Этническая и языковая идентичность проживающих в Абхазии и Аджарии абхазов по переписи населения 1989 года
Дата: 12/12/2012
Автор: Софико Чаава, sociolinguist.wordpress.com
Часто в самосознании группы постепенно усиливается и обостряется претензия в отношении определенной территории. Та или иная группа в поддержку своей позиции вспоминает или выдумывает историческое прошлое, возится и выискивает географические названия, архитектурные памятники, надгробные камни, молельни, легенды… Иногда истину превращает в фикцию в свою пользу. Сочиненное, сфальсифицированное, перекроенное прошлое усиливает в самосознании группы чувство принадлежности к этой территории, способствует представлять себя ее владельцем. Поэтому многие этнические, религиозные и лингвистические конфликты мира связаны с вопросом самоопределения. Неадептность личности, социального объединения, группы с социальной или чуждой этнической средой вызывает нарушение гармонии, дискомфорт и, следовательно, конфликт (Кавказский институт мира, демократии и развития, 1998.5).
О вопросах, связанных с этнической идентичностью абхазов, высказано немало резко отличающихся друг от друга мнений. Результаты демографической и языковой политики, осуществленной Россией, повлияли на национальную и языковую принадлежность абхазов, которая воочию отобразилась и в результатах переписи населения, проведенной в 1989 году. Правда, советская официальная статистика была идеологизированной и не отражала в точности реальность, но по этим данным все равно выявляется тенденция того времени.
Громадное значение союзной переписи советские статистики определяли следующим образом: "Статистические данные имеют большое значение, поскольку невозможно открывать национальные школы, изучать процесс развития народов и национальностей, не зная национального состава населения, сколько людей владеет сколькими языками Советского Союза".
"Демографические данные лягут в основу составления девятого пятилетнего плана и разработки долгосрочных прогнозов. А данные переписи о языковых данных населения помогут нам лучше спланировать выпуск литературы на языках народов Советского Союза, развитие культуры и образования, средств массовой информации" (стр.13).
"Язык выполняет значительную роль в процессе последующего развития и сближения народов и национальностей нашей страны. Рост числа людей, свободно владеющих другими языками народов Советского Союза, свидетельствует о повышении мобильности людей, создает большую возможность для расширения межнациональных отношений. Наиболее распространенным среди языков народов СССР является русский язык. В 1979 году его назвали родным 153,5 миллионов человек, в том числе 16,3 млн. человек нерусской национальности. Кроме того, 61,3 млн. человек назвали русский язык вторым языком, которым свободно владеют" (стр.15).
"В основе принадлежности к тому или иному народу и национальности лежит только его самосознание. Человек относится к тому этническому единству, к тому народу, с которым он считает себя связанным по единству языковой культуры, быта и подобных им признаков. Опрашиваемый может причислить себя к той национальности, которая не совпадает с записью в паспорте, родной язык тоже может не совпадать с языком национальности" (Всесоюзная перепись населения 1989 года; 1989.6-9).
Абхазы, говорящие на абхазском языке, в настоящее время двумя большими компактными группами проживают в северо-западной части Грузии, в автономной республике Абхазия, небольшая группа абхазов проживает также в автономной республике Аджария (в городе Батуми и близлежащих селах). Гораздо большее количество абхазов проживает в Турции, небольшая группа живет в Сирии. Абхазы, мигрированные из автономной республики Абхазии, рассеяны по Российской Федерации и другим постсоветским странам, а мигрированные из Турции живут в государствах Западной Европы (больше всего проживает в Германии). (Гванцеладзе. 2003. стр. 18).
Как отмечают непосредственные участники переписи населения 1989 года, абхазы, оказывается, проявляли особое внимание к переписи, они детально исследовали, не имело ли места какого-либо рода нарушение. Это отношение еще больше обострялось тем, что по данным 1970 года в Абхазии было зафиксировано больше армян, чем абхазов. Вероятно для исправления данных, и не только этого, они прикладывали все усилия, чтобы было зафиксировано как можно больше абхазов. Одно такое нарушение было связано с учетом студентов, по правилам, студенты должны были пройти учет по настоящему месту учебы, но абхазы фиксировали количество абхазских студентов в обоих местах. Кроме того, абхазами записали и определенное количество армян. В конечном итоге, в данных, отражающих количество абхазов, было записано на 120 000 больше абхазов. Зато было сокращено количество грузин. Грузины опротестовали нарушения, но безрезультатно.
В сборнике дается статистика 1970, 1979, 1989 годов, отражающая этническую и языковую идентичность, по которой количество абхазов в Абхазии в данный период увеличивается с 15% до 17%, а количество аджарских абхазов остается почти неизменным, в частности, последние составляют 0,4% всего населения Аджарии.
В течение вышеуказанного периода отношение абхазов Абхазии к родному языку неизменное, их 97% родным языком признает язык своей национальности. В противовес этому число людей данной категории в Аджарии от 72% сокращается до 55%.
В Абхазии количество абхазов, знающих грузинский язык, в течение 19 лет незначительно увеличилось от 1,4% до 1,6%, а в Аджарии, напротив, от 31,4% возросло до 37,6%.
Количество абхазов, владеющих русским языком, в указанный период возрастает в Абхазии от 45,2% до 63,3%, а в Аджарии от 30,9% до 42,5%. В обоих регионах ощутимо сокращается удельная доля абхазов, не знающих второго языка, в Абхазии от 38,4% до 16,5%, а в Аджарии от 35,6% до 16,2%.
Как выясняется из данных, языковая идентичность абхазов по-разному развивается в Абхазии и Аджарии,
(Продолжение
»»)
|