Изначально хочу выразить свое уважение к общественной активности г-на Б.Кобахия, связанной, в том числе, и с его глубокими переживаниями за судьбы потомков абхазских мохаджиров в Сирии, и их возможной репатриации в Абхазию.
Вместе с тем, хотелось бы высказать соображения по поводу выдвинутых в его статье предложений грузинскому обществу с целью нормализации отношений между абхазским и грузинскими народами.
При этом, мы руководствуемся исключительно принципом, что правда не должна быть половинчатой.
Нельзя не согласиться с первым пунктом предложений г-на Б.Кобахия «Признать развязывание войны против Абхазии преступлением против народов Грузии и Абхазии».
Я и ранее не раз писал как в электронной, так и в печатной прессе, что ввод войск по решению Госсовета Грузии на территорию Абхазии 14 августа 1992 года было преступлением, в первую очередь, против грузинского и абхазского народов.
Никакие аргументации, связанные с введением на территорию Абхазии военных подразделений грузинской армии с целью контроля железнодорожных (Веселое – Сухуми) и автомобильных магистралей, подвергавшихся грабежу, на фоне напряженных отношений в Тбилиси, трижды «экзекуции» Менгрелии и накала страстей в самой Абхазии, не могут служить оправданием для тогдашнего тбилисского руководства.
Вместе с тем нынешнее молодое абхазское поколение должно знать, что мы, уроженцы Абхазии, хорошо помним в тот период высказывания некоторых тогдашних абхазских лидеров, адресованные грузинской стороне по ту сторону р.Ингури: «мы заставим Вас стрелять в абхазов».
В этой крайне накаленной атмосфере принятие решения о вводе вооруженных сил, которые в то время представляли собой в основном «братства» и с огромной натяжкой «подчинялись» единому руководству, было политическим преступлением и безумием тогдашних тбилисских «государственных мужей».
В свою же очередь, ведущий научный сотрудник центра по изучению межнациональных отношений института этнологии и антропологии Российской Академии наук С.Червонная в своей нашумевшей книге «Абхазия-1992: Посткоммунистическая вандея» отмечала о той многолетней работе, которая планомерно велась Москвой не с целью сближения абхазского и грузинского народов.
В массовом сознании абхазского общества упорно создавался образ врага: в лице такого «врага», естественно, выступал грузин (любой грузин, включая ближайшего соседа по дому ). На него возлагалась вина за все беды абхазского народа, за снижение уровня жизни, за нарушение привычного ритма курортных сезонов, за нехватку самых необходимых вещей: - он, мол, всё разграбил, всё прибрал к своим рукам, он пьёт кровь Абхазии, перекачивает в Тбилиси все доходы и богатства абхазского народа; иначе, как в виде грабителя, бандита, убийцы, жестокого садиста, среднестатистический грузин в Абхазии, в средствах массовой информации не представал, и это одинаково касалось и исторических персонажей, действовавших в XIX веке или в 1918 – 1921 годах.
Информационная война, проводимая на научном уровне Москвой против абсолютно несведущей в этом деле Тбилиси, в течении последних нескольких десятилетий до военных событий 1992 года в Абхазии, естественно, принесла свои «плоды» и к великому сожалению уже почти каждый грузин, в том числе и уроженец Абхазии, воспринимался подавляющим большинством абхазов как враг. Поэтому, эта война для абхазов воспринималась как Отечественная. В это время некоторые абхазские лидеры прямо по телевидению обращались к абхазскому народу с призывом встать на защиту Родины, взяв оружие, которое загодя было припасено и хранилось в специальных тайниках.
Параллельно, к этому времени в «загажнике» российских спецслужб имелась т.н. Конфедерация горских народов Кавказа, созданная исключительно против Грузии. В Краснодарском крае, на Северном Кавказе и в других регионах России российскими военными инструкторами были уже подготовлены военные формирования конфедерации горских народов, состоящие, в основном из наёмников, казаков, адыгейцев, черкесов, кабардинцев, чеченцев и др. В Абхазию массивно прямо через грузино-российскую границу по реке Псоу любыми транспортными средствами завозили граждан России для войны против грузин. Поэтому эта война стала и для грузин Отечественной войной между Россией и Грузией.
В результате этой трагедии на своей Родине в Отечественной войне столкнулись друг с другом два действительно близких по менталитету народа. Последствия войны оказались трагичными, в первую очередь, для абхазов и грузин: десятки тысяч убитых и раненых; сотни тысяч оставшихся без крова и разбросанных по всему миру.
Поэтому, по-моему, грузины могут поддержать и последующие два предложения г-на Б.Кобахия: 1) возбудить уголовные дела против тех, кто принимал решение о ее начале на заседании Государственного Совета Грузии в августе 1992 года; 2) провести открытые судебные слушания по этому вопросу и принять судебное решение.
Память о десятках тысяч погибших, в том числе, и невинно убитых православных свяшенослужителей и мирных граждан, требует от нас юридического и морального наказания всех виновных в этой трагедии вне зависимости от их национальности.
Что же касается последних трех пунктов предложений г-на Б.Кобахия, которые и ранее не раз звучали из уст абхазских политиков, с частности: признать независимость Республики Абхазия; установить с Абхазией дипломатические отношения, принятые во всем мире; заключить межгосударственный договор о дружбе и сотрудничестве - то это не только невозможно, но и несправедливо.
Сегодня в грузинской политике как в проправительственной так и в оппозиционных партиях, в неправительственных организациях, за редким исключением, по вопросам Абхазии свои мнения выссказывают политики, эксперты, которые мягко говоря не очень компетентны в этих вопросах. К сожаленью, очень мало уроженцев Абхазии представлены в законодательном и исполнительном федеральных органах власти Грузии, хотя этот регион дал миру одного из самых гениальных грузинов академика И.Н.Векуа.
Для формирования правильного подхода к вопросу нормализации отношений между абхазами и грузинами со стороны Тбилиси жизненно необходимо привлечение к переговорному, а также процессу народной дипломатии, компетентных в этих вопросах грузин - уроженцев Абхазии, которые жили и в дальнейшем, я на это надеюсь, будут жить в Абхазии. Ведь уже почти 20 лет в самой тяжелой ситуации как в экономическом, так и в психологическом смысле находятся именно уроженцы Абхазии грузинской национальности, которые считают своей Родиной Абхазию и не могут вернуться в родные места, поклониться могилам своих предков. Например, я не могу прийти на могилу своей бабушки-абхазки, которая вместе с другой моей бабушкой-грузинкой с детства прививали мне любовь к Абхазии.
Последние три предложения г-на Б.Кобахия, можно было бы обсуждать, с моей точки зрения, только после возвращения в Абхазию всех вынужденно перемещенных лиц и беженцев вне зависимости от их национальной принадлежности и проведения под эгидой ООН демократических выборов. Один из проектов ранее был опубликован нами (Структура и компетенция парламента Абхазии, форум "Грузия Online", 2007).
Если после полного возвращения в Абхазию всех вынужденно перемещенных лиц и беженцев, обеспечения безопасности для этих лиц и оставшегося населения Абхазии, а также стабилизации ситуации Временным координационным советом (с участием представителей центральной власти Грузии, нынешней власти Абхазии, специального представителя Генерального секретаря ООН (председатель совета), стран друзей Генерального секретаря ООН ) будут проведены демократические выборы и вновь избранный, например, двухпалатный парламент квалифицированным большинством поставит вопрос о независимости Республики Абхазия, то тогда такую постановку вопроса можно считать, с моей точки зрения, вполне легитимным.
Вместе с тем, мы все разбросанные по всему свету сотни тысяч уроженцев Абхазии с надеждой смотрим в будущее и ждем мирного возвращения в родную Абхазию. Думаю, что все вопросы между нашими народами решаемы. Надо только чтобы этому процессу новые компетентные люди дали позитивный импульс и свежие идеи. И тогда события начнут стремительно развиваться в правильном направлении. Ведь нам Всевышним суждено жить вместе. Поэтому, свято чтя память о наших славных предках, веками живших в мире и согласии, испытывая безграничную любовь к Родине, мы обязаны, основанным на полной тяжёлой правде, прямым диалогом преодолеть все сложности и найти так жизненно необходимый всем нам путь к примирению.
Что же касается нас, то мы, представители научной и творческой интеллигенции, естественно должны выражать чаяния своих народов, но при этом заострять внимания не только на трагические периоды наших взаимоотношений, но, в первую очередь, и на продолжительные многовековые периоды нашей совместной братской жизни.
В одном из наилучших университетов мира – Московском государственном университете, нам уроженцам Абхазии грузинской и абхазской национальности, наряду с высокими научными знаниями, к счастью, прививали демократические, свободолюбивые мысли о равенстве и братстве всех народов независимо от их численности и площади территории проживания, поэтому мы призываем все здоровые силы российского общества, всех носителей лучших черт и традиций русского народа способствовать установлению прочного и справедливого мира в Абхазии. Мы грузины и абхазы должны вместе с мировым сообществом, в первую очередь США, Европой, Россией найти «modus vivendi”, который будет приемлем, с точки зрения, исторической справедливости и демократического решения проблемы.