Вражда не приносит добра
Дата: 26/01/2006
Автор: Анзор Тотадзе
Абхазия всегда составляла неотъемлемую часть Грузии. Грузинские племена обитали на ее территории с незапамятных времен. В научных кругах этот факт не вызывает никаких сомнений. Как указано в Большой Советской Энциклопедии и Советском энциклопедическом словаре, на территории соременной Абхазии с V в. до до II в. проживали — грузинские (картвельские) племена. Примечательно, что в районе современной Абхазии существует село В научной литературе засвидетельствовано, что на протяжени трех тысячелетий южную часть берегов населяли грузины (мегрелы), а к северу проживали колхидские, сванские и, по предположению ученых, возможно, племена (все они картвельские племена). Общеизвестно, что топонимика Абхазии в основном грузинская. Например, топонимы Сухуми, (Пицунда) и многие другие. Грузинские исторические, литературные источники и памятники зодчества Абхазии указывают лишь на то, что с древнейших времен Абхазия восполняла территориальную целостность Грузии. Она относилась к числу тех стран, что считается, в которой на грузинском языке обедни служат и все молитвы исполняют». В «Житии Георгия написанном в 951 г. и рассказывающем о событиях VII—IX вв., Абхазия рассматривается как органическая составная часть Грузии. Иначе непонятным был бы гнев духовного лица Григола Хандзтэли против абхазского царя. Как пишет Георгий Мерчуле, царь скрыл от Григола Хандзтэли монахов, в поисках которых он и прибыл туда. Тогда блаженный отец разгневался на слова царя. Тому не оставалось ничего другого, как привести монахов, а к Григолу он обратился с просьбой: «Теперь поели и осмотрим многие места Абхазии и, где святость твоя пожелает, возведи монастырь на месте том». И действтельно, построил в Абхази монастырь. Можно привести еще один значительный факт: указывая дат создания «Жития Георгий дополняет это седение, сообщая, что оно было написано «спустя девяносто лет» после кончины когда «в сидел католикс грузинами правил сын царя грузинского, абхазами — Георгий, сын царя Константина». Естественно, абхазский царь упоминается не случайно. Не случайно также и то, что грузинские цари по обыкновению зиму проводили в Абхазии. По этому поводу Георгий в «Житии Георгия написанном в 1066—1068 гг. отмечает, что царь, «поскольку приблизилось время зимы и по обыкновению своему (подчеркнуто мною.—А.Т.) отправился в Абхазию... дабы там перезимовать и отдохнуть. и зиму ту мы оставались там». Примечательно и то, что Георгий Мтацминдэли называет Абхазию «страной нашей». Литературные и исторические источники последующих времен рассматривают Абхазию лишь в контексте целостности всей Грузии. Известный ученый-историк и географ XVIII в. в своем фундаментальном труде «История царства Грузинского» рассматривает Абхазию на протяжении всей истории нашей страны как органическую часть Грузии. Так, об объединении в Х веке Картли, Кахетии и Абхазии он отмечает: "Царь Баграт овладел всей этой страной и объединил снова с Картли, яко Абхазети и Херкахни, и в свое царствование сделал их единым государством, и было все это единым царством Ивериею" Вместе с тем, еще ранее, в IV в кога лазы под своим началом почти всю Западую в Лазское царство входила и территория современной Абхазии. Надо указать, что название "Абхазское царство", которое в VIII—Х в. являлось сильным государством и охватывало всю Западную Грузию, некоторым давало повод считать его лишь абхазским. В действительности в этом периоде Абхазское эриставство сранительно усилилось как часть Грузии, смогло объединить в одно царсто всю Западную Грузию. Подавляющее большинство его населения составляли грузины: сваны и часть — собственно абхазы. Как справедливо считает академик Мариам Лордкипанидзе «существенное в том что Абхазское царство... по языку культуре, письменности государственной политике было грузинским государством а цари абхазов по этим же данным, грузины». Следует учесть и то обстоятельство, что армянские историки XI в. (например Иоанн это госуарство именуют их царей — «царями а жителей — "эгрисцами" Однако не всем хочется видеть на морском берегу песок и гальку. Сегодня деструктивные и экстремистские силы Абхазии стремятся с ног на голову поставить историю и с этой целью искажают данные о населении Абхазии. Их цель — доказать, что на территории современной Абхазии грузины всегда составляли незначительное количесто, а численность абхазов сегда их превосходила, поэтом с их точки зрения коренным населением Абхазии являются только абхазы. Вопрос численного соотношения этих двух народов в Абхазии необъективно и тенденциозно рассматривают С. Б. и др. Например, Б. Ашуба в своей работе «К истории формирования соременной ситуации в Абхазии» не делает правильного анализа почти ни одного демографического показателя и рассматривает их тенденциозно.
(Продолжение
»»)
|