поэтому за них расписался И.Зедгенидзе (см. док. №130).
    .: Лента Новостей
    :. Реклама
    Rambler's Top100
    © Наша Абхазия