После 554 г. (2)
Прокопий из Кесарии. Война с готами, перевод с греческого С.П. Кондратьева, вступительная статья З.В.Удальцовой, Москва, 1950, с.375-378, 380-384, 397-403.
VIII, 1. В моих прежних книгах изложено уже все то, что произошло до четвертого года того пятилетнего перемирия, которое было заключено между римлянами и персами.3 В следующем затем году большое полчище персидского войска вторглось в землю Колхиды... Когда это войско прибыло в область Лазики, которая называется Мохересис,4 оно остановилось, став лагерем на удобном месте. Протекает там также река Гиппис, небольшая и несудоходная... Тзаны, находясь очень далеко от берега моря, живут рядом с армянами в середине материка... Что же касается лазов, то невозможно, чтобы они не были колхами, так как они живут по берегу реки Фазиса: как это бывает и у многих других племен, они только имя колхов переменили на имя лазов. Но помимо этого, многие века, которые протекли со времени тех, кто раньше писал об этих вопросах, внеся новое в положение дел, могли изменить то, что было прежде в силу ли переселения племен, в силу ли следовавшей одна за другой перемены властей и названий; поэтому я счел крайне важным, все это точно расследовать и изложить...
VIII, 2. Этот Понт (Черное море - сост.) начинается от Византии и Калхедона (Халкедона) и кончается в земле колхов... Направо от этих мест (Трапезунта - сост.) высятся горы страны тзанов, по другую сторону которых живут армяне, подданные римлян. Из этих гор тзанов вытекает река, называемая Боас (на груз.яз. "крик" - сост.), которая, протекая по густым и обширным зарослям и по холмистой (лесистой) местности, проходит очень близко от страны лазов и впадает в Эвксинский Понт, но уже не носит имени Боаса (зд. р.Чорохи - сост.). Дело в том, что когда он подходит к морю, он теряет свое имя, приобретая в этих местах другое название, которое он получает в силу следующих физических свойств. Местные жители в остальном его течении называют его "Акампсис" ("Несклоняющимся") по той причине, что там, где он смешивает свои воды с водами моря, он не меняет своего течения: со столь огромной силой и быстротой он впадает в море, вызывая сильное волнение и бурное течение; вливаясь очень далеко в море, он делает недоступным плавание в этих местах... (автор называет Боасом и реки Фазис, Квирилу - букв. "Кричащая" - сост.). Старинный город Апсарус... отстоит от Ризея приблизительно на три дня пути. В древности он назывался Апсиртом, получив название, одинаковое с именем человека, которого тут постигла кончина...5
От города Апсарунта до города Петры6 и [южных] границ лазов, где кончается Эвксинский Понт, пути один день. Упираясь в эти места, Понт образует береговую линию в виде полумесяца. Длина пути при переезде по этому заливу - полумесяцу составляет приблизительно 550 стадий, а все, что лежит за этой береговой линией, является уже страной лазов и носит название Лазики. За этими местами внутри страны лежат области Скимния и Суания.7 Живущие здесь племена являются подчиненными лазам. Они управляются начальниками из числа местных жителей; и когда для того или другого из начальников наступает роковой час его жизни - его смертный час, то по обычаю, раз навсегда установленному, царь лазов ставит над ними другого, взамен умершего... Через эти горы (Кавказа - сост.), уходящие высоко в небо, течет река Фазис, начинаясь с гор Кавказа и впадая в середину этого "полумесячного" залива Понта. Некоторые считают, что в этом месте р.Фазис служит границей двух материков. Места, которые идут налево, если смотреть вниз по течению, являются Азией, а направо лежащие называются Европой. В той части, которая принадлежит Европе, находятся все населенные места лазов, на другой же стороне лазы не имеют ни городов, ни укреплений, ни заслуживающего какого-либо внимания поселка, если не считать, что раньше римляне выстроили здесь крепость Петру... Фазис.. впадает в конечную часть Эвксинского Понта, на краях залива - полумесяца; на одной его стороне, принадлежащей Азии, находился город Петра, а на противоположной стороне берега, принадлежащего уже Европе, находится область апсилов: они подданные лазов и с давних уже времен христиане, как и все остальные племена, о которых я упоминал в этом рассказе.
VIII,3. За апсилиями и за вторым краем этого "полумесячного" залива по берегу живут абасги, границы которых простираются
до гор Кавказского хребта. Эти абасги издревле были подданными лазов, начальниками же искони веков они имели двух из своих соплеменников; из них один властвовал над западной частью их страны, другой занимал восточную.3 Эти варвары еще в мое время почитали рощи и деревья. По своей варварской простоте они полагали, что деревья являются богами...9
Оба эти царя [абасгов] замеченных ими красивых и лицом и фигурой мальчиков без малейшего угрызнения совести отнимали у родителей и, делая евнухами, продавали в римские земли тем, кто хотел купить их за большие деньги. Поэтому-то большинство евнухов у римлян и главным образом в царском дворце были родом абасги. При ныне царствующем императоре Юстиниане все отношения у абасгов облеклись в'более мягкие формы. Они приняли христианскую веру,10 и император Юстиниан, послав к ним одного из императорских евнухов родом абасга Евфрата именем, решительно запретил их царям на будущее время лишать кого-нибудь из этого племени признаков мужского пола, железом насилуя природу. С удовольствием абасги услыхали этот приказ императора.11
VI II.4. За пределами абасгов до Кавказского хребта живут брухи, находясь между абасгов и аланов. По берегу же Понта Эвксинского утвердились зехи (док.№8, прим.4; №30, прим. 3, и др. - сост.). В древности этим зехам римский император назначил царя; теперь же эти варвары ни в чем уже не повинуются римлянам. За ними живут сагины; приморской же частью их страны издревле владели римляне. Для их устрашения они выстроили два приморских укрепления, Севастополь и Питиунт (Сухуми и Пицунда - сост.), находящиеся друг от друга на расстоянии двух дней пути, и с самого начала держали здесь военный гарнизон. В прежнее время, как я сказал (II, 16), легионы римских войск занимали все местечки по побережью от Трапезунда до страны сагинов, теперь же у них оставались только эти два укрепления, в которых еще в мое время стояли гарнизоны.
VIII.8. Так вот Хориан вместе с персидским войском стал лагерем около реки Гипписа. Когда об этом узнал царь колхов Губаз и начальник римского войска Дагисфей, то, посоветовавшись, они совместно повели против врагов войско римлян и лазов... Губаз повел войско лазов и выстроил их... В авангарде шли Губаз, царь лазов, и римский полководец Дагисфей... В этом сражении суждено было погибнуть начальнику персов Хориану... Исход сражения был предрешен и победа склонилась на сторону римлян... Набед, вторгнувшись в Лазику с войском, не сделал ничего достойного упоминания, но, находясь со своим войском в области абасгов, отпавших от римлян и лазов, взял себе от них в качестве заложников шестьдесят мальчиков из числа самых знатных. В числе того, что было сделано им мимоходом, надо отметить следующее: встретив в Апсилиях Феодору, жену Опсита (который был дядей Губаза и царем лазов), он взял ее в плен и увел в пределы персов. Эта женщина была родом римлянка... И Губаз во всяком случае был родом от такой римской женщины. Почему абасги решились на отпадения, я сейчас расскажу... Один из царьков абасгов, по имени Скепарна, находился у персов. Недавно вызванный Хозроем, он отправился к нему. Другой же, узнав о походе римлян, собрал всех абасгов и со всем рвением стал готовиться к войне с ними.
За пределами апсилов, при входе в пределы абасгов, есть место следующего рода, высокая гора, начинающаяся от Кавказского хребта и все понижающаяся, заканчиваясь как бы лестницей, тянется вплоть до самого Евксинского Понта. У подножья этой горы еще в древности абасги выстроили очень сильное укрепление, по величине наиболее значительное. Здесь им всегда удавалось отражать нападение врагов, которые ни в коем случае не могут преодолеть неприступность этого места. Есть один только проход, ведущий в это укрепление и в остальную страну абасгов, по которому нельзя идти людям даже по двое в ряд... Это место и носит название, достойное этого отвесного обрыва: люди, говорящие здесь по-гречески, называют его "Трахеей"12 - суровокремнистым (см. док. №186, прим. 2 - сост.). И вот римское войско пристало к берегу между пределами абасгов и апсилиев; высадив воинов на сушу, [римские военачальники] Иоанн и Улигам двинулись пешим строем... Когда же они подошли очень близко к Трахее, увидели над собой вооруженных и в боевом порядке абасгов, стоящих над этой тропой... Подняв знамена, они (римляне - сост.) пошли на врагов. Абасги... обратились в бегство... [и], с радостью почувствовав себя внутри своих стен, оказались взятыми в плен вместе со своим укреплением... Правитель абасгов Опсит с небольшим отрядом сумел бежать и удалиться к жившим поблизости гуннам, в пределы Кавказского хребта.
VIII. 10. Апсилии издревле были подданными лазов. В этой стране есть крепость в высшей степени укрепленная; местные жители называют ее Тзибилой. Один из знатных людей у лазов, по имени Тердет, который носил у этого народа название т.н. "магистра", поссорившись с царем лазов Губазом и став его врагом, тайно вошел в соглашение с персами, что передаст им укрепления... Подошедшее персидское войско Тердет принял в укреплении. Вследствие этого мидяне стали думать о захвате под свою власть не только Лазики, но и Апсилии. Ни римляне, ни лазы, занятые войной вокруг Петра и теснимые войском мидян, не могли послать помощи апсилийцам. У начальника этой крепости была жена, родом из Апсилии... Вследствие этого апсилии отпали от колхов, упрекая их в том, что они не захотели оказать им помощи... Но Губаз послал к ним тысячу римлян под начальством Иоанна, сына Фомы... Многими дружескими речами и обещаниями ему удалось привлечь их на свою сторону без всякого сражения и вновь сделать подданными лазов. Вот чем кончилось дело у апсилиев по поводу крепости Тзибилы13 (Ципели - сост.)14...
1. Известный юрист и ритор, высший сановник и историк (ок. 500-565 гг.) эпохи Юстиниана I (527-565 гг.).
2. Датируется по содержанию.
3. Речь идет о перемирии, заключенном в 550 году между Юстинианом I и царем сасанидского Ирана Хосро I Ануширваном (531-579 гг.).
4. Мохорезис - точная локализация неизвестна; см.док. №19, прим.9.
5. Апсирт - имя брата Медеи. Возможно, оно происходит от мегрельского "епсируа", "епсирили" (уничтожение, убитый).
6. Современное село Цихисдзири (в Аджарии). С.Каухчишвили считает, что лазский город Петра - современный г.Батуми (Георгика, т.2, изд.П, с. 105).
7. Скимния (Скюмия - Лечхуми) - одно из сванских объединений (Очерки истории Грузии, т.1, Тб.,1989, с.342). Как и Суания (Сванети), она находилась внутри Лазики. А это значит, что северная грэница последней проходила значительно выше Сухуми.
8. Публикуемые документы доказывают, что абазги - те же грузины (см. Историографию). Д.Летодиани считает, что абазги -апсуйское племя, которое обитало в горах, но примерно в V веке н.э. утвердилось на берегу Черного моря. По его мнению, переселение абазгов из Северного Кавказа в район современной Абхазии являлось чрезвычайным политическим мероприятием византийских властей, уже не доверявших Эгриси, с целью обеспечения безопасности пределов империи, защиты их от нашествия северных кочевых племен (заметим, что ни один автор, в том числе Пр.из Кесарии, не говорит о таком переселении). На наш взгляд, представляет интерес утверждение Д.Летодиани отом, что Абазгия состояла из двух племенных объединений - собственно абазгов и санигов (относя последних к грузинам); в связи с этим и говорит Пр. из Кесарии о двух начальниках, властвовавших над западной и восточной частях Абазгии, - считает Д.Летодиани (см.его. Политические отношения Абхазети..., с.28-53).
9. Видимо, по этой причине многие названия местностей в Абхазии объясняются грузинскими названиями деревьев (Бичвинта, Гагра, Цхуми, Ткварчели, Ачадара, Анакопи//Анакапи идр,).
10. Сведения о крещении абазгов, о чем пишет кроме Пр.Кесарийского и Евагрий Схоластик (указывающий, что Юстиниан построил для абазгов храм на имя Богородицы -Георгика, т.З. Тб., 1936, с.297), Д.Летодиани использует для уточнения локализации абазгов. Если к VI веку, спрашивает он, абазги жили в секторе Гумиста - Бзыбь - или Абаскос (Псоу или Мдзимта), тогда почему потребовалось крещение для племени, владевшим Бичвинтой - важнейшим христианским центром с IV века? Д.Летодиани довольно убедительно доказывает, что абазги жили северо-западнее Пицунды, а храм на имя Богородицы, построенный Юстинианом, отождествляет с базиликой VI века в Старых Гаграх (Д.Летодиани. Политические отношения..., с.27,95).
11. Эти сведения содержатся в "Церковной истории" греческого историка VI в. Евагрия Схоластика (Георгика, т.З, с.297).
12. Некоторые ученые (док. №186, прим.2) локализуют в Анакопии; более убедительным представляется его локализация в Гаграх (Д.Летодиани. Политические отношения..., с.71-74).
13. Название крепости Апсилии объясняется только на грузинском языке:Тзибели//Ципели ("Бук").
14. Сведения Пр. из Кесарии о Грузии опубликованы еще в "Георгике"(т.2, изд.П, Тб., 1965, с.43-234) на языке оригинала с грузинским переводом и комментариями С.Каухчишвили. Автор отмечает, что римляне надежно охраняли границы Лазики с тем, чтобы "граничащую с ней гору Кавказа не преодолели враждебно настроенные гунны и через Лазику не вторглись в земли римлян"(Георгика, т.2, изд.II, с.72-73). В другом месте Пр. из Кесарии пишет, что села и города Лазики находятся по правой стороне р.Риони, среди них "Археополис (Нокалакеви в Сенакском р-не - сост.), сильно укрепленный, здесь находятся и Севастополь и Питиунтская крепость, а Сканда и Сарапани - у границ Иберии, Самыми замечательными городами все же являются Родополис (Вардцихе - сост.) и Мохориси... Лазика везде, как по этой, так и по той стороне Фазиса - непроходима. С обеих сторон страны -огромные скалы, создающие теснины на большие расстояния. Такие пути римляне называли "клисурами"... (Георгика, т.2, изд.11, с.101-102). Все эти сведения однозначно доказывают, что территория современной Абхазии являлась частью западно-грузинского государства - Лазики (см.док. №22, прим.8). "Клисура"//Келасури - часть города Сухуми.
|