1835 год
В кн.: Г.А. Дзидзария. Ф.Ф. Торнау и его кавказские материалы XIX века, М., 1976, с.109, 110, 111, 119,120,121,124.
Невзирая на частые сношения с турками и на пребывание сих последних по берегу моря, магометанская религия не распространялась между абазинами, одни только князья и уздени ее исповедуют, и те держатся весьма слабо предписываемых ею правил и обрядов. Народ же не имеет никакой религии, но полон суеверия и предрассудков, обнаруживающих смесь магометанства и идолослужением...
Вера, господствующая между горцами, живущими за Кубанью и по берегу моря, магометанская. В Абхазии много новообращенных христиан, следы христианства видны и у сапсуг. Часть же сапсуг, абазех и абазин - идолопоклонники или не имеют никаких религиозных понятий.
Племена абазинские
а) Абхазцы - повинуются владетелю из древнего рода Ачь (Шарвашидзе). Занимают они берег Черного моря от р. Ингури до р. Бзыби. Самурзакань, присоединенная ныне к Мингрелии, составляла прежде один из четырех округов Абхазии, от которой отделяется р. Галидзгою...
б) Садзы занимают берег Черного моря от укрепления Гагры до р.Саше...
в) Саша, на реке Саше, или Сочи, одно общество по всему берегу Черного моря, за исключением Абхазии, признающее над собою власть князя.
г) Цебельда, называемая черкесами Херпыскуадж (аул Херпыс) по имени родоначальника цебельдинцев Херпыса Маршания (см.док.№130, прим.2.-сост.), иногда Цымпар...
На юге западной покасти хребта находится еще:
Д) Псоу - между истоками Бзыба и Апста, Аибга - у верховья р. Псоу, Ахчипсу - у верховья р. Мдзимты, Чужгуча - у верховья р.Псоу, Чужгуча - у верховья р.Мцы...
Самурзакань, составлявшая прежде отдельное владение, но причислявшаяся к Абхазии во время управления его князем из рода Шарвашидзевых, присоединена ныне к Мингрелии. Трудно определить, какого именно происхождения народ, ее населяющий. Говоря частью абхазским, частью мингрельским языком, черты лица его не отличают резко никого из двух ему 'оседних народов. Подобное слияние племен заметно и в 5зыбском округе, особенно между абхазцами, над самою рекою эзыбом живущими, которых склад лица более правилен и ближе юдходит к черкесскому...
Даже в магометанстве они (абхазцы - сост.) удержали многие эбыкновения христианской религии, продолжают праздновать ;в. Христово Воскресенье, меняются в сей день окрашенными 1йцами, празднуют Рождество Христово и Троицын день и не юрестают есть свинину и пить вино. Многоженство у жителей 13 магометан не в обыкновении.
Существуют между абхазцами и следы язычества, как (апример уважение их к священным деревьям близ сел Латригелас2 и совершение тризны по умершему, состоящей из шршества, конской скачки, стрельбы в цель и т.д...
Рабы бывают... (троеточие сделал Г.Дзидзария - сост.):коренные агыруа (мегрелы - сост.), абхазцы и люди, приобретенные грабежом или на войне...
[Абхазцы] менее храбры и воинственны, чем кабардинцы и юркесы, они более склонны к домашней жизни; хищничество обнаруживается в них только тогда, когда приобретение этим способом не сопряжено с большою опасностью. Восточный берег Черного моря населен двумя совершенно йразличными племенами; от Анапы до реки Саше живут натухайцы и шапсуги, принадлежащие к племени известному у нас под именем черкесского или адыге, как они сами себя называют; от ;йаше до устья Ингури морской берег занят абазинами, называющими себя "абсасца". Последние делятся на джигетов, или садзов, живущих между реками Саше и Бзыбь, и на абхазцев, доставляющих отдельное владение. Черкесы и абазины говорят д|на двух различных языках, не имеющих между собою никакого сходства.
1. Барон Ф.Ф. Торнау(1810-1890гг.), офицер русской армии.
2. Г.Дзидзария пишет, что это "Мтыргелаз". Наверное, Мтаварангелози (Архангел - по-груз.)
|