• Агафий Схоластик(1) о лазах, апсилах и мисимян


  • Не позже 582 года (2)

    Георгика, т.З. Тб., 1936, с.27, 50-51, 86-87.


    В том, что в древности лазы назывались колхами и как раз являются ими, никто не будет сомневаться, если он ознакомится с населением Фазиса, Кавказа и стран, находящихся вокруг них. Говорят, что колхи переселены из Египта (док. №5 - сост.).

    Лазы сильное и храброе племя. Они властвуют и над другими -сильными племенами, гордятся старым именем колхов и, быть может, не без основания, чрезмерно себя возвеличивают. Среди племен, подчиненных чужой стране, я не видел другого столь знаменитого и могущественного как избытком своего богатства, так и множеством подданных, как обширностью территорий и изобилием урожая, так и красотой нравов и проворством... Они уже и не варвары, и не варварский образ жизни ведут, а благодаря союзу с римлянами, придали своей жизни государственно-законный вид...

    Сотерих прибыл в так называемую страну мисимян, которые, подобно апсилам, являются подданными царя колхов, но разговаривают на ином языке и живут по другим законам.3 Они проживают более к северу и немного восточное от племени апсилов. И вот, когда Сотерих прибыл в их страну, они почему-то подумали, что Сотерих, как будто хотел одну из их крепостей, воздвигнутую на границах Лазики и называемую Бухолоном", передать аланам, с тем, чтобы послы живущих на той стороне (Кавказа - сост.) племен могли бы там собираться и получать плату. Для привозящего деньги больше не было бы необходимости огибать предгорья Кавказа и самому идти к ним.

    Комментарий:

    1. Византийский историк, юрист (адвокат - по-греч. схоластик), поэт (536-582 гг.).

    2. Год смерти автора.

    3. Мисимяне - сванское племя (С.Каухчишвили - Георгика, т,3, с. 174; Т.Мибчуани. Из истории этногенеза, с. 128-143 и др.); по мнению П.Ингороква, смешанное свано-мегрельское племя (Георгий Мерчуле, с.144-145); З.Анчабадзе полагал, что независимо от того, к какому племени принадлежали мисимяне, в конечном итоге они должны были ассимилироваться с абхазами (З.Анчабадзе. Очерки этнической истории абхазского народа. Сухуми, 1976, с.45);Ш.Инал-Ипа относит их к абхазскому (апсуй-скому) племени (Ш.Инал-Ипа. Вопросы, с.227-234).

    Джордж Хиуйт не соглашается с переводом С.Каухчишвили; ссылается на статью Ю.Воронова в газ."Абхазия" (1991,16 июля), критикующего со своей стороны М.Лорткипанидзе, которая в брошюре "Абхазия и абхазы" (Тб.,1990) отнесла мисимян к числу грузинских племен (журн. Грузиноведение и кавказоведение. Париж, 1990-1991, NN6-7, с.259-'269,на франц.яз. Статья Дж.Хиуйта на англ.яз.). Объявление мисимян грузинским племенем, писал Ю.Воронов, является издевательством "над памятью Агафия"( газ.Абхазия, 16 июля 1991т.). На это М.Лорткипанидзе ответила, что хотя Агафий подчеркивает близость апсилов и мисимян, все же указывает, что их языки и нравы отличаются друг от друга (Свободная Грузия, 1991, 9 августа). Дж.Хиуйт, воздерживаясь от собственного перевода, пишет: "интерпретация ясна: мисимяне хотя и являются подданными колхов, отличаются от них по языку и нравам". Перевод С.Каухчишвили не вызывает сомнений у специалистов. О его точности говорит и совпадение перевода С.Каухчишвили с более поздним русским переводом (Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. Пер.статьи и примечания Левченко М. В. М., 1953, с.87).

    4. На границе Лазики с Аланией. С греческого языка переводится как "пастух". - Георгика, т.З, с.86-87 (Аноним V в. упоминает "Брухонт" -док. N20). См.док. N25, прим.6.
    
    .: Лента Новостей
    :. Реклама
  • Rambler's Top100
    © Наша Абхазия