• Масуди1 об абхазах (грузинах) и о речном сообщении между Черным и Каспийским морями


  • Не позже 956 г.

    Масуди. Золотые луга. Арабский текст и французский перевод С.Барбье де Мейнара и Паве де Куртея, т.11. Париж, МДССС1-Х111, с.1-3, 24, 42-43, 58-59, 65, 67-68, 75.


    Кабк (Кавказ - сост.) - это большая горная цепь, содержащая в себе на своем громадном протяжении множество царств и племен. В общем, там не менее 72 народностей, каждая из которых имеет своего правителя и говорит на своем собственном языке (см. док. №57, прим. 3 - сост.)...

    У берегов этого моря (т.е. Черного моря - сост.) находится город Трабзон, где ежегодно бывают несколько ярмарок, которые посещают множество мусульманских, румских, армянских и других купцов, не считая приезжающих сюда из страны Кешк (Черкесия - сост.)3...

    Нитас (Черное море - сост.) замерзает и гузы,4 не боясь его глубины, переходят верхом по более густому льду, выдерживающему тяжесть; и таким образом проникают в землю хазар. Много раз они разбивали пост, которому было поручено давать отпор; даже сам царь хазар был вынужден пойти против них, чтобы помешать им при переходе по льду и защитить свое царство от их набегов. Летом тюрки (т.е. гузы - сост.) не в силах преодолеть это препятствие. Русские корабли, пристав к посту, охранявшему вход в канал, послали гонца, чтобы попросить царя (хазар - сост.) разрешение пересечь их царство по реке и войти в большую реку хазар (р. Волга - сост.), откуда они смогли бы спуститься к одноименному морю (т.е. Каспийское море - сост.), омывающему берега Джорджан (Картли - сост.), Табаристан и других перечисленных нами варварских стран. Они пообещали, что по возвращении отдадут царю половину всей добычи, захваченной у жителей этих краев. После получения согласия князь вошел в канал, отсюда проник в приток реки и поднялся до самой реки Хазар. Здесь же (русские) спустились по течению, проехали город Амол и, наконец, прибыли туда, где и вошли в море Хазар...5

    Мы рассказали эту историю для того, чтобы опровергнуть мнение тех, которые уверяют, что Хазарское море соединяется с морем Маиотис (Азовское море - сост.), а через последнее с морем Нитас и Константинопольским каналом...

    Между царством Алан и Кавказом есть одна крепость и мост, лежащий над значительной рекой. Крепость называется "Аланской крепостью", она была в свое время построена одним из древних правителей Персии, Исфандиаром, сыном Гухтаспа. Там была поставлена стража, обязанная преграждать аланам путь (в Грузию - сост.) из Кавказских гор6...

    Возле этих последних (Хазар и Алан - сост.) и по западному направлению (на Северном Кавказе - сост.) живут четыре тюркских племени, связывающие свое происхождение с единственным и общим источником (Иналом - предком апсуа-черкесов - сост.); одни ведут кочевой образ жизни, другие -оседлый. Они могущественны и красивы, имеют своих правителей и земли, протяженностью нескольких дней ходьбы. Одна часть земель достигает даже до моря Нитас. Они кочуют до румских земель и до соседних провинций Испании, и ни один народ из этих стран не в силах оказывать им сопротивление. Они живут в мире с царем хазар, территория которого граничит с их землей, и с царем алан. Первый из этих племен называется иаджни, а следующий беджгард, соседи которых беджнаки (печенеги) наиболее красивый из всех и граничащий с четвертым племенем Неукердех. Цари этих племен ведут кочевой образ жизни.7

    Возле страны алан живут абхазы,8 которые исповедуют христианство и в наше время подчиняются одному царю. Их территория достигает до Кавказа; но они не могут бороться против алан. После абхазов находится княжество Джурия, та же самая Аджария, заселенная большим христианским народом хазрань.9 Князь, который ныне им правит, именуется Табуи10 и живет в месте, называемом "мечетью Александра Великого." Абхазы и хазрани платят дань правителю Тифлиса, после того, как этот город был захвачен мусульманами, утвердившимися здесь в царствование халифа Мутавакиля"...

    Возле царства хазранов находится княжество Самсаха (Самцхе - сост.)... По соседству Самсаха, между Тифлисом и Аланской крепостью, о которой мы уже говорили, находится царство санареев (цанаров - сост.)12... Возле царства санаров встречают шехинов, христианский народ, среди которого живет много мусульман, занятых торговлей и различными промыслами. Царь шехинов в эпоху, когда мы сочиняем это произведение,называется Адарнерсех, сын Хамама13...

    Река Кура берет свое начало в стране хазранов, в царстве Грузии, и пересекая территорию абхазов (т.е. Западной Грузии - сост.), достигает до приграничного города Тифлиса, разделяя г его на две части, она пересекает затем княжество Сиавардинов, которые суть армяне... Достигнув Санарея, сливается с Араксом... Обе эти реки, соединившись друг с другом, впадают в Хазарское (Каспийское - сост.) море (см. док. №29 - сост.)

    Комментарий:

    1. Масуди (умер в 956 г.); родился в конце IX в. в Северной Аравии; арабский путешественник, географ; его труд переведен и опубликован Н.А.Карауловым в СМОМПК, 1908, М38.

    2. Дата смерти автора.

    3. Кешки или кашаги (обе формы встречаются у Масуди) -предки черкесов. Как пишет Масуди, их название происходит от персидского слова "кеш", т.е. "гордость", "похвала" (Масуди. Указ.соч., с.47). См.еще док. №1, прим.2; док. №3, прим.5.

    4. Гузы - тюркское языческое племя (Масуди); некоторые авторы считают их уйгурами (СМОМПК, 1908, №38, с.63).

    5. Далее сообщается, что русские разорили Табаристан, г.Абескур, "находящийся на стороне Джорджан", Азербайджан, увели в рабство женщин и детей, учинили грабежи и пожары; говорится, что объединились против русских соседние мусульмане и "многие христианские жители города Амола", которые убили до 30 тыс. русских воинов. По мнению Масуди, это произошло в 912 г. (Масуди. Указ.соч., с.23-24). См.док. №176, прим.2,3.

    6. Автор, видимо, имеет в виду путь через Дарьяльское ущелье.

    7. Указанные племена жили по правой стороне р.Кубани.

    8. То есть грузины - жители западногрузинского царства ("Абхазское царство"), в пределы которого входила к этому времени часть Картли (Восточной Грузии), граничащая с аланами;

    арабские авторы употребляют "Абхазию" ("абхаз") как синоним "Грузии" ("грузина") -док. №№48, 50, 53, 57, 61, 65 и др. Н.Караулов, издавший сочинение Масуди, в комментариях отмечает, что данное место нельзя смешивать с царством абхаз-шаха на берегу Каспийского моря (СМОМПК, 1908, №38, с.74). Заметим, что здесь название "абхаз" не имеет никакого отношения с апсуа (современным абхазом). См.док. №53, прим.4.

    9. Лазы (см.док. №91, прим.8). Н.Караулов считает, чтоДжурия - это Гурия, а хазран-грузины (СМОМПК, 1908, М38, с.74).

    10. По мнению Н.А.Караулова, Таб'и означает "тавади", "князь" КСМОМПК, 1908, №38.С.74).

    11. Масуди имеет в виду взятие Тбилиси арабами в 853-854 годах - во время халифа-аббасида Мутавакиля (846-861 гг.). См. еще док. №29.

    12. Масуди считает, что все эти народы - арабского происхождения (влияние Геродота - док. №5); что быт жителей Магреба (Северной Африки) "во всех отношениях похож на быт их братьев из Кавказа"( Масуди. Указ.Соч., с.67).

    13. Видимо, имеется в виду царь Герети (охватывал крайне восточную часть современной Грузии и часть нынешнего Азербайджана) Адарнасе Патрик (приблизительно 915-944 гг.), ^сын основателя царства - Хамама (царство Герети существовало с 'конца IX в. до XI в.).
    .: Лента Новостей
    :. Реклама
    Rambler's Top100
    © Наша Абхазия