• Клавдий Птолемей(1) о населенных пунктах и племенах Западного Кавказа


  • Не позже 168 г. (2)

    В.В. Латышев Известия древних писателей о Скифии и Кавказе, ч.1, в - Вестнике древней истории, 2 24. М., - Л., 1948, с. 243-251.


    V, VIII. Положение Азиатской Сарматии. Азии Карта II

    1. Азиатская Сарматия3 ограничивается с Севера неизвестной землей, с запада - Европейской Сарматией до истоков реки Танайса (Дон - сост.) и самой рекой Танайсом до впадения ее в Меотийское озеро (Азовское море - сост.)...

    7. С юга Азиатская Сарматия [ограничивается] частью Эвксинского Понта, отсюда до реки Корака (Бзыбь - сост.)* и пограничной чертой Колхиды, Иберии и Албании, отсюда до Гиркамского или Каспийского моря.

    14. Сарматию прорезывают еще другие горы, называемые Гиппийскими и Керавнскими5, и гора Корак (северокавказское предгорье, севернее р.Бзыбь - сост.), которой оканчиваются горы, идущие через Колхиду и Иберию и называемые Кавказскими6, а также отрог их, который идет к Гирканскому морю7 и называется также Кавказом.

    15. Крайные части Гиппийских гор имеют такое положение:

    75 °- 54 ° и 81 ° 57 ° 8

    Керавнских - 82 ° 30' - 49 ° 30 ° и 84 ° - 52 °

    Корака - 69 ° - 48 ° и 75 ° - 48 °

    Кавказа - 75 ° 47 ° и 85 ° - 48 °

    Кроме того Александрово Столбы9

    Лежит под - 80 ° - 51 ° 30'

    Сарматские ворота10 - 81 ° - 48 ° 30'

    Албанские ворота11 - 80 ° - 47 °

    25.... вдоль Каспийского моря [живут]: уды12, олонды 13, исонды14 и герры,15 под горными хребтами по обеим сторонам Киммерийского Боспора - боспораны, а вдоль Понта (т.е. Черного моря - сост.) - ахеи, керкеты, гениохи16 и сваноколхи17; за Албанией -санарей.18

    26. Города и деревни называются такие: по малому Ромбиту:

    Азараба19 - 70 ° - 50 ° 30'

    27. По реке Псатию:

    Авхида - 70 ° 40' - 49 ° 40'

    28. По реке Вардану (Кубань-сост.)

    Скопел - 68 ° - 48 °

    Суруба - 72 ° - 48 ° 20'

    Корусия - 73 ° 40' - 48 ° 30'

    Эбриапа - 75 ° 20' - 48 ° 30'

    Серека - 77 ° - 48 ° 40'

    29. По реке Бурке:

    Кукунди (близ Адлера - сост.) - 70 ° 47 ° 45'

    30. По реке Тессирию:

    Батраха - 71 ° - 47 ° 30'

    31. По реке Кораку:

    Наана20 - 73 ° 30 - 47 ° 15

    В горных хребтах: города

    Абунис - 73 ° - 48 °

    Насуния - 74 ° - 48 °

    Альмия - 75 ° - 48 °

    V, IX. Положение Колхиды. Азии Карта III

    1. Колхида21 ограничивается с севера названной частью Сарматии, с запада - частью Эвксинского Понта (Черного моря

    - сост.), находящейся между рекой Кораком и заливом, куда впадает в море Фасис, по такому описанию:

    Г. Диоскуриада - 71 ° 10 ° - 46 ° 45 °

    Устье реки Гиппа - 71 ° - 46 ° 30 °

    Устье реки Кианей - 71 ° 30 ° - 46 ° 10 °

    Сиганей - 71 ° 30 ° - 46 ° 45 °

    Неаполь - 71 ° 30 ° - 45 ° 40 °

    г. Эя - 72 ° - 45 ° 30 °

    Устье реки Хариуста - 72 ° - 45 ° 15 °

    Устье реки Фасида - 72 ° 30 ° - 45 °

    Город Фасис22 - 72 ° 30 ° - 44 ° 45 °

    4. Приморскую часть Колхиды населяют лазы, вышележащие [местности] - манралы23 и народы, живущие в стране Экректике. 24

    Комментарий:

    1. Кл,Птолемей - древнегреческий ученый, современник Римского императора Марка Аврелия (161-180 гг.), автор важных для своего времени трудов в области астрономии и географии.

    2. Дата (приблизительная) смерти автора.

    3. Сарматия - территория от р.Дунай до современного Казахстана и Западной Сибири (р.Тобол), на которой в III в. до н.э. - IV в. н.э. жили разные ираноязычные племена под общим названием сарматы.

    4. В.Латышев считает, что р.Коракс, принимаемая Птолемеем за линию границы между Сарматией и Колхидой, должна быть идентифицирована с р.Гиппом Фл.Арриана (док.М13), отождествляемой с р.Кодори (Указ.соч., с.244). В действительности, Гиппос ("лошадь" - греч.) Арриана это р.Цхенисцкали ("вода лошади" - груз.). Кроме того, г.Диоскурия (Сухуми), как признает и сам В.Латышев, всегда локализуется (в том числе Птолемеем) в пределах Колхиды; следовательно, находящаяся на юго-востоке от Диоскурии р.Кодори никак не могла быть границей между Сарматией и Колхидой. Псевдс Скилакс Кариандский под р.Коракс разумеет р.Бзыбь ((Док. №З, прим.8). См.еще док. №11 прим.6.

    5. Возвышенности, тянущиеся от северных предгорий Кавказе в восточном направлении к Волге (прим. В.Латышева. Указ.соч., с.246).

    6. По Птолемею, кавказские горы оканчиваются (илг начинаются) горой Коракс. Здесь явно имеется в виду верховье р.Бзыбь, но никак не Кодори.

    7. Каспийское море.

    8. Здесь и далее приведены географические измерения пс древнему градусовому делению мира, якобы имеющего, как полагали в те времена, плоскую форму.

    9. Видимо, речь идет о столбах Сезостриса.

    10. Дарьяльское ущелье, позже аланские ворота.

    11. В.Латышев считает, что имеется в виду проход из Дагестане в Грузию по р.Алазани.

    12-15. Сарматские племена.

    16. Колхские племена. См.док. №№З, 8,10.

    17.Сваноколхи соответствуют эгеросванам фавстоса Бузанда (История Армении фавстоса Бузанда. Перевод с древнеармянского М.А.Геворгяна... Ереван, 1953, с.15) и являются предками грузинских племен мегрелов и сванов. В.Латышев сваноколхов отождествляет с соанами (соседями колхов) Страбона - "с предками позднейших сванов", локализуемых в горах Западного Кавказа подДиоскуриадой (Указ.соч.,с,476).

    Усомнившись в компетентности Д.Гулиа, признающего сванов прибрежным племенем, Ю.Воронов находит, что упоминание свано-колхов (а не свано-колхозов, как вульгарно острит Воронов) Птолемеем - есть единственный случай, и сваны не проживали вдоль Понта (Ю.Воронов. Сваноколхи, Ашхарацунц и убиенные апостолы, - в газ."Аидгилара", июнь 1990). Начнем с того, что сваноколхов упоминает также Ф.Бузанд(\/ в., док. М18, прим.8) по форме "егеросван" (егер суть колх), что говорит о существовании этого племени не одно столетие. Во-вторых, согласно переводу К.Гана, в оригинале Птолемея более конкретно сказано, что ахеи, керкеты, гениохи и сваноколхи живут "у берегов Понта" (СМОМПК, IV, 1884, с. 168).

    Факты проживания сванов на северо-западном Причерноморье подтверждаются более древними авторами, чем Птолемей (см.док. №№З, 4 и др.), а также исследователями спустя много веков. Так, ссылаясь на более раннюю литературу, И.Акинфиев писал об "остатках сванетских построек и сванетских храмов" не только в Сванети, но и в верховьях Кубани" (см. его. Поездка в Осетию, на Ардон и в Сванетию. Екатеринослав, 1890, с.103-104). И.Шопен пишет, что Страбон сванов помещал "в соседстве Диоскурии. Птолемей говорит, - продолжает он, - что р.Кубань протекала через страну Суанов. Он называет их сван-колхами. Они долго занимали верховья р.Хопи" (см. его. Новые заметки на древнюю историю Кавказа и его обитателей. СПБ, 1866, с.212). Неизвестно, на какой источник опирается И.Шопен, когда утверждает, что "р.Кубань протекала через страну суанов". Однако публикуемый источник однозначно рисует следующую картину: 1. северо-западная граница Колхиды - р.Коракс (р.Бзыбь); 2. свано-колхи живут вдоль Понта; 3. Приморскую часть Колхиды населяют лазы; 4. На территории современной Абхазии во II веке не проживали апсуйцы.

    Р.Блаихштайнер отмечает, что сваны распространялись "далеко за пределами их сегодняшнего местожительства" (см.его. Грузия вчера и сегодня. Вена, 1950. - В газ. "Литературули Сакартвело". Тб., 1989. 14 июля). Антрополог Э.Шантр пишет, что сваны - одна из "ветвей колхской нации", ускользнули от "происходящих в отчизне" разных превратностей и "кинулись искать местожительство в недосягаемых долинах, которые занимают и сегодня" (см.его.Антропологические исследования на Кавказе. Париж - Лион, т.!У, 1887, с.69, на франц.яз.). Здесь подтверждается, что сваны вынужденно переселились из долины (Причерноморья) в горы. В грузинской историографии существует мнение, что вытеснение сванов из Причерноморья, возможно, связано с добыванием и обработкой железа, поставкой его в Малую Азию и т.д. (М.Чартолани. Памятники народной металлургии в горах Западной Грузии. Тезисы научной сессии.ТБ., 1982, с.22;. Б.Ковалевский. Страна снегов и башен. Сванетия. Ленинград, 1930, с.189).

    Среди апсуиских исследователей существуют две противоположные точки зрения относительно сваноколхов. В.Кварчия пытается доказать, что мушан//шуан происходит от этнонима Ашеуа//асуа-абазин по-абхазски (Вопросы кавказской филологии и истории. Нальчик, 1982, с.49). Один из основоположников абхазской (апсуйской) культуры, в том числе историографии, Д.Гулия, напротив, писал:"санны (саниги, суаны, нынешние сваны) родственное племя абасгов, до р.Хр, долгое время и после р.Хр. жили около Диоскурии, т.е. в Абхазии... Имя сваны (а-шоан) и абазины (ашо-уа) означало "поморяне". И действительно, оба эти народа жили на берегу моря" (Д.Гулия.Собр.соч., т.6, с.100-102).

    Подробные сведения о проживании сванов на территории современной Абхазии содержатся в книге Т.Мибчуани. Из истории этногенеза, расселения и культуры западногрузинских горцев.

    18.Цанари - племя грузинское (Н.Я.Марр. Из поездок в Сванетию Х в., т.II, вып.1. СПБ, 1913, с.32), а не вайнахское, как пишет А.Г.Мкртумян (Историко-филологический журнал. Ереван, 1976, N4, с. 172-173). Это подверждают Ашхарацунц, Ухтанес, Драсханакертцы (док. NN26, 28, 34), Ф.Арцруни, а Вардан (XIII в.) прямо пишет, что язык цанаров грузинский (Всеобщая история Вардана Великого, с прим. Н.Эмина. М., 1861, с.127).

    19. Азараба - возможно, связано с шапсуго-хакучинским названием апсуйцев (аза).

    20. В.Латышев отождествляет с деревней Наа у Кодори, что не соответствует действительности, ибо р.Корак, как уже отмечалось, это р.Бзыбь. Наана - явно грузинское слово (нана=баюкать).

    21. Согласно Птолемею, Колхида - большая страна. В его "Тетрабиблосе" Колшика (Колхида) упоминается .среди таких крупных стран, как Нумидия, Карфаген, Африка, Битиния, Фригия. (Птолемей. Тетрабиблос. Перевел и издал на англ. язык Ф.Роббинс. Лондон. МСМ1-ХХХ, с. 159, 203). Птолемей помещает Колхиду ниже Кавказского хребта (см.Видение мира по Птолемею. Париж, Национальная библиотека. Космография Птолемея, изд.Дудьма, 1482).

    22. Последние девять топонимов и гидронимов, перечисленные автором непоследовательно, находятся в секторе Сухуми-Поти: Диоскуриада (Сухуми), Гипп (Цхенисцкали), р.Фасид (Риони), г.Фасис (г.Поти), р.Хариуст (р.Хоби), Эя (здесь Нокалакеви), Кианей (скорее, Мокви), Сиганей (Ерисцкали). Об этих топонимах и гидронимах (см.док. №№10, 13 и др.).

    23. Манралы - на наш взгляд, мегрелы (маргали).

    24. Экректике - Экераци (егер) М.Хоренского. Согласно Н.Томасео, "Егерия по-армянски Екараци"...(См.История М.Хоренаци. Итальянский перевод и иллюстрации армянского монаха Мхитариста, отредактированное Н.Томасео. Валенсия, 1841, с.104, на итал. языке).
    .: Лента Новостей
    :. Реклама
    Rambler's Top100
    © Наша Абхазия