Позабытая тема
Дата: 24/08/2013
Автор: Малхаз Патарая, Председатель движения "Возвращение"
(Небольшой комментарий на статью г-на Николоза Вашакидзе "О формуле урегулирования проблемы Абхазии") Полагаю, что автором статьи правильно осмыслены лживость и фарисейство одного из наших многолетних безрассудных трагических проявлений, лозунга о "братстве и восстановлении дружбы". Практика этнократии и апартеида, установленного Россией в Абхазии десятки лет назад, придание представителям апсуа этноса незаслуженных привилегий, вызвало отчуждение этих людей от нас, и внедрило в них синдром безнаказанности, что стало плодотворной почвой для укрепления Россией психологии ненависти к грузинам во взращенной ими прокремлевской элите апсуа, и затем в общественности. Этому содействовали глухота, слепота, и равнодушие грузинской советской должностной и творческой элиты к протекающим в Абхазии процессам. Причиной того, вероятно, было не только то, что эта элита тоже была взращенной захватчиком. Трусливость сознания "старшего брата", беспечность и беспринципность нашей элиты, и без условий следовавших ей людей, дали неслыханный толчок ненависти, искусственно культивируемой захватчиком в абхазском этносе. Эти весьма прискорбные проявления нашего национального характера нанесли стране не меньший ущерб, чем идущие из Москвы импульсы. А все это в конечном итоге завершилось геноцидом, и изгнанием грузинского населения из родных мест. В связи с этим вспоминается одна история. После мощной национальной манифестации, проведенной в 1978 году в Тбилиси в защиту грузинского языка, Кремль пошел на попятную, но не простил нам. В том же году по подстрекательству Москвы апсуа устроили в Абхазии антигрузинские выступления, показательно сжигали грузинские книги в Гудауте, и собравшиеся на площади Ленина в Сухуми требовали присоединения к Краснодарскому краю. Тогда первым секретарем ЦК был Шеварднадзе, он обошел почти всю Абхазию, дескать, выполним любую вашу прихоть, только успокойтесь. Всех ярых антигрузин приголубил и продвинул по службе, тем временем надолго отправив одних местных грузинских патриотов в тюрьму, и уволив других с работы. Повсеместно проводились бесконечные мероприятия дружбы и братства, и клятвы верности обнаглевшим сепаратистам. Одна такая встреча состоялась между грузинскими и абхазскими историками в Боржоми. Но произошло непредвиденное: в первый же день апсуа-историки зацепились за что-то, покинули встречу, и отказались прийти на запланированный банкет. Смекалистые местные партработники нашли выход, оперативно устроили второй банкет в другом ресторане, превосходно провели стол и отлично кутили вместе с гостями. Тогда тоже с пониманием относились к позорным, и трагическим для нас обстоятельствам. Разумеется, ни у кого из осрамленных, оскорбленных грузинских ученых не появилось чувство протеста, за исключением одного. Он встал с грузинского стола, пошел за второй стол грузино-абхазского братства и дружбы, и выдал прямо в лицо разгулявшимся с местными грузинскими партработниками абхазским ученым: "Когда вы прекратите скоморошничать, до каких пор нянчиться с вами". Это был господин Нико Чавчавадзе. На следующий день все они без исключения явились на рабочее собрание. На протяжении двадцати лет с трагедии Абхазии мы занимались тем же, и еще немало лет будем топтаться на месте, если так и будем продолжать. Статья г-на Николоза Вашакидзе любопытна с этой точки зрения. Автор четко видит вышеупомянутую проблему и тревожится об этом. Я согласен с тем, что выход в равенстве и верховенстве закона, но и здесь не следует "нянчиться". В прокуратуре Грузии в дальний ящик сложены многие десятки томов, отражающих геноцид, устроенный Россией грузинскому населению в Абхазии. Допрошены свыше 25 000 очевидцев, свидетелей и пострадавших, установлены множество жутких фактов безжалостной резни грузин. Разоблачено около 20 организатора и 800 исполнителей. Однако эти материалы никак не могут увидеть свет Божий. Опять-таки, наверное, из-за фальшивейшего клише восстановления братства и дружбы, которое мы никак не можем выкинуть из головы. Нам, грузинам, испокон веков присущи любовь, уважение и толерантность к людям другой национальности и вероисповедания. В этом нас подкрепляет наша громадная история и культура. Однако это не должно быть бескрайним, не должно переходить за грани разумного, и перерастать в моральную неразборчивость и трусость.Злодеяние должно наказываться силой закона, должен быть установлен геноцид грузинского населения в Абхазии, и следует начать правовое преследование в отношении всех, кто спланировал, и осуществил это. Мы будем государством и народом, если не скроем это преступление человечества, и никого не станем прикрывать. Наряду с деоккупацией Абхазии от захватчиков, именно это и является важнейшей формулой последующего мирного сосуществования с апсуа - верховенство закона и права. К тому же, это является моральным, потомственным долгом перед памятью тех тысячи невинных грузин, кровь которых по сегодняшний день взывает к справедливости. Было бы отрадно, чтобы статья стала предметом дискуссии, что бесспорно будет содействовать формированию правильного мнения в отношении главной для страны темы - возвращения оккупированных территорий. Может быть, наконец, нам удастся преодолеть многолетнее плутание по бессмысленным ложбинам "братства и дружбы".
|