17 апреля 1918г
Эртоба, 1918, 17 апреля, на груз.яз.
"Победа" большевиков в трех районах Сухумского округа и захват города Сухуми вооруженными крестянами этих районов вызвали много разговоров в среде закавказской демократии. Многие эту "победу" считают победой большевизма...
Кто читает нашу газету, он непременно помнит опубликованные в ней двадцать дней тому назад письма о крестьянском съезде Сухумского округа (док. №220 - сост.). Решение этого съезда, состав избранного им крестьянского совета явно доказывают, что крестьяне с нами, а не с большевиками.
Однако при этом нельзя забывать, что крестьянская масса вообще несознательная и политически незрелая. В ней всегда может распространиться провокация, если политическая партия прибегнет к этому оружию. Именно так поступили большевики..
Дело в следующем: крестьянский съезд решил земельный вопрос радикально, сообразно местным условиям, как это подобает настоящей демократии.
Известно, что абхазов, как и других малых наций, очень интересует решение национального вопроса, создание политического самоуправления. Это их естественное право и мы обязаны им помочь и поддержать в этом вопросе. Но поскольку национальный вопрос тесно связан с территорией, разумеется, и абхазы очень заботятся о своей исторической Абхазии. Мало национальностей, которые так подавлены российским самодержавием как абхазы. Политика бюрократии, потерпевшей полное поражение, привела их на грань гибели. Десятки тысяч абхазов вынужденно покинули Родину, а некоторых насильно изгнали из пределов России в Турцию... С общим подъемом российских национальностей абхазы надеялись, что бежавшие в Турцию2 их братья, являющиеся и там все еще бездомными и пасынками для Турции, рано или поздно вернутся на Родину. Несмотря на то, что в Абхазии много свободных земель и несколько тысяч поселенцев могут еще найти убежище в Абхазии, абхазы придерживаются консервативных взглядов на землю. Этому способствовали ориентация на союз с горцами и брошенный им лозунг "Абхазия для абхазов". А в Абхазии кроме абхазов проживают до пятидесяти тысяч крестьян разных национальностей, пришедших сюда, и десять-пятнадцать тысяч иностранных подданных. Все они работники земли. Под воздействием политики старого правительства отношения с ними были сильно обострены. Больше всего на самих абхазцев с подозрением смотрели грузинские крестьяне, составлявшие большинство среди арендаторов - поселенцев. И вот, когда встал вопрос о справедливом разрешении земельного вопроса для всех, несознательная масса абхазов смотрела на это с сильным подозрением. Однако годичная работа всех социалистических партий - абхазов, грузин, армян, греков - в Сухумском округе не пропала даром. Мы смогли сплотить крестьян всех национальностей, в том числе абхазов. Абхазы "уступили" в земельном вопросе и земля была признана собственностью живущих в Сухумском округе крестьян, являющихся подданными нашего государства. Что касается армян и греков, подданных Турции, крестьянский съезд, до решения вопроса высшим законодательным органом - Сеймом3, временно наделил их всеми теми правами, что имели другие крестьяне. Таким образом, договорившиеся крестьяне вернулись по домам и новый совет также приступил к работе. Однако не прошло и несколько дней, как реакционеры во главе большевиков начали работу против решений съезда и Совета4. Они выдвинули свои коммунистические лозунги и крестьянам каждой национальности дали разные обещания. Абхазам сказали: для вас теряется Абхазия, так как землю получают все арендаторы независимо от национальности; где же должны поселиться будущие махаджиры (изгнанные абхазы), если до их возвращения мегрелы и армяне поделят землю. Меньшевики и грузины продают вас и т.д. Много поработал в этом плане известный реакционер и ученик Алферова-Голубцова5 священник Агрба, который сегодня - большевик, является членом и "деятелем" ихнего штаба "коммунистической партии".
Мегрелам обещали противоположное: пока абхазы не будут лишены силы, до тех пор решение земельного вопроса в пользу народа останется на бумаге; необходимы ваша гегемония, создание большевистского правительства, помощь России, и тогда будете, мол, победителями. После такой же аргументации армянам, независимо от их подданства, обещали тотчас землю...
Вот, подобными лозунгами повели за собой крестьян из трех "участков" - от Гагры до Кодоры. В г.Сухуми много земли, которая находится в руках арендаторов; их также перевели на свою сторону, пообещав им передать в собственность городские земли в пределах города. Ко всем вышеперечисленным лозунгам добавили город. Обещали и его передать крестьянам в собственность; сказали: поскольку там Совет рабочих депутатов контрреволюционен, вы, крестьяне, должны заведовать, контролировать и руководить им (городом - сост.). Таким путем была собрана сила, "победившая" нас.
Нашей обязанностью было не пускать в город вооруженный обманутый народ, но сил для этого не было. Имея 70-80 человек против 1500, ничего не смогли сделать и поэтому ночью 26 марта (1918 г. - сост.) вооруженные крестьяне окружили город и открыли стрельбу. Приняли все меры, чтобы не пролилась кровь. Мы имели полное моральное право нападавших не пускать в город силой, т.к. ни городская управа, ни Совет рабочих депутатов, ни жители не сочувствовали им в Сухуми. Но поскольку не было сил, ничего больше не оставалось нам делать. Лично я считаю большой победой то, что, работая ночью, сумели предотвратить истребление совершенно невинных граждан... Так они вошли в город, объявили городскую милицию распущенной, в первые дни запретили городу сбор налогов (теперь разрешено, так как назначили двух комиссаров в городскую управу), свободу слова, собраний и другие подобные "буржуазные предрассудки" отменили. Сначала арестовали двух честнейших общественных деятелей тов. Шервашидзе и Зухбая, затем председателя совета рабочих депутатов тов. С.Рамишвили, э затем еще председателя совета'...
1. Большевистские мятежники захватили г.Сухуми 8 апреля 1918 г. Власть взял т.н. революционный комитет во главе Е.Эшба (см. док. 223, прим.1).
2. См. док. №№175, 177 и др
3. Имеется в виду Закавказский сейм
4. Имеется в виду АНС.
5. Представители русских клерикальных кругов в Абхазии; они выступали против независимой Грузии и ее автокефальной церкви. МВД Грузии 11 сентября 1918 г сообщало в Министерство по делам Абхазии, что "высылка протоиерея Голубцова и Добрынина отменена, что же касается Алферова, то последнему воспрещено жительство в пределах Грузинской республики, как лицу, занимавшемуся, по имеющимся в министерстве сведениям, контрреволюционной пропагандой и агитацией, направленной к возбуждению национальной розни между отдельными проживающими на территории Сухумского округа народностями" (ЦГАА, ф.И-39,оп.1,д.8,л.51). См еще док. №245; прим.2.
|