325 год.
Георгика. Сведения византийских писателей о Грузии, т.1. Текст с грузинским переводом издали и снабдили примечаниями А.Г. Гамкрелидзе и С.Г Каухчишвили. Тб, 1961, с.З.
111. Лонгинус из Неокесарии,
112. Дюмнюс д' Трапезунта,
113. Стратюфилюс д' Пфитюунта.(2)
1. Созван по приказу римского императора Константина I, чтобы объявить христианство государственной религией и упорядочить некоторые вопросы (догматические, иерархические и т.д.) церковной жизни. Список участников Собора составлен по кафедрам церковных епархий и епископатов; дошел до нас на шести языках - латинском, греческом, коптском (ныне мертвый язык христианских египтян, был в употреблении в I тысячелетии, в Х1-Х11 вв. вытеснен арабским языком), сирийском, арабском и армянском. Присутствовало 318 человек.
2. В разных списках Пицунда дается в разных транскрипциях:в греческом - Питиунт, латинском - Питиунтос, арабском - Битюиюти, коптском - Питеос, армянском - Битианос. Из грузинского названия Пицунды - Бичвинта (Бичви - "сосна" по-груз.) производятся ее греческие, латинские и коптские формы, - пишет академик С.Каухчишвили (Георгика, т.1, с.5-6).
В Никейском Соборе, наряду с представителем Пицунды, присутствовал и епископ Трапезунда, коренное население которого составляли колхи (Ксенофонт и др.). Пицунда также находилась на территории Колхиды (док.№8идр.). Следовательно, христианские кафедры обоих городов обслуживали и местное население. Именно по их инициативе спустя полвека в Пицунде был построен собор, украшенный мозаикой, на которой читается греческая надпись "Орели" - имя грузинского знатного вельможи (Т. Каухчишвили. Греческая надпись пицундской мозаики. - Вестник АН ГССР, Т.ХVI, 1955, М1, с.73-80).
|