1 апреля 1905 г.
Цнобис пурцели, 1905, 1 апреля, на груз.яз.
С 1864 г, в Сухуми существует двухклассное училище, открытое для детей горцев (абхазцев). Эта школа, как и все остальные школы в Сухумском округе, имеют целью обрусение учащихся...
Если не этой системой умственного и физического изуродования, ничем иным нельзя объяснить тот печальный факт, что до сегодняшнего дня из детей этого способного народа, какими являются абхазцы, никто не окончил высшее учебное заведение.
Вызывает сожаление, что абхазцы, благодаря излюбленной системе русской бюрократии, стоят на пути умственного перерождения и пока проявляют полный индифферентизм в вопросе национальной самостоятельности. Политика обрусения столько успела, что этот народ полностью оторвал от своих соседей - грузин; данная политика, благодаря неправильному воспитанию, умственно изуродовала этот народ, забывший, что если абхазы с кем-либо должны иметь общее, то опять-таки с соседями, опять-таки с грузинами, с которыми связаны исторически; и географическое положение их родины такое, что дальше грузин у этого народа нет спасения.
А сегодня у абхазского народа нет ничего общего с грузинами. Грузинский язык из здешних школ изгнан. Вместо грузинской газеты... распространяли газету Батумского шута', которая принижала грузин и их культуру, кроме того внушала абхазцам: грузины (мегрелы), являются вашими врагами, приходят сюда, присваивают ваши земли и т.д. и т.п...
Еще большее сожаление вызывает то, что в упомянутом училище кроме абхазцев учатся и самурзаканцы. Если родство абхазцев с грузинами вызывает сомнение, то этого нельзя сказать о самурзаканцах. Их родство с грузинами (мегрелами) вне всякого сомнения... Эту истину не верят только те, кто следует словам: разделяй и властвуй; не верят только бюрократия и ее достойные агенты, стремящиеся оторвать друг от друга жителей разных провинций нашей страны, поссорить их, внедрить в сердце враждебное отношение друг другу, чтобы после такого разделения легко установить господство над ними. Она отрицает всякие исторические, этнографические и лингвистические документы, которые явно доказывают мегрельское происхождение самурзаканцев и, следовательно,' их родство с грузинами (док. №№166, 185, 186, и др.-сост.). С одной стороны, отрицает это родство и, с другой стороны, роднит их с абхазцами и к тому же утверждает, что поскольку самурзаканцы не мегрелы, а абхазцы (абхазцами называют тех самурзаканцев, которые дома говорят только на мегрельском и ничего не понимают по-абхазски), им не нужен грузинский язык; поскольку самурзаканцы являются абхазцами, а абхазцы не имеют собственной письменности, самурзаканцы должны, мол, учить русский язык. И "учат" русскому языку,
Только жаль, что жители глухих уголков нашей страны не могут пользоваться нашей письменностью. Если местные власти не препятствовали распространению грузинской грамоты в этой провинции Грузии, где почти все, как родственники грузин, могут говорить по-грузински, тогда грузинская грамота легко распространилась бы и, по возможности, сослужила бы хорошую службу в деле умственного поднятия этого края. А ныне самурзаканцам мешают развивать ум на родном (грузинском) языке, да и на русском языке не получают образование. И не только не-дают образование, а благодаря'уродливой немой системе, сельчанам прививают ненависть к школе и книгам, уродуют умственно, деградируют нравственно, отнимают национальность, ставят на путь перерождения.
Сухумец (Тедо Сахокия - сост.)
1 .Имеется в виду газета "Черноморский вестник", выходившая в Батуми.
2. Псевдоним грузинского писателя и этнографа Тедо Сахокия (1868-1956 гг.); в те годы жил в Сухуми.
|